Классный час с играми и конкурсами. Классный час "Игра… Игра? Игра!". Введение в тему

Участники: учащиеся 9-го класса и классный руководитель.

  1. Развитие творческих способностей и интереса к творческой деятельности.
  2. Воспитание умения организации досуга.
  3. Содействовать развитию классного коллектива.

Подготовительная работа:

  1. Подбор материала об истории игр.
  2. Подбор конкурсов.
  3. Подбор музыки.
  4. Покупка апельсинов и яблок.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Музыкальный центр с аудиокассетами и дисками песен.
  2. Рисунки веселых и смешных лиц (6 шт.). Плакат с названием классного часа (для оформления доски).
  3. Расстановка стульев по периметру классной комнаты (лучше по кругу).
  4. Открытки с вопросами конкурса.
  5. Два пакета-сумки (“Корзинки”).
  6. Карточки с действующими лицами сказки.

План классного часа

1. Рассказ об истории игр их значении в жизни человека

2. Игротека:

  • Современные жмурки.
  • Интеллектуальный конкурс.
  • Забавы дворян XIX века (импровизированная сказка).

3. Подведение итогов игротеки.

Ход классного часа

Ребята, поднимите, пожалуйста, руку у кого дома есть библиотека. Спасибо. У кого есть видеотека. Спасибо. А у кого есть домашняя семейная игротека? Спасибо. Сегодня мы положим начало созданию игротеки.

История провозглашает семь чудес света (Пирамида Хеопса; Висячие сады Семирамиды; статуя Зевса в Олимпии; Храм Артемиды; Галикарнасский Мавзолей; колосс Родосский; Александрийский маяк) , но скромно умалчивает о восьмом чуде света – игре. Игры – дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходят в игре школу жизни, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям. Не смотря на то, что у любого поколения – свои ЛЮБИМЫЕ забавы, есть игры, которые продолжают жить вопреки изменениям их названий, упрощению или усложнению правил. Остались жить по ныне считалки – речевки часто не переводимые, звучащие как заклинание. Вот, например:

Кулю, кулю-баба!
Не выколи глаза,
Сын под окошком,
Свинья под лукошком.
Пора, что ли?

Как вы думаете к какой игре эта речевка? Так причитал или кулюкал водящий самой, пожалуй популярной игре детства – “пряталки”, “прятушки”, “палочка-выручалочка”, “ухоронки”, “кулючки”. Очень распространена сейчас игровая скороговорка: “Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать….” Много лет назад эта игра выглядела несколько иначе. Дети прошлых веков отстругивали палочку и приступали к выбору “водыря” , приговаривая: “Палка мене, людей боле ”.В этот миг все хватались за палку руками, водить шел тот, чей кулак оказывался сверху. Затем палку забрасывали что было сил, а “водырь” бежал за ней, возвращался к установленному месту и причитал:

Палочка пришла,
Никого не нашла.
Кого первого найдет,
Тот за палочкой пойдет.

Всем известна нехитрая игра “ФАНТЫ”. В самом начале ее происхождения она сопровождалась специальными “игровыми” песнями. В дворянских семьях на рубеже веков пение перестало сопровождать “фантовые” игры. Выполнение шуточных “требований” теперь предписывалось иными способами. Эта игра очень ярко описана у Антона Павловича Чехова в рассказе “Учитель словесности”. (На долю Шабалдина выпало удовольствие поцеловаться с няней…) Игра не ахти какая хитроумная, а люди недавнего прошлого веселились от души. Кстати, название “фанты” - измененное немецкое слово “залог”.

ИГРОТЕКА. Итак наша игротека открывается.

  • До сих пор не забылись старинные ЖМУРКИ, более известные в те далекие времена под названием “слепой козел”. Это очень древняя игра, упоминаемая даже в преданиях, сохранившихся со времен язычества. Вот как рассказывает о ней народное сказание о Кикиморе: “ Живет, растет Кикимора у Кудесника в каменных горах. Поит-холит он Кикимору медвяной росой, парит в бане шелковым веником, чешет голову золотым гребнем. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн, говорит ей сказки заморские про весь род человечь. С вечера до пол ночи заводит Кудесник игры молодецкие, веселит Кикимору то “слепым козлом”, то “камушками””.

