Понятие речь в русском языке. Речь: понятие, термины. Взаимосвязь мышления и речи

особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи; слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. У обоих - говорящего и слушающего - общее средство - национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЧЬ

форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P. осуществляется ист преемственность опыта людей, человек овладевает знаниями P. и язык тесно взаимосвязаны. Речь оформляется в соответствии с нормами языка. Язык, являясь основой речевой деятельности, сам развивается, обобщая в себе речевой опыт людей Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в P.

Речевое общение может носить характер сообщения о к -л событиях, явлениях, в форме суждения или указания. Нередко P. направлена на то, чтобы вызвать у собеседника ответные действия сопереживать, сочувствовать, возмущаться, совершать поступки. Однако P. не только обеспечивает возможность общения людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится осн.механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.). Она имеет большое значение для развития наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-понятийного мышления. Тесно связана P. и с др. психич. процессами восприятием, запоминанием и воспроизведением, существенна роль P в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения.

P человека членораздельна, в ней различают звуки, фонемы, слоги, слова, предложения.

В зависимости от вида речевой деятельности выделяют P внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внеш. P служит гл. обр. целям общения, поэтому она строится так, чтобы быть понятной слушателю Внутр. P - непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления Письменная P функционально тесно связана с внутр. P (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя).

В речевом общении участвуют как минимум 2 человека говорящий, т с произносящий P, и слушающий (воспринимающий и понимающий P). Такое общение может быть рассмотрено с точки зрения произнесения, восприятия и понимания P.

Речепроизнесение предполагает переход от внутр. P к внешней В случае привычных для данного человека высказываний этот переход осуществляется без произвольных усилий. Однако чем сложнее мысль и чем в более свернутом виде она сформулирована средствами внутр. P, тем сложнее становится переход к внеш. P. Необходимо вспоминать и отбирать нужные слова, формулировать высказывания в соответствии с правилами грамматики и стилистики.

Восприятием P принято обозначать первый уровень анализа и синтеза средств языка, обеспечивающий различение слов. Второй уровень (понимание P). предполагает анализ и синтез высказываний с точки зрения их содержания и значения. Вместе с тем восприятие и понимание P - единый взаимосвязанный процесс, в к-ром понимание P. определяется ее восприятием и наоборот.

Человек, слушающий P, обычно выделяет смысловые опорные пункты высказывания - т.н. ключевые слова. При восприятии P происходит взаимодействие слухового, речедвигательного и зрительного анализаторов Слуховые восприятия речевых звуков соединяются с тактильно-кинестезич ощущениями, возникающими от напряжения собств. речевых органов при слушании чужой P, а также со зрительным восприятием мимики, особенно движений губ, и пантомимики говорящего.

Внешняя, или устная, P может быть диалогической и монологической Диалогическая, или разговорная, P обычно бывает неполностью развернутой, т к она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируются заранее В этом случае она приобретает черты монологич. P В диалогич. P осуществляется тесное взаимодействие участников беседы

Монологич. P - высказывание одного человека, длительное время непрерываемое репликами (напр., P лектора, оратора и др.). Монологич. P, как правило, имеет более сложное син-таксич строение, чем диалогическая, обычно она требует предварит подготовки Правильно построенную монологич. P отличает логич. связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану Рассчитанная на определенную аудиторию, монологич. P, однако, не всегда сопровождается ответной реакцией слушающих (выступающим по радио и телевидению реакция слушающих в момент P неизвестна). Однако умелый оратор и лектор учитывает реальную или предполагаемую аудиторию и соответственно строит изложение материала По своей структуре монологич. P приближается к письменной Имеются и спец. конструкции, характерные только для устной P (повторы или перефразировки отд высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменения последовательности слов во фразе, чтобы придать отд словам особую значимость).

Одно из свойств обоих видов устной P - ее плавность (при ср. скорости за 1 с произносится слово в 5 слогов).

Устной противопоставляется письменная P - исторически позднее возникший способ речевого общения В отличие от устной P, к-рой дети овладевают в процессе речевого общения, письменной P необходимо специально обучать Структурная особенность письменной P - ее контекстность (все содержание высказывания должно быть понятно из контекста). Стиль письменной P существенно зависит от характера ее содержания (стиль деловой переписки отличается от стиля и письма близким людям).

