Адекватная самооценка: что это такое и как ее достичь? Заниженная и завышенная самооценка: причины и признаки. Как научиться адекватно себя оценивать? Адекватная и неадекватная самооценка в психологии

Не можете понять, насколько адекватна самооценка ребенка? Подводит пресловутый материнский инстинкт?! Узнайте, как справиться с проблемой, не прибегая к помощи дорогостоящих психологов!

Каждому человеку присуще желание обеспечить себе и своим близким достойное будущее путем достижения поставленных целей или осуществления заветной мечты. Важным помощником в реализации этой миссии является адекватная самооценка, формированию которой необходимо еще с детства уделять повышенное внимание.

Неверное представление о собственных возможностях, заложенное в юном возрасте, приводит к появлению многочисленных комплексов и тотальным неудачам во всех начинаниях.

Адекватная самооценка личности. Характеристика

Адекватная самооценка, представляющая собой правдивую и разумную оценку индивидом своих способностей, а также нравственных и физических качеств, незаменима для полноценной жизни человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Здоровое самовосприятие позволяет правильно рассчитывать свои силы и реалистично подходить к выбору задач.

Признаки адекватной самооценки:

  1. Умение любые перемены обращать себе на пользу . Многочисленные примеры доказывают, что неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.
  2. Спокойное восприятие конструктивной критики . Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.
  3. Способность противостоять стрессам . Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях, имеет обыкновение оказывать разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.
  4. Желание не только принимать, но и делиться . Консультируя людей, у которых чрезмерно высокая либо низкая самооценка, специалисты нередко говорят о том, как важно научиться отдавать, не требуя ничего взамен. Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.
  5. Искусство справляться с негативными эмоциями . Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и прочих людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут.

Причины низкой, равно как и завышенной самооценки следует искать в детских годах, поскольку ее формирование начинается с малолетства.

Психологи со всей уверенностью заявляют, что значительное влияние на этот процесс оказывают следующие факторы:

  • характер, образ жизни и отношение родителей;
  • опыт общения со сверстниками в детском саду, школе и других учебных заведениях, а также вне их;
  • имеющиеся в наличии заболевания (в том числе, инвалидность и травмы);
  • внешние данные;
  • правильные или искаженные представления о собственной личности, внушенные, кем бы то ни было;
  • реакция и отношение посторонних людей;
  • религиозные верования;
  • культурные обычаи и традиции семьи.

У детей-дошкольников

  1. Давать реальную оценку успехам . Любящим родителям свойственно бурное проявление восторга по отношению к любым, даже самым незначительным достижениям малыша. К сожалению, преувеличение его достоинств, нередко накладывает неизгладимый отпечаток на самооценку, безжалостно повышая ее.
  2. Никогда не сравнивать ребенка с его сверстниками . Постоянно проверяя способность любимого чада соперничать с соседскими мальчишками и девчонками, можно оказать ему дурную услугу: развить мощнейший комплекс неполноценности или же невероятно раздутое чувство собственного превосходства.
  3. Следить за своим тоном и жестикуляцией . Произнося хвалебные слова необходимо быть максимально дружелюбными, а в случае, если ребенок провинился – следует проявить известную строгость. Совершенно лишнее — кричать, бешено размахивая руками, поскольку малыш может испугаться и надолго потерять способность адекватно оценивать свои поступки и реакцию родителей на них.
  4. Поощрять проявление инициативы . Тщательно оберегая дошкольника от любых проявлений самостоятельности, можно вырастить неуверенного в себе человечка, не умеющего и шага ступить без материнского совета.
  5. Предлагать задания и игры , соответствующие возрасту ребенка. Многие родители имеют склонность переоценивать возможности своего чада и стремятся преподнести ему материал, предназначенный для куда более взрослых ребят. В результате несчастный кроха теряет веру в свои силы, а заодно и желание заниматься чем-либо.

У подростков


У взрослого человека

Если развитие адекватной самооценки у ребенка в немалой степени зависит от его родителей, то взрослый человек должен позаботиться о себе сам. В частности, ему необходимо:

  • перестать завидовать чужим успехам и заняться самосовершенствованием;
  • покончить с выискиванием недостатков и обратить свои усилия на поиски достоинств;
  • научиться с благодарностью принимать и безвозмездно отдавать комплименты;
  • расширить круг общения, впустив в него инакомыслящих людей;
  • уделять больше внимания собственным мечтам и желаниям.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что адекватная самооценка это своеобразный рычаг, с помощью которого людям позволено менять свою жизнь в лучшую сторону!

Видео: Как повысить самооценку

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка

Как мы с вами уже установили, неадекватная самооценка может быть как заниженной, так и завышенной. Некоторые психологи (Л. Н. Корнеева, 1984) описывают не две разновидности нереалистичной самооценки, а несколько больше. Давайте познакомимся с ними.

1. Заниженная самооценка: постоянное использование механизмов психологической защиты, неуверенность в себе. Человек с заниженной самооценкой предпочитает вести себя в соответствии со стратегией «гарантированного успеха», т. е. выбирает лишь такие цели, которых заведомо может достичь, без риска неудачи – и очень часто эти цели оказываются ниже его настоящих возможностей. И в учебе, и в работе такие люди ведут себя пассивно, держатся в тени – не потому, что и в самом деле ни на что не способны, а потому, что слишком боятся допустить какой-нибудь промах. Уровень успешности обычно ниже среднего, но в целом стабилен: вполне постоянное «посредственно».

2. Неустойчивая, преимущественно заниженная самооценка: активизированные механизмы психологической защиты. Предпочтение отдается таким способам поведения, которые поддерживают стратегию «обесценивания неудачи», вроде как «не удалось достичь желаемого – ну и ладно, не больно-то и хотелось». Люди с таким типом самооценки обладают завышенным уровнем притязаний и, поставив перед собой слишком сложную задачу, не прикладывают целенаправленных усилий к тому, чтобы ее решить.

Впрочем, встречаются и упрямцы, которые пытаются допрыгнуть до установленной слишком высоко планки; но делают они это без всякой предварительной подготовки, без опоры на свои возможности и способности – в этом и проявляется заниженность самооценки: эти люди не видят и не ценят своих сильных сторон и выбирают цели более или менее наугад. Успехи, которых удается достичь в учебе или в профессиональной деятельности, незначительны и нестабильны. При этом свои неудачи человек с неустойчиво-заниженной самооценкой объясняет сторонними причинами, несправедливостью начальства и т. п.