Сегодня мы сыграем в современные жмурки. Правила следующие: из двух команд необходимо выбрать по два человека – “воды”, два человека – “корзинки”. Корзинки не имеют право разговаривать и заходить за черту поля , где будут апельсины и яблоки. ВОДАМ завязывают глаза и кружат вокруг оси приговаривая: “вышел козлик погулять апельсины пожевать. Раз, два, три! …. (яблоки или апельсины собери)”. После этого ВОДЫ должны на корточках собрать соответствующий фрукт и положить в свою корзину. По окончании музыкального фрагмента конкурс заканчивается. Выигрывает та команда, у которой больше фруктов в корзине.

  • Интеллектуальная игра. “А знаете ли вы, что…” Эта игра требует предварительной подготовки всего класса. Вы ищите интересные факты или события, или происхождение простых на первый взгляд названий. Ну, например: как переводится слово школа? Существует несколько переводов (досуг, заниматься на досуге). Возраст школьной тетрадки? (4, 5 тыс. лет. Их нашли в Иране – это глиняные клинописные таблички. На них ассирийцы упражнялись в правописании) . Кто изобрел первый школьный звонок? (Платон, водяные часы в определенный час издавали звон и созывали учеников на занятия) . Затем команды класса обмениваются полученной информацией. А на следующем классном часе можно уже проводить игру “Брейн-ринг”, где будут разыгрываться эти вопросы. Выигрывает та команда, которая запомнила больше всего ответов на вопросы. Сегодня мы проведем игру несколько в другом стиле. Так называемый “Блеф-клуб”. Отвечают быстро капитаны (разрешается подсказка команды)
  1. Правда ли, что учебный год в Японии начинается 1 апреля? (да )
  2. Правда ли, что чай с лимоном – чай по-русски, а чай с молоком или сливками – чай по-английски? (нет )
  3. Верно ли, что минимальное количество букв в алфавите племени Отока острова Бугенвиль? (да , 11)
  4. Правда ли, что аргентинские первоклашки имеют форму – белый докторский халат? (да )
  5. Верно ли, что наука, изучающая флаги называется геральдика? (нет, геральдика – изучает гербы, а флаги - вексиллология)
  6. Правда ли, что дети, живущие на острове ОУ, ходят в школу на ходулях? (да , школа находится на соседнем острове, а когда залив мелеет, то на лодке не доедешь, и приходится надевать ходули)
  7. Правда ли, что ПРОМОУТЕР – фамилия видного немецкого деятеля, основателя компании по производству рекламных роликов? (нет , это лицо содействующее какому-либо мероприятию)
  8. Правда ли, что в Сикионской школе рисунка 4 в. до нашей эры учились 12 лет и платили 1 талант. (да , 26,196 кг золота = 1 таланту, основатель школы Эвпомп, а затем Памфил)
  9. Верно ли, что губная помада впервые была изобретена для мужчин? (да , для двора короля Франции, XVII век. Получилось все случайно: однажды кардинал Ришелье, обожавший запах спелых яблок, велел сварить из них мазь для губ. Кстати, слово “помада” происходит от французского pomme – “яблоко”)
  10. Правда ли, что КУТЮР – это фамилия одного французского модельера? (нет , это уникальное творчество ведущих парижских модельеров, в более широком смысле – искусство моды высшего уровня)

Ну, а сейчас вашему вниманию предлагаются забавы дворян, которые проводились в музыкальных салонах в XIX веке. Возможно, вы уже знакомы с ними, но не знали их происхождение. Итак, ребята получают карточки с действующими лицами нашего импровизированного спектакля, который мы снимем на камеру. Что нужно им делать, вы узнаете только на сцене и тут же должны это исполнить.