Деление P на слышимую, произносимую и видимую производится в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте Аналогично с этим может быть обозначена и осязательная P, т e P, воспринимаемая слепыми или слепоглухонемыми при чтении шрифта по Брайлю или ощупывании руки другого человека, говорящего с помощью дактильной P К видимой P, кроме обычной письменной, следует отнести также все способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т.ч. общение посредством разл сигналов Особые случаи видимой P - мимико-жестовая P. глухих, дактильная P и «чтение с губ» P. выполняя функции к -л спец. общения, приобретает определенную специфич внутр. структуру, соответственно этому выделяются поэтич, магич и др. виды P.

Речевая деятельность изучается психологией, физиологией, языкознанием, психолингвистикой Широко представлены исследования P в области прикладной психологии при психол анализе обучения иностр. языкам, кодировании и декодировании сообщений для счетно-решающих устройств и др. (см также Развитие речи). О нарушениях речи см в ст Аномальные дети, раздел Дети с нарушениями речи, Логопедия

Лит Рубинштейне Л, Кпсихоло гии речи, «Уч зап ЛГПИ им А И Герцена», 1941, т 35, Вы готский Л С, Мышление и речь, в его кн. Избр психол исследова ния, M, 1956, АхмановаО С, О психо лингвистике, M, 1957, Ж и и к и и H И, Механизмы речи, M, 1958, его же, Речь как проводник информации, M 1982, Л у p и я А Р, Мозг человека и психич. процессы, т 1, M, 1963, Миллер Дж Речь и язык, в сб Эксперим. психология, сост С С Стивене, пер с англ. т 2, M 1963, Ликлайдер Дж, Миллер Дж, Восприятие речи, там же, Фант Г, Акустическая теория рече образования, пер с англ. M, 1964, II с н-филд V, Роберте Л, Речь и мозговые механизмы пер с англ. Л, 1964, Б о д а л с в А А, Восприятие человека человеком, Л, 1965, соколова Н, Внутренняя речь и мышление, M 1968, Леонтьев А А, Язык, речь, речевая деятельность, M, 1969, Основы теории речевой деятельности, M, 1974, Ушакова Т Н, Павлова Н Д, ЗачесоваИ А Речь человека в общении, M, 1989, G o l d s t e i n K, Lan-guage and language disturbances, № Y, 1948, Yakobson R, Halle M, Fundamentals of language, s-Gravenhage, 1956, K a i n z F, Psychologie der Sprache, Bd 2, Stuttg, I9602, Yakobson R, Lmguistics and poetics, в сб Style m language, № V -L,

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вопрос № 45 . Язык и речь. Виды и функции речи.

Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - это общественно-историческое явление. Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это деятельность общения посредством языка. Речь - это язык в действии. Речь - это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. Язык - это средство общения людей в форме слов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Речь - это психический процесс передачи информации опосредованный языком.

Речь рассматривают как форму, вид и средство общения.

Язык - это система условных знаков, которые имеют предметное значение.

Особенности происхождения речи в филогенезе

Предполагается, что первоначально речь была жестовой и система артикуляции у первобытных людей была не развита. Постепенно человек осваивает предметную деятельность, учится изготавливать орудия труда. Возникает конфликт между двумя функциями рука: общением и изготовлением чего-либо. Для совместной работы нужна синхронность действий, по этому жестовое общение стало недостаточным, т.к. мешало слаженной работе. Постепенно функция общения передается артикуляционному аппарату, происходит его развитие и в результате этого возникает членимость речи (разделение фразы на слова, слова на буквы). Логика развития речи в онтогенезе повторяет развитие речи в филогенезе. Изучение архаичных языков (племена) позволяет изучать развитие речи. Одно слово имеющее несколько значений дополнялось жестами.

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе состоит из 2-х крупных этапов:

1. Доречевой этап - включает в себя 3-и стадии: лепет, гуление, свирель. Основными задачами этого этапа является тренировка артикуляционного аппарата и развитие фонематического слуха у детей.

2. Речевой этап. На речевом этапе сначала появляются псевдослова, и, соответственно, сами слова. Наиболее интенсивно речь развивается в раннем возрасте (с 1 до 3 лет). Первоначально формируется пассивный словарный запас (ребенок понимает речь, но сам не говорит). Далее (с 2 до 3 лет) формируется активный словарный запас.