3. Завышенная самооценка: основное стремление – любой ценой уберечься от неудачи, и потому люди с такой самооценкой, подобно первому типу, всеми силами стремятся избегать целей, достижение которых не гарантировано на 100%. Это уже знакомая нам стратегия «гарантированного успеха». Такие люди стремятся скрыть даже от самих себя тот факт, что их возможности ниже притязаний, и потому уклоняются от любых ситуаций, в которых могло бы выявиться это несоответствие. В результате – деятельность этих людей может быть даже и довольно успешной (причем стабильно), но все же ниже их реальных возможностей.

4. Устойчивая завышенная самооценка: необоснованная уверенность в собственных способностях, возможностях, дарованиях. Часто такая самооценка формируется у людей, действительно обладающих значительными способностями в каком-то одном виде деятельности: например, успехи в спорте человек может «автоматически» переносить и на сферу бизнеса, полагая, что в предпринимательстве он непременно добьется таких же успехов, как на беговой дорожке. При этом он не отдает себе отчета в том, что качествами, необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности, он вовсе не обладает, а его победы в беге на короткую дистанцию – отнюдь не гарантия больших достижений в неизвестной ему сфере.

Человек с устойчиво завышенной самооценкой «с разгона» ставит перед собой сложные, труднодостижимые цели в плохо знакомых областях деятельности, первые неудачи игнорирует и приписывает их случайности. Но повторение неудач приводит к очень сильным переживаниям, к настоящей эмоциональной буре.

Изначально самооценка формируется у ребенка при получении опыта достижений и неудач: совершая первые шаги (как в прямом, так и в переносном смысле), взаимодействуя с окружающим миром, он начинает осознавать свои возможности, выяснять, что он может сделать, а что – нет, к каким результатам приводят те или иные его действия. И конечно, очень мощным источником для формирования самооценки является отношение к ребенку взрослых – прежде всего родителей, затем воспитателей, учителей, а с наступлением подросткового возраста огромное значение приобретает и мнение сверстников.

Да и в зрелом возрасте наше отношение к себе, безусловно, в изрядной степени зависит от мнения других людей – но, конечно, уже совсем не так сильно, как в детстве. Но если самооценка у человека отклоняется от адекватной, это всегда проявляется и в том, что он чрезмерно полагается на отношение к нему окружающих: знание самого себя развито недостаточно, и постоянно требуется «зеркало».

Проблема заключается в том, что если в определении своей значимости человек целиком полагается на одобрение окружающих, он обречен на весьма неприятные переживания, когда его перестанут хвалить или даже начнут критиковать (пусть даже эта критика будет вполне конструктивной). Если другие люди не будут поддерживать самооценку такого человека на высоте, он неминуемо начнет ощущать себя безнадежным неудачником.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Самооценка В иерархии потребностей Маслоу самооценка помещена следом за потребностью в любви и душевной близости. Однако самооценка труднодостижима. Вы не можете пойти и купить ее. Она не разливается по бутылкам и не производится искусственным способом. Самооценка

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Самооценка Тему самооценки как составляющей Я-концепции, мы уже затронули в предыдущем разделе; теперь рассмотрим эту важнейшую структуру более подробно.В процессе изучения самооценки психологи часто просят испытуемых изобразить ее наглядно – в виде точки на

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

Самооценка Однако потребность человека любить и быть любимым не снижается по мере его взросления. Более того, с возрастом эта потребность только увеличивается, так как сознание взрослого человека неразрывно связывает такие понятия, как "любовь" и "самооценка". Иными

Из книги Занимательная физика отношений автора Гагин Тимур Владимирович

Самооценка Самооценка - очень многогранная потребность. Она может проявляться по-разному. Но есть два основных ее вида: самооценка вида «вот я молодец и остальные зрители», и самооценка вида «он(а) молодец, и при этом со мной, а потому и я молодец». Любимое кино - Здесь

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Самооценка Джерри очень аргументировано общался со своими внутренними частями, но, несмотря на это, ответы не возникали. Я заметила, что Джерри все время уходил в себя, чтобы задать вопрос, в это время он хмурился, и появлялось сердитое выражение лица. После этого он сказал

автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Здоровый ребенок обладает чувством самоуважения, самостоятельностью, верой в свои силы. Он хочет сам принимать решения, он видит цель и готов прилагать усилия для ее достижения.Ребенок–циклотимик пытается построить отношения со взрослыми на принципах

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Подростка–циклотимика отличают прекрасное расположение духа, любовь к жизни, которые сочетаются с его высокой самооценкой, чувством самоуважения, уверенности в своих

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Циклотимика отличает нормальная самооценка, высокая степень самопринятия, чувство самоуважения. Его великолепный дар верного тестирования реальности не подводит его при оценке своего внутреннего мира. Он легко подмечает свои сильные и слабые стороны и

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Здоровый ребенок. С самого раннего детства видна высокая самооценка ребенка–эпилептоида. Едва вступив в этот мир, он уже хочет, чтобы огромная Вселенная работала в соответствии с его представлениями и чертежами.Он не скрывает своего желания контролировать

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА В толпе подростков эпилептоид заметен сразу: громкий голос, высоко поднятая голова, спортивная фигура, накачанные мышцы. Он излучает силу и уверенность в себе.Однако напряженная поза, повышенный тонус мышц выдают его готовность проявить

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Эпилептоиду присущи необычайно высокая самооценка, вера в свою исключительность, непогрешимость. Он не способен признать свои ошибки и просчеты, не может раскаяться в содеянном.Люди этого характера обладают комплексом царя Ми–даса и считают, что все, к чему

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Легко угадывается высокая самооценка ребенка, построенная на силе его нервной системы, высоком интеллекте, которыми восхищаются старшие. Впрочем, похоже, что их мнению его волнует

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Самооценка завышена, и чем более невротизирован подросток, тем более ненасытной становится его жажда внимания со стороны

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Именно эта черта - желание постоянно обращать на себя внимание - является стержнем личности, на который нанизаны все остальные поведенческие реакции.«Основа их личности - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Самооценка Методики измерения самооценки в среднем детстве и подростковом возрасте многочисленны и разнообразны (Coopersmith, 1967; Harter, 1985; March, 1988; Piers & Harris, 1969; Rosenberg, 1979). Несмотря на это разнообразие, они имеют ряд общих особенностей. Во-первых, самое очевидное, это то, на что

Из книги Как стать настоящей женщиной автора Еникеева Диля

САМООЦЕНКА Настоящая женщина должна знать себе цену. Но не называть ее мужчине.Д.Е.А теперь поговорим о том, без чего невозможно стать Настоящей Женщиной, - о самооценке.Самооценка - это то, что ты думаешь о самой себе, то, как ты себя ценишь. Иными словами, если взять

Самооценка – это компонент самосознания. Человек оценивает себя, свое место среди окружающих, способности. Она бывает адекватной, средней, завышенной, заниженной и низкой. На ее уровень, по мнению , в первую очередь влияет семейное воспитание. Уровень самооценки не формируется с рождения. На него влияет воспитание, характер родителей. Завышенная самооценка – это переоценка своего потенциала человеком. Про таких людей нередко говорят, что они оторваны от действительности. Заниженная самооценка отличается отрицательным отношением к себе. Такой человек уделяет повышенное внимание недостаткам, при этом о собственных достоинствах знает мало.

