Наречия с мягким знаком после шипящих примеры. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Когда пишется Ь после шипящих в глаголе

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

Ответ однозначный:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется:) .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Цель:
- Повторить изученное.
- Показать случаи употребления мягкого знака на конце наречий.

Ход урока:
1.На доске заявление Домового в домоуправление.
Заявление.

Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.
Домовой Кузьма.

Учащиеся находят и исправляют ошибки.

2. Упражнение 266 на стр.123

Буква Ь после шипящих на конце слова

Часть речи

Пишется

Не пишется

Имя существительное

женский род, единственное число, 3-е склонение: рож ь, ноч ь, глуш ь, вещ ь мужской род, единственное число: нож , врач , шалаш , товарищ
множественное число: много дач , училищ

Краткие имена прилагательные

свеж
пахуч
хорош

Глаголы

2-е лицо, единственное число: умываеш ь - умываеш ь ся ;
повелительное наклонение: спряч ь - спряч ь те ;
неопределенная форма: испеч ь, зажеч ь

Наречия

Навзнич ь, настежь сплош ь невмочь,
Вскачь, наотмашь, лишь и прочь.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, надо выучить любое из двух правил по вашему выбору.

Правило первое: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.

Правило второе: на конце наречий мягкий знак после букв Ш и Ч пишется, а после буквы Ж не пишется, кроме одного слова- исключения НАСТЕЖЬ.

Алгоритм рассуждения по применению правила:
а) определить, какая это часть речи
б) если наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений
в) если нет, пиши мягкий знак.

3. Упражнение 263.
Мчится конь вскачь галопом по лесам, по полям.
Учёные обнаружили планету, сплошь усыпанную алмазами, рубинами и другими драгоценными металлами..

4. Самостоятельная работа
Некоторым ученикам дается карточка.
Карточка № 1
Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
1. Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж.. туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.

Карточка № 2
Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. Юноша лег навзнич…, подставив обветре(н,нн)ое лицо под дождь. 2. Двери комнаты были открыты настеж…. 3. Всадник наотмаш… ударил рукой лошадь по крупу, и она бросилась вскач…, назад. 4. Обе собаки разом подн…лись, с лаем ринулись проч…. от коня и и(с, з)чезли в темноте.

Карточка № 3
Задание: перепишите, вставляя в предложение нужное по смыслу слово.
1. На этот раз лошадей погнали ……2. Родион … отбросил все сомнения, приободрился. 3. Неистово звучат сверчки, и уснуть …. 4. Тяжело распахнулась …. железная дверь.
Слова для справок: вскач…, сплош…, напроч…, невмоч….

5. Упражнение 265.

6.Подведение итога урока.

В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак? Приведите примеры.

В каких случаях мягкий знак на конце наречий не ставится? Приведите примеры. Назовите правило.

7. Домашнее задание: параграфы 32-35, упражнение 267.

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Цели урока:

I. Образовательные:

1. Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2. Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.

3. Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.

4. Употребление наречий в тексте.

5. Активизация словаря учащихся.

6. Повторение фразеологизмов.

II. Воспитательные:

1. Воспитание любви к русскому языку.

2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III. Развивающие:

1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2. Развитие умения аргументировать, доказывать.

3. Расширение кругозора, познавательного интереса.

4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2. Таблица "Буква Ь после шипящих на конце слова".

3. Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).

4. Материал для самостоятельной работы.

5. СD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс."

6. Презентация урока.

Структура урока:

I. Организационный этап.(2мин.)

II. Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)

1. Выполнение упражнения в учебнике (3 мин.)

2. Тренировочные упражнения:

В)Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (3 мин.).

Д) Использование наречий в речи (3 мин).

3. Самостоятельная работа (3 мин.)

V. Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)

I. Организационный этап. (2 мин.)

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь всё точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то "пять" поставят.

Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий". Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II. Этап проверки домашнего задания. (8 мин.)

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. Вам необходимо поймать рыбу. Положив её в ведро, где написан "Ь" или не написан "Ь". Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны "поймать" рыбу на эту же орфограмму.)

Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.

(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)

Слова для "рыбной ловли".

1. Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.

2. Дач, задач, туч, рощ.

3. Назначь, умножь, намажь.

4. Стричь, печь, жечь, уберечь.

5. Муж, пейзаж, камыш.

6. Мелочь, тишь, глушь.

7. Едешь, спишь, молчишь.

Буква Ь после шипящих на конце слова

Часть речи

Не пишется

Имя существительное

женский род, единственное число, 3-е склонение: рож ь, ноч ь, глуш ь, вещ ь мужской род, единственное число: нож , врач , шалаш , товарищ
множественное число: много дач

Краткие имена прилагательные

свеж , пахуч, хорош
2-е лицо, единственное число: умываеш ь - умываеш ься ;
повелительное наклонение: спряч ь - спряч ьте ;
неопределенная форма: испеч ь, зажеч ь
настеж ь, навзнич ь, сплош ь уж , замуж , невтерпеж

Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).

Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)

III. Объяснение нового материала.(5 мин.)

Молодцы, помогли Царю столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Объясните в данной пословице правописание слова "плачь". (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не будет писаться Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)

Скажите, ребята, какой частью речи является слово "вскачь"? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?.) Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить нужен или не нужен Ь на конце слова "вскачь". Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет - поставить Ь.

Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.

IV. Закрепление нового материала:

1. Выполнение упражнения в учебнике.(2 мин.)

Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся, усыпано. Объясните лексическое значение слов "наотмашь" (сильно размахнувшись), "навзничь"(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).

2. Тренировочные упражнения (18 мин.).

А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: "Уж, замуж, невтерпёж". Он ждала приезда заморского царевича, чтобы побыстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

1. Тягуч, колюч, скрипуч.

2. Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.

3. Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4. Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне
про весенний Париж:
по-кошачьи сидишь на окне
и по-рыбьи молчишь.
(М.Алексеева)

Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).

Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1. Волосы встают дыбом - становится невыносимо страшно.

2. Голова идёт кругом - кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

4. Жить припеваючи - вести беззаботный образ жизни.

Г) Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие (2 мин.).

Даже ночью Царю снились кошмарные сны.

Царю приснилось, что он был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .

Д) Использование наречий в речи (2 мин).

Царь был грустным, выдавал царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово "заграницу"? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.

Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. (Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого - сабля.) Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

Как живёте?

Нормально.

А с царством как?

Нормально.

Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну, я же говорю - нормально.

Странно вы говорите:

Почему? Нормально.

Вы считаете - нормально?

Нормально.

"Да-а,- грустно подумал я. - Странно:А ведь когда- то был вполне нормальный человек." (А.Шибаев)

Что значит слово "нормально"?(Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?

3. Самостоятельная работа (3 мин.).

После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком.Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах пишется Ь и прочитать текст древней рукописи. Поможем Царевичу справиться с этим заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..

Лусый морош.. увертал чуленую велоч..

Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец.

V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).

Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.

1. Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.

2. Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3. Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.

4. Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая?6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.

(Программа выставляет оценку учащимся).

И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,
Наш дар бессмертный - речь. (И.Бунин)