Функции речи

Иногда выделяют отдельно функции речи в общении и в мышлении. Выделяют следующие функции:

1. информационная (передача информации);

2. контактная (организация взаимодействия между людьми);

3. функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению);

4. функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием);

5. функция контроля (контроль организации собственной деятельности);

6. сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо).

Любое слово имеет предметный компонент (стол, окно) и имеет аффективный (эмоциональный) компонент. "Сухой" язык (с низкой эмоциональной нагрузкой), например: несколько слов имеют одно и тоже значение, но эмоциональный компонент разный (лицо, личико, морда).

В процессе развития речь формировалась как процесс, который может быть активным и конструируемым каждый раз заново, либо речь может представлять собой цепочку динамических речевых стереотипов. При высказывании человек имеет определенный речевой замысел, который может изменятся при вербализации (проговаривание). Это изменение зависит от особенностей кодирования информации т.е. подбора соответствующих слов, которые раскрывают речевой замысел.

Взаимосвязь мышления и речи

Данная проблема рассматривалась в работах Льва Семеновича Выготского. По его мнению отношение между этими процессами непостоянно и изменчиво на всем протяжении их развития. В частности развитие мышления и речи происходит не параллельно и не одновременно. Они имеют генетически разные корни.

И в онто- и в филогенезе выделяют доречевую фазу развития мышления и доинтеллектуальную фазу развития речи.

Мышление ребенка, проходя доречевую стадию своего развития (шимпанзеподобный возраст), имеет наглядно-действенную форму. В развитии речи также есть доинтеллектуальная стадия, когда ребенок использует крик, лепет и даже первые слова неосознанно. Т.е. они используются как средство связи, а не как механизм мышления. По Выготскому, на рубеже 2-х лет линии развития мышления и речи начинают пересекаться и постепенно, мышление становится речевым, а речь интеллектуальной, осознанной.

Слияние мышления и речи дает начало совершенно новой форме поведения, характерной только для человека (целенапрвленное, осознанное поведение).

Виды речи

Выделяют 3-и вида речи: внешняя, эгоцентрическая и внутренняя.

I. Внешняя речь - основное средство общения, речь вслух и для других. Внешняя речь подразделяется:

1. устную речь - представляет собой вербализацию речевого замысла, включает в себя не вербальные компоненты, что делает данные виды речи мощным средством воздействия на другого человека (всегда присутствует обратная связь). Выделяют 2-а вида устной речи:

a. монолог - речь одного человека для других - важно учитывать подготовленность аудитории, ее психологические особенности (важно заинтересовать)

b. диалог - словесный обмен между двумя и более собеседниками.

2. письменную речь - словесное общение, но при помощи графики или письменных текстов. В отличие от устной, письменная речь более и в синтаксическом (грамматическом) и в стилистическом отношении (очень важна внутренняя логика);

3. афферентную речь - короткие эмоциональные высказывания (ого, вау и пр.).

II. Эгоцентрическая речь - речь вслух, но для себя

III. Внутренняя речь - средство мышления, речь внутри себя и для себя. Принято выделять 3-и формы внутренней речи. В целом внутренняя речь представляет собой использование языка вне процесса реальной коммуникации.

1. Внутреннее проговаривание - это речь про себя, которая сохраняет структуру внешней речи, т.е. она развернута, но лишена интонации (произнесения звуков). Человек обычно использует внутреннее проговаривание для решения мыслительных задач в затруднительных ситуациях;

2. Собственно внутренняя речь - это средство мышления, в котором используется специфические единицы (коды образов и схем, предметное значение слова). Структура этой формы речи отличается от структуры внешней речи. Она свернута, конспектна, автоматизированна.

3. Внутреннее программирование - это формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания или какого-либо текста.

Рубинштейн говорит о единстве сознания и речи. Благодаря речи индивидуально сознание каждого обогащается результатами опыта, наблюдения и знания всех людей благодаря речи могут стать достоянием каждого. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Основная функция сознания - отражение бытия. Эту функцию речь выполняет следующим образом: оно отражает бытие, обозначая его. Речь - это обозначающее отражение бытия. Речь - это форма существования осознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма мышления. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его значение. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова. Но значение слова - не пассивное отражение предмета самого по себе вне практических отношений между людьми. Значение слова, обобщенно отражающее предмет, включен в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяются через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включает в процесс общения между людьми. Значение слова - это познавательное отношение человеком сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

Носителем значений всегда служит чувственный образ. Но чувствен основа речи функционирует лишь как носитель смыслового содержания. Связь слова с предметом не природой предустановленная, а исторична. Связь эта опосредованная - через обобщенное семантическое содержание слова - через понятие или образ. В процессе употребления слова его значение не только реализуется, но и видоизменяется, приобретая в данном конкретном контексте смысл, отличный от его значения. Вместе с тем употребление слова в различных контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.