Адекватная самооценка и уровень притязаний

Самооценка формирует самосознание личности. Она состоит из двух компонентов:

  1. Когнитивный. Он отражает информацию о себе, которую человек получил;
  2. Эмоциональный. Компонент выражает отношение индивида к себе (характеру, привычкам).

Психолог из США У. Джеймс создал такую формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Рассмотрим, как влияет на самооценку уровень притязаний и успех. Уровень притязаний характеризуется желаемым уровнем самооценки личности. Это уровень, которого человек хочет добиться. Он касается , . Успех – результат, которого достиг индивид. Повышение показателя произойдет с помощью увеличения результата действий или уменьшения уровня притязаний.

Адекватный уровень – это способность к объективной оценке себя и своих способностей. Человек имеет адекватное представление о своем месте в обществе, принимает свои чувства и качества характера, его плюсы и минусы.

Натаниэль Бранден – известный психотерапевт считает, что здоровая самооценка дает внутреннюю стабильность и уверенность, без которых невозможно справиться с жизненными вызовами. Он дает в своей книге «Шесть столпов самооценки» шесть практик для формирования здоровой, адекватной самооценки.

Заниженный уровень самооценки

Признаки заниженной самооценки проявляются в любой период жизни, но задатки формируются в детском возрасте. Это проблема встречается в обществе нередко и мешает нормальному существованию человека. Человек с заниженной самооценкой сомневается в своей привлекательности, возможностях, боится вызвать смех и неприятие у людей. Часто проявляется сильная обидчивость, зависть. Человек рискует не реализовать потенциал из-за нерешительности, застенчивости.

Каковы признаки заниженной самооценки?

Признаки заниженной самооценки следующие:

  • Негативные фразы в речи. «Может быть», «вряд ли», «не уверен». Человек может не осознавать, насколько часто он произносит эти слова, но они указывают на его отношение к жизни;
  • Частое плохое настроение. Человек часто думает о своих недостатках, критикует страну, окружающих людей, пряча за цинизмом плохое настроение;
  • Перфекционизм. Он проявляется в чрезмерном внимании к внешности, стремлении быть во всем лучше остальных;
  • Одиночество. Страх новых знакомств, избегание общения;
  • Боязнь рисков. Даже если человеку предлагают повышение по работе, он может отказаться из-за страха не оправдать ожидания;
  • Чувство вины. Человек с заниженной самооценкой может брать вину на себя, извиняясь перед всеми, даже если ситуация его касается косвенно;
  • Низкая инициативность. В споре человек не будет доказывать точку зрения, а порученное дело при первой возможности отдаст другому.

Человек при заниженном уровне склонен к одиночеству

Если практически каждый из перечисленных признаков заниженной самооценки прослеживается в поведении, следует задуматься об активных действиях для решения проблемы.

Как заниженная самооценка влияет на нашу жизнь

При заниженной самооценке индивид не оценивает по достоинству свои усилия и таланты. Он будет согласен на меньшее при большем потенциале. Такого человека часто окружают люди, критикующие его, и он не прекращает общение с ними. Не будут совершаться попытки повысить качество жизни, так как отсутствует . Человек считает, что такую жизнь он заслужил.

Как работать с заниженной самооценкой?

Для повышения нужно:

  1. Выявить . Позитивные аффирмации, если они не соответствуют действительности, не всегда приносят пользу. Лучше определить установки, подчеркивающие действительные черты характера. Не нужно недооценивать надежность, тактичность, ответственность, даже если кажется, что эти свойства менее признаются в обществе, чем умение легко найти общий язык. Важно принять именно свои стороны личности и научиться их ценить;
  2. Стараться не допускать самокритики. Все люди негативно реагируют на неудачи и унижения. Но индивид с заниженной самооценкой будет существенно преувеличивать ситуацию. Следует представить, что неудача произошла не с вами, а с другом. Нужно написать ему письмо, чтобы поднять его настроение и утешить. Постарайтесь проявить доброту, заботу, сопереживание. Затем описать событие, основываясь только на фактах, без эмоций. Нужно понимать, что человек при заниженной оценке себя может неправильно реагировать на выражение лица других, случайно услышанные обрывки фраз, которые не относятся к делу. Даже слова о себе он нередко истолковывает неправильно. Следует стараться анализировать неприятную ситуацию максимально сухо;
  3. Приступать к действиям. Аффирмации и визуализация не поможет повысить собственную значимость без . Следует начать с не очень трудной задачи. Важно, чтобы при неудаче не было серьезных последствий. Для начала стоит собрать максимум сведений о методах решения, сформировать план действий. Затем спокойно и пошагово начинать решать задачу.

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка – переоценка человеком своих возможностей. У нее есть плюсы и минусы. Положительная сторона – уверенность индивида, помогающая добиваться успехов. Негативные стороны – чрезмерная эгоистичность, пренебрежительное отношение к мнению других людей, переоценка своих сил. Если происходят неудачи, человек может впасть в . Поэтому даже при плюсах такого самосознания ее нельзя считать полезной.

Основные признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка проявляется достаточно однообразно. Индивид считает себя выше остальных. Иногда люди сами его переоценивают, из-за чего появляется гордыня, которая останется даже после момента славы.