Внимание! Камера, мотор, начали:

Однажды ДЕД запряг ЛОШАДЬ в САНИ и поехал в лес за елочкой. Заехал в лес. А в лесу: ВЕТЕР шумит, ВОЛКИ воют, ФИЛИН кричит. Пробежала ОДИНОКАЯ ЛАНЬ. Выскочили ЗАЙЧИКИ на поляну, и начали барабанить по ПЕНЬКУ. Приехал ДЕД на поляну, испугались зайцы и убежали. ДЕД присел на ПЕНЕК, огляделся кругом. А вокруг – Елочки растут. Подошел ДЕД к первой ЕЛОЧКЕ и коснулся ее. Не понравилась ему Елочка. Подошел к другой. Коснулся ее – понравилась, потрогал еще раз – очень понравилась. Коснулся тщательнее, а это – не Елочка вовсе, а дуб. Плюнул дед и пошел к третьей ЕЛОЧКЕ. Коснулся её, потряс – точно ЕЛОЧКА! Замахнулся ДЕД топором, глядь, а топора-то нет! Тогда замахнулся ДЕД просто так. ЕЛОЧКА взмолилась: “Не руби меня, старче, я тебе НЕ пригожусь. Потому как вся, как есть – больная, у ствола – сколиоз, иголки повысыпались, ножки кривые”. Послушался ДЕД и пошел к четвертой ЕЛОЧКЕ. Коснулся ствола – прямой, потрогал иголки – иголки хорошие, посмотрел на ноги – прямые. В самый раз елочка! Замахнулся ДЕД, а ЕЛОЧКА его спрашивает: “ЧЁ ты машешь старый? С корнем тяни!” Ухватился ДЕД за ЕЛОЧКУ, тянет потянет, а вытянуть не может. Увидели это ЗАЙЦЫ и решили помочь ДЕДУ. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвали ЗАЙЦЫ ВОЛКОВ. Тянут потянут вытянуть не могут. Позвали ВОЛКИ ФИЛИНА. Прилетел ФИЛИН. Тянут потянут вытянуть не могут. Позвали тогда на помощь ОДИНОКУЮ ЛАНЬ. Тянут потянут вытянуть не могут. И тогда все позвали ВЕТЕР. Прилетел на помощь ВЕТЕР. Тогда ухватились они все вместе за ЕЛОЧКУ, ДЕД за ЕЛКУ; ЗАЙЦЫ за ДЕДА; ВОЛКИ за ЗАЙЦЕВ; ФИЛИН за ВОЛКОВ; ОДИНОКАЯ ЛАНЬ за ФИЛИНА и подул ВЕТЕР (ВЕТЕР не в ту сторону дует, нужно дуть со стороны елки). Подул ВЕТЕР раз, подул ВЕТЕР два, подул ВЕТЕР три и вытащили ЕЛОЧКУ, погрузили ее на САНИ. ДЕД сел на САНИ и укатил встречать новый год.

СТОП. СНЯТО. Всем спасибо! Пожмите друг другу руки.

Мы, казалось бы, ничем серьезным не занимались, а просто играли. Но что-то все-таки изменилось. У вас улучшилось настроение, вы отдохнули, каждый из вас узнал для себя что-то новое и интересное об игре. Вы раскрепостились. Желаю вам, чтобы ваша игротека пополнялась новыми интересными играми. Играйте сами, учите играть других. Игра – это здорово!

Литература

  1. Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004, - 128с.
  2. Творчество. ed. vsamare. ru http://www. ed. vsamare. ru/pgid/370/oid/513

Игры для классных часов

Игры для разделения аудитории на несколько групп.

1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.

2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3–5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).

3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

5. Мне нужна поддержка

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев».

6. Место справа от меня свободно

Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.

7. Я – Джон Леннон

Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.

8. Слепой

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?

Что мне больше подходило – вести или следовать?

Когда я чувствовал дискомфорт?

Что мне понравилось в моем партнере?

Что бы я ему посоветовал?

9. Услышь меня

Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят – щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.

10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.

11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:

Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Список чувств:

Гордый Пугливый

Счастливый

Ревнивый

Довольный

Скучающий

Перепуганный

Очарованный

Обезумевший

Напряженный

Страдающий

Смущенный

Сердитый

Одинокий

Надеющийся

Сбитый с толку

Удовлетворенный

Печальный

Возбужденный

Разочарованный

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.