Внешняя речь существенно отличается от внутренней речи . Внутренняя речь отлична, прежде всего, по своей функции, структуре. Внутренняя речь – это речь про себя. Выделяют три основных типа внутренней речи:

a)внутреннее проговаривание, «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затруднительных условиях;

b)собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

c) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Внутренняя речь в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре».

Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, повидимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».

Речь

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание .

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков , включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения . Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Свойства речи:

  1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

См. также

Литература

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.

Ссылки

  • Николаев А. И. Значение понятий «речь» и «язык» в литературе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Интеллект
  • Язык

Смотреть что такое "Речь" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    речь - речь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    РЕЧЬ - РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… … Толковый словарь Ушакова

    речь - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

Человека первобытного от животного стало отличать умение мыслить, говорить и создавать образы. Используя символы и звуковые сигналы, люди создали языки и письменность. Умение материализовать мысли посредством языка и знаков называется речью - устной и письменной. Речь и язык - это то, что помогает людям общаться друг с другом, объединяет или разделяет их.

Понятие языка

Язык как часть речи зародился еще во времена племенного строя. Передача информации посредством символов и звуков становилась частью культуры определенного племени. Когда племена объединялись, их языки смешивались, дополняли друг друга, а общность людей, объединенных единым языком, называлась народность.

Получая дальнейшее развитие и распространение, язык становился принадлежностью нации. Сегодня существуют народы, которые имеют свои язык и речь, культура речи их страны отличается от языка соседних народов. Есть и такие страны, которые имеют разные нации, но единый язык. Например, в Англии и США английский является национальным языком, как испанский в Мексике, Испании, Аргентине и Чили.

Таким образом, язык - это совокупность звуковых сигналов и письменных символов, присущих определенному сообществу людей и понятный им. В каждой народности кроме основного языка существуют его разновидности - диалекты. Они развились благодаря смешиванию народов и взаимодействию их языков друг с другом.

Еще одно понятие, свойственное языку - говор. Например, русский язык и культура речи: северорусский диалект отличается явным «оканьем» по сравнению с южнорусским диалектным «аканьем».

Также существует понятие языковых семей, в которые входят языки, имеющие общие корни, например романо-германская группа, тюрко-монгольская и другие.

Понятие речи

Речь - это способ озвучивания мыслей посредством устного языка или письменности. С помощью речи люди общаются и передают информацию на тех языках, которыми владеют. Понятие «речь» в психологии относится к психолингвистике - умению человека создавать мысленные образы и передавать их с помощью языка.

Речь и язык всегда неразрывны между собой. При этом язык может существовать и развиваться без непосредственного участия определенного человека, так как принадлежит всей народности, даже тем, кто давно умер. Речь же без знания языков невозможна, но при этом она характеризует мышление каждого конкретного человека.

По манере изложения человеком мыслей, по тому, каков его язык и речь, культура речи, можно создать его психологический портрет, уровень образования, принадлежность к определенному слою общества. По тому, насколько грамотно, последовательно, красочно или логично люди излагают свои мысли, можно судить о типе их мышления.

Речь и язык, которые использует человек, имеют определенные варианты применения:

  • вариант воздействия помогает влиять на поступки, мировоззрение и действия других людей;
  • вариант сообщения используется для передачи данных между людьми или сообществами;
  • вариант выражения чувств и эмоционального восприятия окружающей действительности;
  • вариант обозначения позволяет давать определения предметам и явлениям.

Люди могут использовать сразу несколько вариантов речи в удобной для них форме.

Формы речи

Ученые разделяют человеческую речь на две формы.

1. Внешняя речь, в состав которой входят письменность, звуковые сигналы и материализация мыслей. В свою очередь, внешняя речь делится на устную и письменную. Устная воспроизводится голосом при использовании языковых звуков и воспринимается на слух другими людьми. Она имеет 2 формы:


2. Внутренняя речь - это проговаривание мыслей внутри сознания индивидуума. Она относится к мыслительному процессу человека. Как только он озвучивает свои мысли, речь переходит в категорию внешнюю.