Признаки завышенной самооценки:

  • Уверенность в своей правоте даже при наличии аргументов, противоречащих ей;
  • При каждом или дискуссии человек оставляет последнее слово за собой;
  • Мнение других людей не признается совсем;
  • При неудаче вина перекладывается на общество, сложившуюся ситуацию;
  • Приносить извинения такой индивид не умеет;
  • Человек всегда соперничает с окружающими, стремится их превзойти;
  • Точка зрения высказывается постоянно, даже при отсутствии выраженного желания ее слушать;
  • Слово «Я» слышится от него в любом споре очень часто;
  • Критика не воспринимается, выказывается безразличие к мнению других;
  • Необходимо оставаться идеальным, не совершать ошибок;
  • Любая неудача выбивает человека из прежнего ритма, чувствуется раздражение, когда не получается ;
  • Индивид берется за сложные дела, вероятные риски при этом не учитываются;
  • Страх показывать слабость, неуверенность;
  • Свои интересы ценятся выше других, в характере выражен эгоизм;
  • Склонность к обучению людей, вмешательству в их дела;
  • Человек часто перебивает, не умеет слушать, предпочитает больше говорить сам;
  • В его тоне прослеживается высокомерие, просьбы преподносятся в форме приказа;
  • Если не удается быть первым в любом деле, индивид впадает в депрессивное состояние.

При выявлении признаков завышенной самооценки в детстве родителям важно избегать чрезмерной похвалы

Влияние завышенной самооценки на вашу жизнь

Внутри люди с завышенной самооценкой обычно неудовлетворенны собой, чувствуют себя одиноко. Отношения в обществе складываются сложно, так как люди не одобряют надменное поведение. В некоторых случаях в поступках видна агрессия. На критику реакция очень болезненна. При любых неудачах может развиться депрессия, поэтому необходима коррекция завышенной самооценки.

Как бороться с завышенной самооценкой?

  1. Воспринимать любое мнение людей. Человек со стороны может более объективно видеть ситуацию;
  2. При выслушивании критики не допускать ссор и агрессии;
  3. При неудаче следует проанализировать собственное поведение, а не искать причины в окружении;
  4. Похвалу стоит воспринимать критично, понимать ее искренность, заслуженность и соответствие реальности;
  5. Сравнивать себя с людьми, добившимися большего успеха;
  6. Определить свои возможности перед тем, как проявлять инициативу;
  7. Принимать отрицательные стороны характера, не считать их не такими значительными, как у остальных;
  8. Стать немного самокритичнее, так как это качество положительно влияет на развитие;
  9. После завершения дела проанализировать, можно ли было справиться лучше и чего не хватило для этого;
  10. Воспринимать оценку окружающих, а не только собственную;
  11. Принимать желания и чувства остальных, осознавать их важность.

Многих интересует вопрос, как общаться с человеком с завышенной самооценкой. Таких людей обязательно нужно ставить на место. Сначала лучше делать это деликатно, затем можно прямо спросить, почему он считает себя лучше остальных.

Не стоит воспринимать попытки унижения от таких людей. Они не очень счастливы, так как им приходится играть надменную роль из-за страха быть самими собой.

Самооценка и здоровье

Люди с заниженным уровнем страдают от недостатка положительных эмоций, поэтому энергии и сил у них меньше. Такой человек часто сдерживает свою активность, поэтому энергия не выходит наружу.

Из-за постоянных стрессов индивид теряют аппетит или заедают проблемы, что сказывается на весе. Этими людьми часто манипулируют, на фоне чего у них развивается депрессивное состояние. Избегание ответственности ведет к ограничениям физической активности, что негативно сказывается на состоянии легких, суставов. Завышенная самооценка тоже негативно сказывается на , так как в случае неудачи у индивида часто развивается депрессия, что ведет за собой другие проблемы.

Важно иметь адекватную самооценку. Любое отклонение от нормы негативно сказывается не только на отношениях с окружающими и самореализации, но и на здоровье.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой? " Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная — недооценивание собственных сил;
  • завышенная — переоценивание собственных сил;
  • нормальная — адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всём окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита — это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот — апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или, наоборот — страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обострённое чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они" . Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счёт других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период. Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период. Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.

Единственный ребёнок в семье , когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребёнка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть ". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель , которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом" . Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнёте видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнёте взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.

    Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своём теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.

Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по-своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это даёт реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чём причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации — они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь.

Что это значит?

"Иметь" — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

Возможно, вам знакомо чувство страха: «Я никому не нужна? Я с этим не справлюсь. Что обо мне подумают другие?», или же наоборот близко другое: «Я лучше всех! Мне нет равных в этом деле!». А возможно вас вообще это не беспокоит, тогда вы можете не тратить время на чтение этой статьи. Но, так или иначе, явно или неявно, практически у всех людей появляются признаки неадекватной самооценки.

Это статья для тех, кто хочет вырваться из-под гнета страданий от творческой нереализованности, самоедства, кто готов прислушаться к мнению окружающих его людей и попросить о помощи. А также для всех тех, кто хочет гармонично взаимодействовать с окружающим миром, быть уверенным в собственных силах, ставить перед собой реальные цели и быть гибким в их достижении.

Это статья о том, как Знание и Любовь помогают выравнивать самооценку.

Самооценка

Что такое самооценка? Приведу наиболее интересное, на мой взгляд, определение из всех встретившихся мне при подборе информации по данной теме.
«Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях.
Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим».
То есть самооценка - это субъективное восприятие личностью самой себя посредством локального сравнения своих качеств или черт характера, интересов, достижений или неудач в общении с другими людьми.
Безусловно, знание себя, своих физических и психических сил, а также системы личностных ценностей, дает возможность человеку контролировать и регулировать свои действия. Но когда все эти наши собственные знания и умения поддаются сравнению с наработками (опытом) других людей, бессознательно возникает конфликт собственных интересов.
К примеру, понаблюдали за человеком, зафиксировали понравившийся нам жест, манеру поведения, реакцию или стиль общения - и далее: «Я не такой/такая… умная/красивая/общительная/интересная в общении». Или же произошла обратная реакция - «хм…Какой же глупый, элементарного не понимает!». А ведь это всего лишь мгновение в бесконечном течении времени, а мы уже произвели сравнение себя….
Познание себя по типу «я и другой человек» зачастую закрепляется у человека на всю жизнь и носит мощную эмоциональную окраску, формируя зависимость от мнения других людей. Этот тип познания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций.
Очень важно в развитии познания себя и самооценивания перейти на более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был “вчера” и какой он “сегодня”: совершил смелый, решительный поступок, или, наоборот, струсил. Или - что будет более эффективно для саморазвития - по принципу: какой он “сегодня” и каким он может и хочет быть “завтра”, в своих наиболее совершенных представлениях. А вот здесь очень необходимо развитие и совершенствование внутренних приемов самонаблюдения, самоанализа и самовоспитания. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я».
Сравнение по типу «я и я» дает наиболее объективную характеристику нашему поведению, оценке полученных знаний, имеющимся желаниям и устремлениям, а также всем тем прилагаемым усилиям в достижении поставленных целей. Это как голос совести.
Но и тут есть небольшие нюансы. Для того чтобы не заиграться в игру с самим собой: «К чему менять что-то в себе, когда ты и так вполне замечательный!» или «У меня все равно ничего не выйдет» - предлагаю двигаться дальше по страницам моих рассуждений.