Как бы вы описали рай?

Мое любимое животное – это…

Мне нравится есть…

В школе мне нравится…

Через 10 лет я вижу себя…

Добавьте собственные вопросы.

13. Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.

15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

Примерные фразы:

Очень люблю заниматься…

У меня неплохо получается…

Меня беспокоит…

Я особенно счастлив, когда…

Мне особенно грустно, когда…

Я злюсь, когда…

Когда печалюсь, я…

Я представляю себя…

Я привлекаю внимание с помощью…

Я добился(ась)…

Я притворяюсь… хотя на самом деле…

Другие люди вызывают во мне…

Самое лучшее во мне – это …

Самое плохое во мне – это …

Продолжите перечень фраз сами.

16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

Опросник

Опиши то время, когда тебе было одиноко.

Что тебе помогло справиться с одиночеством?

Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?

Что дали тебе дни испытания одиночеством?

17. Три правды и одна ложь

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.

18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2–3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше – ведущего или ведомого?

19. Дай мне руку

Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.

20. Любишь ли ты своего ближнего?

Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.

21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить. Э. Берк

Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы. Ибн-Сина (Авиценна)

Цена свободы – это вечная бдительность. Д. Керран

Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. М. Аврелий

Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер

Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. Сенека

По отношению к друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего – не требовать от своих друзей никаких услуг. Гегель

Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься. Козьма Прутков

Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении. Конфуций

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Царь Соломон

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Античный афоризм

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Августин

Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Ф.М. Достоевский

Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою. Н.В. Шелгунов

Свобода – только то, что никогда, Ничьей свободе не несет вреда. Ирано-таджикское изречение

Свобода – это цена победы, которую мы одержали сами над собой. К. Мати

Опьянение – не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, – кто не усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче. Сенека

Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия. Новалис

То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. А. Шопенгауэр

Список чувств:

Гордый

Пугливый

Счастливый

Ревнивый

Довольный

Скучающий

Перепуганный

Очарованный

Обезумевший

Напряженный

Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?

Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?

Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?

Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?

Назовите одну из ваших семейных традиций.

Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.

Назовите одну из лучших книг из тех, что вам довелось прочесть.

Какой день вы бы назвали совершенным? Что бы вы делали?

Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.

Назовите что-то, что делает вас счастливым.

Назовите что-то, чего вы боитесь.

Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?

Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.

Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.

Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?

Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.

Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.

Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?

Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?

Как бы вы описали рай?

Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?

Согласны ли вы, что применение наказания – лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?

Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.

Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?

Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?

Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.

Мое любимое животное – это…

Я чувствую страх, когда думаю о…

Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…

Когда у меня выдается свободное время, я люблю…

Моя любимая телевизионная программа – это…, потому что…

Мне нравится есть…

В школе мне нравится…

Мне больше всего нравятся люди, которые…

Через 10 лет я вижу себя…

Страдающий

Смущенный

Сердитый

Одинокий

Надеющийся

Сбитый с толку

Удовлетворенный

Печальный

Возбужденный

Разочарованный

Классный час для школьников «Путешествие на Машине Времени»

(Для работы, нужны, листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры).

— Дорогие ребята! Каждому человеку хочется знать, каким было наше прошлое? Какие события происходили? Какие люди раньше жили? А иногда хочется заглянуть в будущее и узнать, что там, впереди? К сожалению, этого не может знать никто. Никто из людей, кроме... нас с вами. Почему? Да потому, что ни у кого нет Машины Времени, а у нашего класса она есть! Мы с вами сегодня, сейчас, отправимся в прошлое, увидим будущее и вернемся в настоящее. Итак, вы готовы к путешествию на Машине Времени?

(Ребята отвечают, и весь класс делится на 4 команды — экипажи)

— Ребята, попробуйте ответить на вопрос: «Почему люди во все времена, с риском для жизни, отправлялись исследовать Землю?»