Внешняя речь подразделяется по типам подачи информации.

Письменная речь - это система графического оформления слов с помощью знаков и символов. При применении письменной речи используются правила написания и построения слов и предложений, принятых в данном языке.

Типы речи

Типы речи в русском языке зависят от того, что именно хочет донести говорящий до аудитории, независимо от того, использует он письменную или устную речь.

  • Повествовательный тип используется для передачи последовательности действий, событий или явлений. Тексты, повествующие о чем-либо, имеют некую завязку сюжета, изложение основных последовательных кульминационных событий и развязку. У повествования всегда есть развитие сюжета, его динамическое движение от начала к концу, при этом главными являются самостоятельные части речи русского языка: глагол и слова, указывающие на время и место события (вчера, утром, здесь и т. д.).

Повествование используется как в разговорной, так и в письменной речи.

  • Описание - способ передачи знаками и звуками основных свойств предметов, явлений, событий и действий. У этого типа речи присутствует начало, основная часть и окончание. Началом является представление предмета, в основную часть входит описание его признаков и свойств, а окончание - это вывод, вытекающий из перечисленных качеств. В описании используют глаголы в одном времени, прилагательные и причастия.

Применяют описание как в текстах любого стиля, так и в устной речи.

  • Рассуждение - это возможность раскрытия причинно-следственных связей в событиях и действиях. Имеет структуру тезиса, аргумента и вывода. В этом типе речи не имеет значения единство времени, с его помощью можно доказывать, объяснять и рассуждать на различные темы как письменно, так и устно.

Типы речи в русском языке редко используются в чистом виде, чаще всего они смешиваются для лучшей подачи информации.

Научный стиль речи

Речь и язык, которые люди используют для передачи информации, имеют свои стили, которые зависят от ее содержания. Каждый из стилей имеет собственные признаки, манеру изложения, лексику и особый набор языковых средств для правильной подачи информации.

Стили речи в русском языке зависят от сферы его применения.

Научный стиль используется для передачи точных научных сведений и применяется, как в устной, так и письменной речи. Его отличительная черта - лаконичность подачи информации, строгий отбор языковых приемов и терминов, обдуманность выбранных высказываний. В этом стиле редко применяют эмоциональные образы для описания, а построению предложений свойственны краткость, отчетливость, последовательность, которые достигаются такими частями речи, как существительное, деепричастие, причастие и отглагольные существительные.

Разновидностью этого стиля является научно-популярный стиль, которому присущи черты основного, но термины и сложные языковые наборы символов заменены на лексику, понятную большой аудитории, не имеющей глубоких знаний в научных дисциплинах.

Этому стилю свойственно давать объяснения сложным научным фактам с помощью обычной лексики. Применяется научно-популярный стиль в литературе развивающего характера, доступной массовому читателю или специалистам, которые желают выйти за рамки узкоспециализированных знаний.

Деловой стиль речи

В категорию «стили речи в русском языке» вошел так называемый деловой (официально-деловой) стиль, область применения которого - документация. Его сфера применения - это письменная речь. Основные виды текстов в деловом стиле - это официальные документы, деловые бумаги, заявления, протоколы, законы, указы и многое другое.

Этому стилю присущи сжатость изложения, лаконичность, конкретика, последовательность слов в определенном порядке.

В официально-деловом стиле часто используют аббревиатуры, речевые штампы, специальную терминологию. Тексты в этом стиле обезличены, а из частей речи чаще всего применяются глаголы в повелительном наклонении, отглагольные существительные.

Так же этот стиль имеет готовые стандартные формы, например, заявлений, актов или протоколов.

Публицистический стиль

Публицистические тексты, как стили речи в русском языке, чаще всего используются в целях агитации. К ним относятся публикации в газетах, журналах, новости по радио и телевидению, листовки и речи перед общественностью.

Главное предназначение публицистического стиля - это агитация, призыв к действию, воздействие на умы и поступки других людей. Тексты, написанные в этом стиле, отличаются точностью фактов, логичным изложением их, но при этом они эмоционально окрашенные и допускают использование отношения автора к подаваемой информации.