Виды самооценки

Обращаю ваше внимание, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или общественные стандарты, всегда носит субъективный характер.
В психологии существуют разные классификации видов самооценки, но нам для цели данной статьи будет достаточно общепринятых.
Итак, самооценка может быть:
- заниженной
(недооценка себя и своих возможностей);
- завышенной (переоценка себя);
- адекватной (нормальной),
более или менее соответствующей реальному поведению.

Заниженная самооценка

Подбирая материал для этого раздела, я руководствовалась характеристиками собственного проявления заниженной самооценки. Перебирая в памяти разные события и ситуации, переживая их снова и снова, но уже с точки зрения наблюдателя, у меня получился следующий список.
Надеюсь, изучив его, вы сможете посмотреть со стороны на похожие проявления в вашей жизни, на те ситуации, которые могли вызывать и в вас чувство неуверенности в собственных силах. Ведь осознание - это первый шаг к поиску решений и недопущении подобных реакций в дальнейшем.
Вот наиболее яркие черты заниженной самооценки (чувства собственной неполноценности), проявления которой иногда могут характеризоваться диаметрально противоположным поведением.

Отсутствие веры в себя

1.1. Внешний вид и манера одеваться может быть выражена в двух противоположных вариантах:
- Вызывающий, эксцентричный, чрезмерно открытый и/или яркий стиль. Все «недостатки» (неуверенность в себе, следы печали, расстройства, неудовлетворенности) максимально маскируются, так как никто не должен видеть проявление слабости/никчёмности, кроме самых близких людей.
Неприятие самого себя заставляет использовать маски, которые с одной стороны помогают выглядеть более уверенным в себе, а с другой - создают дополнительное напряжение.
- Закрытый, неброский, чрезмерно скромный, иногда доходящий до безразличия к собственному внешнему виду. Предпочтение отдается свободной закрытой одежде. Свойственна печальная/серьёзная мимика, сутулость, скованность/резковатость движений - явное стремление спрятать свое тело, оттолкнуть от него противоположный пол.
1.2. Сложности с приятием комплиментов, знаков внимания
Любое проявление внимания вызывает состояние дискомфорта - ощущение того, что не за что хвалить. Отказ от признания и нивелирование качеств, привлекших внимание. Возникает подозрение, что проявление знаков внимания было не искренним, и что это всего лишь попытка поддержать/подшутить.
1.3. Сложности в построении близких отношений, не важно, идет ли речь о дружбе или о создании семьи. Неуверенность и нелюбовь к себе переносятся на отношения с окружающими людьми, что выражается в подозрительности и поиске проявлений нелюбви, неприятия, непонимания. В случае нахождения или их надумывания, порождаются болезненные переживания, обиды, претензии и истерики.
1.4. Дистанцирование от других, застенчивость порождается страхом помешать/отвлечь кого-то от важного дела, обременить, быть лишним, или быть не понятым, отвергнутым и обманутым. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость, закрытость.
Своими успехами и неудачами такой человек делится только с самыми близкими.
1.5. Слабая инициативность/нерешительность проявляется в избегании ответственности, либо в разделении её с другими людьми из-за страха не выполнить задание, показаться глупым, слабым. Проще принимать участие в видах деятельности, где не нужно проявлять какого-то творчества и инновационных решений, а необходимо лишь терпеливо работать «по-старинке».

Отсутствие веры в будущее

2.1. Заниженные требования к себе
Цели носят приземленный характер или отсутствуют вовсе. Человек довольствуется тем, что есть, не веря в то, что может достичь чего-то большего.
2.2. Не умение фиксировать позитивные свершения, выборы и результаты
Жизненные свершения не замечаются и не приносят уверенности в себе и в будущем. Как следствие отсутствует возможность адекватно оценить свои сильные стороны, выделить сферы творчества, к которым есть интерес и добиться высоких результатов.
Такой человек часто вспоминает жизненные неудачи, обиды, ошибки и упущенные шансы. Нередко возникает чувство жалости к себе из-за неспособности самостоятельно строить собственную жизнь и кажется, что лучшее уже позади.

Зависимость от мнения/отношения других

3.1. Ввиду неумения адекватно самостоятельно оценить собственные достижения, проявляется зависимость от внешних подтверждений результатов деятельности. Например, повышение в должности, в зарплате, положительное мнение родственников/значимых людей и тому подобное.
Та же зависимость проявляется в виде потребности в проявлении внимания со стороны партнёра и друзей (напоминания о любви, нужности и важности, преданности и тому подобное).
3.2. Мнения других людей принимаются слишком близко к сердцу. Стремление исправиться, лишь бы угодить другому, так как мнение других часто является определяющим фактором для определенных психических состояний. Невозможность угодить всем порождает расстройство.
3.3. Любое замечание вызывает множество сомнений в правильности выбора, решения или поступка. Далее следует «опускание рук» и нежелание проявлять инициативу.
3.4. Критика вызывает болезненные переживания, чувство неполноценности, никчёмности, самоедства, расстройства, депрессию.
3.5. Отказ от каких-то привилегий или поощрений связан со страхом, что будут завидовать или сложится мнение, что это неоправданно и незаслуженно.
3.6. Неумение говорить «нет»/отказывать
Невозможность сказать «нет», особенно когда кто-то проявляет внимание, тратит собственное время и силы (например, покупка всего того, что предлагает продавщица в магазине) или отказаться выполнить чью-либо просьбу - ещё одно следствие зависимости от мнения других людей.
Оно также может быть выражено в излишнем внимании к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника, поддержанию безынтересной темы.
Стремление всем угождать, выполнять все просьбы и оказывать всяческую поддержку также может быть связано с желанием всем понравиться.
3.7. Постановка завышенных целей, на реализацию которых потребуется гораздо больше ресурсов, чем запланировано, вызвано желанием получить признание окружающих.
3.8. Страх сделать что-то неординарное, быть в чём-то особенным из-за возможного неприятия или осуждения окружающими.