(Ребята дают варианты, ответов, учитель обобщает, записывая на доске мелом)

— Конечно, может возникнуть вопрос: «А не лучше было бы остаться дома?» Но вот ваши ответы (на доске) говорят об обратном. Жажда приключений — это одна из причин, по которой люди, с риском для жизни, отправлялись исследовать Землю:

Христофор Колумб (род. 29 октября 1451 года), мореплаватель, хотел найти новый морской путь в Индию. Он сбился с курса и вместо этого открыл Америку.

Испанский исследователь Эрнан Кортес сражался в Мексике с ацтеками за их золото и землю.

Другие исследователи, такие, как венецианец Марко Поло, хотели торговать с дальними странами.

Давид Ливингстон провел много лет в Африке в поисках истоков реки Нил.

Капитан Скотт соревновался с Амундсеном — кто из них первым достигнет Южного полюса. Скотт проиграл. На обратном пути он погиб.

Исследователям надо было суметь вернуться домой и показать другим людям, как пройти той же дорогой. Они рисовали карты, на которых изображали очертания суши, указывали, как далеко один пункт находится от другого и как туда добраться. На различных картах цвета и знаки имели разное значение. Сегодня существует много карт, условные знаки на них показывают, где что находится.

Задание №1 . Нарисовать один условный знак каждой команде, а остальные команды должны догадаться, что это?

(Дети рисуют знак, отгадывают, что он обозначает, объясняют его)

— Как хорошо, что вы умеете не только разбираться в знаках, но и сами создавать их! Настала пора отправляться в прошлое. Здесь мы встретим наших древнейших предков. Это были существа, подобные обезьянам и гораздо меньше нас ростом. Около 4 млн. лет тому назад эти первые люди начали ходить прямо и объясняться друг с другом. Позже древние люди научились охотиться на животных с помощью каменного оружия, жить в пещерах, добывать огонь, собирать орехи, семена, ягоды, ловить рыбу. Мы с вами прибыли как раз в тот момент, когда племя пещерных людей — кроманьонцев — готовится к охоте на мамонта.

Задание №2. Каждому экипажу воспроизвести танец — пляску подготовки к охоте на мамонта и показать ее нам.

(Ребята совещаются и изображают племя, готовящееся к охоте)

— Пропустив несколько тысяч лет, попадаем в средние века. В странах Европы, между 1000 и 1450 гг., правил король, владевший всей землей. Он отдавал землю самым важным людям: вассалам. В ответ те обещали повиноваться и сражаться за него. Крепостные крестьяне обрабатывали землю вассала и платили аренду деньгами, урожаем или работали на него. Иногда господин устраивал в большом зале пиры. Вся его семья и гости сидели за столом на возвышении. Бродячие музыканты, менестрели, играли для них на музыкальных инструментах и пели, восхваляя доброту, красоту и щедрость господина. Они слагали хвалебные песни, оды, его вещам, собакам, одежде и др.

Задание №З . Вы — менестрели Ваша задача — сложить хвалебную песнь предмету, указанному на карточке.

(На карточках написаны слова: «ТУФЛИ», «ШАПКА», «ЧАЙНИК»«ПЕРЧАТКА». Ребята вытягивают одно из слов и сочиняют четверостишие)

— В средние века сыновья знатного господина готовились стать рыцарями. Их учили хорошему поведению, правильным манерам. Они доказывали свою храбрость и ум.

Задание №4 . Вы должны будете также проявить свою смекалку и находчивость, отгадав загадки и дав ответы на вопросы.

(Вопросы задаются «по цепочке»: 1 вопрос — первой команде, 2 вопрос — второй команде и т.д., 5 вопрос — опять первой команде)

На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Вырос лес, белый весь. Пешком в него не дойти, на коне не въехать. (Морозные узоры на стекле)

Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки да лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

У кого одна нога, да и та без сапога? (Гриб)

Не вода и не суша — на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)

И я в нем, и ты в нем, и он в нем, и все же...

Не я в нем, не ты в нем, не он в нем тоже. (Отражение)

То рыжая, то серая, а названьем — белая. (Белка)

На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не унесешь. (Костер)

Шли двое: «Это черная?» — «Нет, красная!» — «А почему она белая?» — «Потому что зеленая!» (Красная смородина)

Стоят — вместе, ходят — врозь. (Ноги)

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

Что за братец? Вот загадка!