Этот стиль богат средствами передачи основной мысли, так как в нем используются речевые обороты, свойственные другим стилям. Это может быть точное изложение цифр и фактов с доказательствами, как в научном стиле. Также к ним может быть присоединен художественно-эмоциональный или оценочный стиль.

Конструкция предложения в публицистическом стиле может варьироваться от «сухого» научного изложения до изобразительного описания, в котором присутствуют как фразеологизмы, так и иностранные термины. Чаще всего применяются побудительные и восклицательные предложения.

Художественный стиль

Русский язык и культура речи людей изобилуют языковыми средствами, которые свойственны художественному стилю. Это язык литературы, основное предназначение которой - передача информации посредством эмоционального описания.

В художественной речи в изобилии применяются метафоры, сравнения, возвышенные слова и обороты. Главная задача этого стиля - затронуть эмоции читателя или слушателя. В повседневной жизни люди используют художественный стиль для передачи информации, которая затронула их чувства и произвела впечатление - например, описание содержания фильма, книги или события.

Художественному стилю свойственна подача информации как основанной на реальных событиях, так и на вымысле ее автора. Сравнительные обороты, которые при этом он использует, могут иметь абстрактную форму. Например, свинцовая пуля и свинцовые тучи создают в воображении читателя совершенно разные по образам картинки. Часто в этом стиле в изобилии присутствуют обороты, свойственные разговорному стилю.

Разговорный стиль

Этот стиль существует только в сфере неофициального общения или переписки. Ему свойственны бытовые, семейные, дружеские темы общения. Пожалуй, это самый обширный вид стиля в русском языке, так как вмещает в себя тематики, свойственные остальным стилям, но с характерным ему просторечьем и простотой изложения.

Разговорному стилю свойственно применение не только речевых оборотов, но и мимики, и жестов. Они являются неотъемлемой его частью.

В зависимости от эмоциональной окраски, в лексике разговорного стиля могут применяться как жаргоны, так и ненормативная лексика. По тому, как человек предает свои мысли в разговоре, можно судить об уровне его культуры, воспитания и образованности.

Части речи русского языка

Каждый язык проходит путь, в который входит развитие речи. Русский язык - не исключение. Для передачи информации используются части речи, которые делятся на самостоятельные и служебные. В отдельную категорию входят междометия.


В одном из разделов учебника «Русский язык» - «Части речи» - таблица очень наглядно разъясняет все на примерах.

Более подробно эта тема раскрывается в учебниках «Русский язык» Никитина, «Русская речь» за 5-9 классы.

Слово речь, прежде чем стать научным термином, на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении. Поэтому, приступая к изложению современной теории речи, необходимо разграничить понятия, обозначаемые этим словом.

Как правило, научные термины должны быть однозначными: это терминоведческое требование избавляет от двоякого, неточного понимания текста. Но так сложилось в русском языке: слово речь имеет три различных значения :

  • речь как деятельность, речь как процесс;
  • речь как продукт речевой деятельности;
  • речь как ораторский жанр. Рассмотрим подробнее каждое значение.

Речь в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт . Ситуации употребления термина речь в первом значении: механизмы речи - так говорят о действии произносительных органов; речь человека в ее отношении к трудовой деятельности; производные слова от термина речь - речевой, речевая, речевые: речевая ошибка, речевая способность, речевой навык, речевой процесс и многое другое. Денис уже неплохо овладел английской разговорной речью, он свободно строит фразу. Речь- говорение, речь - аудирование, речь - письмо, письменное выражение мысли; речь- чтение,внутренняя,мысленная речь.Именно к этому значению слова речь относится определение речи, которое дают психологи.

Речь - это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией.

Общение совершается не только через речь, но и с помощью неязыковых знаков, которые изучает семиотика: мысль передается через поступок, через прикосновения (тактильная речь), с помощью жестов и мимики, через указания на предметы окружающего пространства. Все это - невербальные средства общения.

Речь - это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр. По утверждению исследователей-психологов, общение людей, видящих друг друга, значительно эффективнее, чем заочное общение.

Общение людей, включенное в процесс жизни, изучает современная теория дискурса («речь» - франц.).

Обратим внимание на другое определение речи в первом значении термина, его дает лингвист О. С. Ахманова: «Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - С. 386). Если психологи идут к речи от общения, то лингвисты - от языка, от знаковой системы, которой владеют люди определенной языковой принадлежности.