Чрезмерная самокритика/самоедство/чувство вины

4.1. Постоянное сомнение в совершённых действиях, которые оцениваются как глупые, неуклюжие, неправильные, далёкие от идеала. Идёт не конструктивный анализ (не поиск правильных решений), а эмоциональное самоедство.
4.2. Придание большой важности какому-либо своему поражению, неудаче приводит к долгим переживаниям и укорам себя за неверные выборы и поступки. Иначе говоря, раздувание «из мухи слона».
4.3. Чувство вины и самоедство проявляется из-за несоответствия чьим-то ожиданиям (особенно близким и значимым для меня людям): «Не такая умная (успешная, красивая, хорошая и др.)». Ощущение чувства вины может быть вызвано надуманными причинами, если с человеком: не поздоровались, не так посмотрели, не улыбнулись, не перезвонили, грубо ответили и пр. Идёт самоедство и мысли типа: «Что я могла сделать не так, что они так ко мне относятся? Ведь так сложно заслужить их внимание! Что со мной не так, что я сделала неправильно?».
Давайте попробуем нарисовать психологический портрет человека с заниженной самооценкой. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость. Одержим желанием всем понравиться, угодить, оказать поддержку. Излишне внимателен к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника. Зависим от мнения и отношения других людей, а также от внешних подтверждений результатов своей деятельности. Склонен к самоедству и повсеместному (тотальному) чувству вины. Обидчив, завистлив, ревнив. Часто свойственно чувство усталости и депрессии.

Завышенная самооценка или высокомерие

Далее я привожу наблюдения человека с завышенной самооценкой за собой. Возможно, вы удивитесь, что человек с высокомерием наблюдает за собственными реакциями, оценивает их, а также прикладывает усилия для их нивелирования. Но чуть позже вы узнаете про многоуровневость самосознания, и всё встанет на свои места.
Итак, вот наблюдения. Они сгруппированы в небольшие тематические блоки:
1. Считает себя самым умным, что может характеризоваться следующими проявлениями:
- Желание спорить, когда кто-то высказывает своё мнение уверенно, даже если ещё не включился в смысл обсуждаемого. Ощущается как некое возмущение внутри, сразу категорично сказать: "Нет, это не так!"
- В высказываниях присутствует надменность, с внутренним вопросом "Да что тут непонятного?!" Если человек не воспринял высказанную информацию, желание повторять её множество раз.
- Нежелание вслушиваться в рассуждения людей из-за ощущения собственного всезнания и всепонимания.
- Когда кто-то говорит "глупость" возникает желание обратить на это внимание всех, высмеять или реализовать своё превосходство, быстро высказав что-то более "правильное".
- Непонимание чего-то или незнание, признаваемые другими людьми, вызывает раздражение (внутренний голос: «я же это знаю и понимаю и как это можно не понимать») и желание скорее высмеять или как-то выказать, что это не нормально, вместо того, чтобы искренне помочь человеку своими объяснениями.
- Сложность слушать и впитывать информацию собеседника опять же из-за самомнения и желания самому реализовываться в демонстрации своих знаний, пониманий, способностей.
- Субъективно воспринимаемая нелогичность мышления или «недогадки», отсутствие логических выводов вызывают раздражение. Внутренний голос: "Как можно не понять/догадаться?", "Как можно так думать?".
2. Считает себя лучше других:
- Проявления заниженной самооценки или высокомерия другими людьми вызывает раздражение и осуждение, желание указать на это третьим лицам и обсудить-осудить с ними.
- Поиск, подмечание и раздражение на несовершенства других людей. Представление последствий и конфликтных ситуаций, которые могут сложиться из-за таких проявлений. Фантазии на тему, как и что вразумляющее, обычно в назидательно-разоблачающем стиле, можно было бы сказать другим людям об их несовершенствах.
- Активность, инициативность других людей, привлечение к себе внимания вызывает раздражение и зависть.
- Если человек в чем-то превосходит личность с завышенной самооценкой, то сначала идет автоматическое нивелирование этого превосходства, придание им несущественности, незначительности, а также одновременный поиск собственного превосходства в чем-то другом. Поиск собственного превосходства ведется в том же направлении что и превосходства оппонента. Например, «Ничего, что я меньше отжимаюсь, зато я быстрее бегаю». Для возможностей сравнения происходит автоматическое обращение внимания и подсчёт результатов деятельности других людей.
3. Болезненно воспринимает критику:
- Если оказывается не прав, то испытывает состояния смятения и стыда, кровь приливает к лицу и возникает желание “провалиться на этом месте”, то есть исчезнуть. Далее эти состояния сменяются самообвинением в торопливости в высказываниях и желанием оправдаться или обмануть, что не это имел в виду.
- На замечания, вне зависимости от справедливости, идёт раздражение, желание указать источнику на его недостатки или на то, что он пытается ограничить свободу и потребности. Или ответить чем-то вроде «На себя посмотри!», или уличить его в других «грехах». Это может сохраняться долгое время и выжидать удобного случая для реализации. Особенно болезненно воспринимаются многократные замечания на похожие «проколы», которые чаще бывают между супругами или родителями и детьми.
4. Другие:
- В любых возникающих проблемах или трудностях винит окружающих, но не себя.
- Посторонняя помощь для него - табу, ведь чтобы ее принять, ему следует признать собственное несовершенство (отсюда и сложность работы в команде).
- Неприятие похвалы за исключительные действия - "я всегда такой, что тут такого!"
- Раздражается, когда задают вопрос, на который он не знает ответа совсем или не может ответить так красиво и полноценно, как хотелось бы. Далее, возможно, он попытается ответить общими фразами или выдать свои предположения и фантазии за реальные, достоверные знания.
- Избегает любыми способами прямых соревновательных моментов, где явно возможны проигрыши.
Попробуем нарисовать психологический портрет личности с завышенной самооценкой. Проявляет надменность и пафосность. Вспыльчив, часто пребывает в состоянии раздражения и недовольства другими людьми и обстоятельствами. Склонен к сарказму, насмешкам над другими людьми и сплетничеству. Эгоцентричен, считает, что всё должно крутиться вокруг него. Ревнив.
Основная разность в поведении высокомерных людей в том, что каждый из них считает ниже своего достоинства. Например, оправдываться.

Особенности проявления неадекватной самооценки в поведении

На первый взгляд два совершенно разных психологических образования: завышенная и заниженная самооценка. Но это только на первый взгляд. Уверена, вы обратили внимание на некоторое сходство между ними. Итак, человек с завышенной или заниженной самооценкой:

Испытывают внутренний конфликт и психологическое напряжение;

Пребывают в иллюзии относительно своих возможностей;

Невысокая потребность в саморазвитии (причины: отсутствие стимула/отсутствие веры);

При условии гипертрофированности проявления признаков высокомерия и неуверенности в себе - небольшой круг общения (причины: сконцентрированы на себе/ замкнуты)

В основной своей массе мы умудряемся совмещать в себе оба противоположных полюса самооценки. Так, например, если у человека на работе или в общении с внешним миром самооценка занижена, он пытается компенсировать её дома, становясь эдаким «домашним тираном». И наоборот, если дома он ощущает признаки заниженной самооценки, то компенсирует её во внешнем мире, поэтому для окружающих может выглядеть гордецом.

То, что часто принимают за низкую самооценку и называют «синдром заниженной самооценки» или «комплексом жертвы», на самом деле может быть, напротив, завышенной самооценкой: завышенная самооценка плюс склонность к позиции жертвы создает иллюзию низкой самооценки.

Неуверенность в одной сфере творчества часто компенсируется высокомерным поведением в другой сфере. Например, женщина на работе «с виду серая мышка», а вот на кухне великолепный кулинар - прекрасно печёт булочки с корицей. У неё это получается просто волшебно. Вполне может оказаться, что её заниженная самооценка компенсируется критичной оценке других людей в части кулинарии.

Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то - это преступление. И вместо того, чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет. В отличие от обмана, данное поведение будет бессознательным, и человек сам будет верить, что способен на всё.

Таким образом, неадекватная самооценка и в одном и в другом своём варианте порождает:

Разделённость с окружающими

Закрытость

Безынициативность

Безответность

Эгоцентризм (зацикленность на себе).

О причинах неадекватной самооценки

С точки зрения психологии причины неадекватной самооценки заключаются в ограниченности восприятия не только самого себя, но и окружающего мира. Чрезмерная уверенность или неуверенность в собственных силах не позволяет человеку полноценно осуществлять свои действия и достигать целей.
Люди, которые имеют завышенные требования к жизни, переоценив свои возможности и способности, часто терпят неудачи, взявшись за достижение непосильных для них целей.
Заниженная самооценка искажает представление о своей личности, об окружающих людях. Такие люди ставят перед собой маленькие цели и не достигают в жизни ничего существенного, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют свои личностные особенности (самоактуализация).
И в том и в другом случае неадекватная самооценка препятствует личностному росту, ведь не зная себя, не знаешь с чем работать.
Оценив уровень своих притязаний (желаний), не менее важно реально оценить свои возможности и способности. Их уровень зависит от нашего жизненного опыта: взлётов и падений на жизненном пути.
С точки зрения ииссиидиологии причины неадекватной самооценки заложены в особенностях конфигурации самосознания человека, а также связаны с активностью низкочастотных уровней.
Согласно ииссиидиологии, конфигурация самосознания человека представляет собой набор всех активных уровней (представлений), и на данном этапе развития людей состоит из бессознательных, личностных, высших личностных, подсознательных и уровней надсознания. То есть наше самосознание является многоуровневой структурой. И каждому уровню самосознания соответствует определённый «набор» так называемых конгломератов -составных частей нашей личности, представляющих собой очень узкий (фрагментированный) диапазон данного уровня самосознания. В психологии это частично описывается аналогичным понятием субличности.
Низкочастотные (бессознательные и низшие уровни личностного самосознания) уровни самосознания характеризуются в виде инстинктивных, эгоистичных и животных проявлений. Эта часть нашего самосознания характеризуется очень узкими взглядами и фрагментированными представлениями и наше отождествление с этими уровнями препятствует конструктивному подходу к жизненным ситуациям и обстоятельствам, а также эффективному жизненному творчеству.
Конкретика информации, которой структурирована бессознательная часть нашего самосознания, определяет склонность к тому или иному виду неадекватной самооценки. На физиологии это выражается через особенности гормонального фона человека. Так, например, при склонности человека к заниженной самооценке наблюдается недостаток выработки норадреналина и серотонина.
Сложно определить бессознательный источник неадекватной самооценки, так как реализация низкочастотных уровней примешивается к реализации среднечастотных, которые связаны с нашей социальной активностью (работа, учеба и т.д.), таким образом формируя нашу модель поведения.
Несмотря на активность всей многоуровневой структуры нашего самосознания, мы потенциально (при определённых навыках) способны выбирать, с какими уровнями нам отождествляться. Большинство тренингов и психологические практики направлены на приобретение навыков отождествления с теми или иными конгломератами.
В каждый момент времени через наше самосознание проявляются далеко не все конгломераты сразу, а лишь наиболее активные из них в конкретный момент. Вся наша жизнь и всё наше будущее связано с тем, с какими уровнями самосознания мы в большей степени отождествляемся.
Отождествляясь с низшими уровнями самосознания (к сфере творчества которых относятся крайние проявления неадекватной самооценки), в силу ограниченности их представлений, человек не способен конструктивно мыслить, находиться в позитивных состояниях, принимать дальновидные решения и выстраивать дружелюбные и открытые отношения с другими людьми. Всё это, естественно, далеко не самым позитивным образом отражается на всех обстоятельствах жизни.