В рамках первого, процессуального, деятельностного, значения термина речь исследуются:

  • физиологические основы речи, речевой деятельности;
  • механизмы речи по ее видам: механизм говорения, или устной речи, механизм аудирования - восприятия устной речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графическом коде;
  • кодовые переходы - насколько это доступно;
  • взаимосвязь мышления и речи;
  • реализация функций языка в речи;
  • взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
  • процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие человека на различных возрастных этапах;
  • формирование «языкового чутья» (интуиции) на разных возрастных этапах и др.

Эта проблематика исследований в рамках первого значения термина речь находится в сфере интересов психолингвистики, общего языкознания, теории речевых актов, теории речевого развития человека, психологии речи.

Второе значение термина речь - «речь как результат » имеет синоним текст . Мы привыкли к тому, что текст - это записанная речь. Такое понимание текста носит бытовой характер. В теории речи текст может быть не только письменный, но и устный и даже мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь).

В учебниках русского языка текст обычно определяется как некая сумма или совокупность нескольких предложений. Действительно, чаще всего текст состоит из нескольких и даже из множества предложений.

Но с точки зрения теории речи такое определение текста некорректно. В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения - результат творческого процесса, его порождение; как «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения» (И.Р. Гальперин). В таком понимании текста им может оказаться и отдельное предложение (например, любая пословица, а их десятки тысяч), и даже отдельное слово. Можно сказать: текст рассказа, стихотворения, статьи, протокола, юридического документа, речи оратора, письма другу, устного диалога, выступления по радио, боевого приказа, научной монографии.

Примеры употребления термина речь во втором значении: речь диалектная, Мы изучаем речь ребенка, ритмическая речь, речь научная, строгая, доказательная, культура речи как соблюдение языковой нормы, речевой стандарт {штамп), речь народно-поэтическая {народно-поэтический стиль), прямая и косвенная речь, формы ее записи и т.п.

В рамках второго значения термина речь, обозначающего продукт речевой деятельности, исследуются:

  • структуры текста, его компоненты, внутритекстовые связи;
  • стили речи;
  • речевые жанры;
  • использование языковых средств (лексических, грамматических и пр.) в пространстве текста;
  • использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств звукописи, ритмики и пр.(то, что изучает поэтика);
  • языковая норма и ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости (валентности) слов и пр., а также способы редактирования, совершенствования текста;
  • средства устной выразительности речи (интонации, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи; графические средства в речи письменной; знаки препинания, правила и традиции их употребления, шрифтовые выделения, расположение текста на странице, дополнительные знаки - символы (математические, графические и пр.); средства записи звучащей речи - фонограммы и пр.;
  • средства длительного хранения записей устной и письменной речи, дешифровка текстов на забытых, мертвых языках и пр.

Эта проблематика находится в ведении лингвистики текста, стилистики, языкознания, поэтики, орфографии, теории сценической речи, графики, палеографии, герменевтики и других наук, так или иначе пересекающихся с лингвистикой, с языковой прагматикой.

Здесь уместно заметить, что до второй половины XX в. текст и его компоненты не признавались языковой категорией, текст исследовался в литературоведении, логике, текстологии. Лишь во второй половине XX в. сформировалась новая ветвь науки о языке, которая получила название лингвистика текста (или синтаксис целого текста). Описаны компоненты текста - сверхфразовые единства, сложные синтаксические целые, их внутренние связи - логические, лексические, синтаксические, морфологические, интонационные, для письменной речи - графические. Подробнее эта тема будет рассмотрена в специальной главе.

Третье значение термина речь - это речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении .

Примеры употребления термина речь в третьем значении: Адвокат на суде произнес краткую, но убедительную речь; название книги: Демосфен. Речи. - В 3 томах. (М., 1994); в значении «монолог» или «реплика».

Ораторские речи бывают развлекательные, информационные, дискуссионные (полемические), убеждающие, побуждающие к действиям, воодушевляющие, хвалебные, или патетические, разоблачительные и т.д. Этот жанр изучается в риторике, в литературоведении.

Автор счел необходимым так подробно рассмотреть три значения слова речь во избежание логических ошибок типа подмены понятий, так как каждое из трех значений представляет собой самостоятельный феномен - предмет, поддающийся делению и дающий производные.