Трансформация неадекватной самооценки

Крайние проявления неадекватной самооценки чаще свойственны подросткам. По мере накопления жизненного опыта самооценка в большей или меньшей степени выравнивается. Оставшиеся её черты также могут быть трансформированы либо посредством приобретения дополнительного жизненного опыта, либо через психологические практики и осознанную работу с ними.
Описание психологических практик по выравниванию самооценки вы сможете без труда найти на просторах интернета. Мне же ближе принципы интеллектуально-альтруистичного развития, основанные на ииссиидиологических представлениях, поэтому я и поделюсь тем, как жизнь согласно этим принципам выравнивает самооценку.
Итак, как видно из названия самих принципов, основной ценностью этого направления развития является культивирование интеллекта и альтруизма, взаимосвязанных между собой. Помимо этого, важными вспомогательными качествами являются открытость, честность, инициативность и ответственность. Если помните, качества, порождаемые неадекватной самооценкой (разделённость, закрытость, ложь, безынициативность, безответственность, эгоцентризм), прямо противоположны этим.
На развитие вышеназванных позитивных качеств направлены принципы взаимоотношений и методики саморазвития, разрабатываемые и применяемые на МИЦИАР (Международный информационный центр интеллектуально-альтруистичного развития), где я живу уже более трёх лет и на собственном опыте чувствую их эффективность для выравнивания самооценки (и саморазвития в целом).
Весь интеллектуально-альтруистичный подход к саморазвитию можно разделить на две части: наработка высокочастотных (уровни высшего личностного самосознания и подсознания) и трансформация низкочастотных уровней.
Столпами активизации высокочастотных уровней являются изучение ииссиидиологии и пение Айфааровских песен. Изучение ииссиидиологии помогает обрести знание, глубокие представления и убеждения, понимание того, что всё вокруг зависит только от нас: все обстоятельства жизни объективны, потому что полностью соответствуют конфигурации нашего самосознания. Это означает, что нет в жизни несправедливостей, а только мы сами ответственны за всё, что с нами происходит. Пение песен, в свою очередь, позволяет раскрыть в себе высокочувственный потенциал и высоконравственные образы, прикоснуться к состояниям безусловной любви и приятия, толерантности и альтруистичного служения всему лучшему, что есть в людях и человеческом обществе.
Конгломераты высокочастотных уровней уже обладают ответственностью за все окружающие их обстоятельства и инициативностью по изменению себя и этих обстоятельств к лучшему. Поэтому, чем больше эти уровни проявляются через наше самосознание, тем, соответственно, мы чаще бываем ответственны и инициативны.
Они, в свою очередь, направляют нас на действия в различных областях, постоянно сталкивая с теми или иными задачами. Таким образом, у человека с высокомерием приходит понимание того, что он не настолько всезнающий и всемогущий - самооценка начинает выравниваться, а у человека с заниженной самооценкой - повышаться, потому что оказывается, он может гораздо больше, чем ему казалось. Инициативность и ответственность порождают жизненный опыт. А жизненный опыт - выравнивает самооценку.
По мере повышения нашей жизненной активности на высокочастотных уровнях появляются и новые соответствующие им цели и вырисовывается качественный образ того себя, кем хочется быть. Это позволяет уйти от оценки себя по принципу “я и другие” и перейти к оценке “я и мой качественный образ”. То есть постепенно все свои выборы и действия мы начинаем оценивать с той позиции, соответствуют ли они поведению нашего качественного образа и продвигают ли нас к целям, что также повышает уровень ответственности и инициативности.
Активизация высокочастотных уровней автоматически запускает процессы по “подтягиванию” низкочастотных уровней, в работе с которыми, прежде всего, важна осознанность (состояние Наблюдателя). Это состояние позволяет идентифицировать, какие уровни самосознания в данный момент проявляются, провести анализ и, если необходимо, коррекцию.
Если вы в себе обнаружили завышенную или заниженную самооценку, постарайтесь выписывать проявления неадекватной самооценки в конкретных ситуациях. Посвятите этому, например, месяц. Обращайте пристальное внимание на то, как она у вас проявляется, анализируйте и решайте, как бы вы хотели поступить (представьте, что есть второй шанс проиграть ситуацию заново). Новые представления о себе складывайте в копилку вашего качественного образа. Это позволит вам нарабатывать и проявлять состояние Наблюдателя.
Когда мы научились идентифицировать и фиксировать проявления своих низкочастотных уровней и, в частности, неадекватной самооценки, можем перейти к следующему методу работы с ними.
Все непозитивные уровни “боятся” огласки. Поэтому в интеллектуально-альтруистичном направлении развития культивируются принципы открытости и честности, которые через признание и озвучивание этих реакций позволяют эффективно их трансформировать.
Для этого, в частности, используется методика “Разотождествления и отождествления”, смысл которой заключается в том, чтобы с позиции Наблюдателя рассказать о своих непозитивных проявлениях, выразить своё нежелание более быть ими, то есть разотождествиться, и отождествиться с проявлениями своего качественного образа. Подобную методику стоит делать в кругу людей, также как и вы, стремящихся к саморазвитию и самопознанию, то есть способных вас понять.
В работе с непозитивными уровнями также помогают мотивации, то есть умение объяснить самому себе, например, невыгодность отождествления с этими уровнями. Как универсальная мотивация для выравнивания самооценки может быть представление о том, что каждый человек уникален - у каждого есть свои слабые и сильные стороны. Поэтому ни один человек не хуже и не лучше другого.
Для формирования действенных индивидуальных мотиваций необходима самостоятельная работа. Для человека с заниженной самооценкой необходимо фиксировать свои достижения (например, «Тетрадь успехов», «Книга счастья») и те моменты, когда заниженная самооценка не позволила добиться своих целей. Человеку же с завышенной самооценкой необходимо, в первую очередь, обратить внимание на те ситуации, когда позиция других людей была более качественной, а его высокомерие не позволило добиться его целей.
И я всегда помню, что любые проявления в самосознании - это лишь этапы развития. Всё является необходимым опытом, и любые низкочастотные проявления при их трансформации становятся составляющей частью более качественных уровней. Можно сказать, что если к высокомерию добавить Любовь, то мы получим честь. А если к заниженной самооценке прибавить Знание, то получится инициативность.

Заключение

Отсутствие веры в себя - ступор, если не деградация.
Стремиться быть лучше других - это эволюционный рост, саморазвитие.
Эффективнее стремиться превзойти себя.
Думать, что ты уже лучше всех - это тупик.
Стремление к адекватной самооценке позволяет повысить эффективность всех сторон жизненного творчества. Её наличие является критерием высокоразвитого человека, которому не нужно что-то доказывать, как-то себя выпячивать или наоборот прятаться от жизни. Такой человек коммуникабелен, дружелюбен, открыт людям, целеустремлён и конструктивен.
Нет ничего такого, чего бы мы не могли добиться в жизни, и проявлений, с которыми мы бы не смогли справиться! Самое главное - сделать первый шаг и если вы прочитали эту статью до конца, то первый шаг к адекватной самооценке вы уже сделали!

Подробнее об Айфааровских песнях см.сайт http://www.ayfaarpesni.org/about-songs/?id=3 , http://www.ayfaarpesni.org/about-songs/