У него за носом — пятка! (Носок)

Под вечер — одевается, под утро — раздевается. (Вешалка)

— Пока мы с вами выполняли «гимнастику для ума», отгадывая загадки, Машина Времени перенесла нас в эпоху Возрождения (1450 — 1750 г.г) В это время европейцев стали особенно интересовать искусства и знания. Они много занимались научными опытами, чтобы лучше узнать окружавший их мир. В это время были сделаны замечательные открытия, выполнены прекрасные скульптуры, написаны великолепные картины... Мы с вами тоже нашли одну такую картину, но краски ее поблекли, а местами совсем выцвели.

Задание №5 . «Восстановить картину».

— Сейчас, по одному человеку, вы будете выходить к доске, где прикреплен лист бумаги. Каждый будет проводить только одну линию, но так, чтобы в результате получилась завершенная картина.

(Все ученики класса поочередно подходят к доске, независимо от того, кто в какой команде, и проводят линии, в результате чего должна получиться «КАРТИНА»)

— Вот какое замечательное произведение искусства получилось! Но мы не знаем названия картины.

Задание № 6 . Каждой команде придумать свое название «картины».

— Ребята, пока вы придумывали название картины, наша Машина Времени занесла нас в далекое будущее. На протяжении тысячелетий люди жили на одном и том же месте, после них сохранялись всякие остатки, мусор, бытовые отходы. Ученые ведут раскопки в таких древних местах, чтобы получить сведения о нашей истории. Вот они раскопали интересные предметы, но не знают, что это и для чего они служили, как ими пользовались.

Задание №7 . Придумать и найти как можно больше способов применения таких "вещей: «аквариум», «вилка», «тарелка», «цветочный горшок».

(Каждая команда вытягивает карточку с названием предмета и предлагает свой способ его применения)

— Вот наконец-то мы смогли вернуться домой, в свое время. Много мы увидели и узнали нового и интересного. А сейчас вы должны составить отчет о нашей экспедиции.

Задание №8 . Закончить каждому из вас фразу: «Я думаю, что...»

— Ну, вот и все, дорогие ребята. Думаю, что путешествие было неутомительным, интересным, крепче сдружило наш класс и всем понравилось.

Из казино выходят двое мужчин. Один в плавках, другой совсем раздет.

- Тебе хорошо, - обращается голый игрок к товарищу, - умеешь вовремя остановиться! (Юмор)

Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами. (Артур Шопенгауэр)

Классный час, посвященныйпроблеме игромании, пропаганде здорового образа жизни.

По словам медиков, среди пациентов психиатрических и наркологических центров становится все больше людей, одержимых страстью к игре.О губительных последствиях игромании уже говорят и ученые, и политики, и простые люди.. Результаты недавних исследований показывают, что в некоторых школах страны до 80% учеников всерьез «подсели» на азартные игры. *) 1

Информацию о разных аспектов игромании участникам ток-шоу представляют «эксперты». Ведущий проводит обсуждение.

*) 1 «Новые известия», 7 июня 2006 г.

Цели: расширить представление детей о вредном воздействии азартных игр на психику человека; развивать у учащихся осознанное понимание существующей проблемы; формировать отрицательное отношение к азартным играм; воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни; побуждать к самопознанию, саморазвитию,к повышению самооценки самовоспитанию.

Форма мероприятия: ток-шоу.

Подготовительная работа с детьми.

Выбрать ведущего, экспертов (историк, журналист, врач), предоставить им тексты выступлений.

План классного часа

I. Вступительное слово.

2. Игромания – это диагноз.

3. Опасность игромании.

4. Лекарство от «Однорукой заразы».

I II. Заключение.

Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Классный руководитель. Сегодняшний классный час я бы хотела начать со стихотворных строчек(читает):

«Живём мы что-то без азарта, однообразно, как в строю, не бойтесь бросить всё на карту и жизнь переломить свою...»

Это слова песни из советского фильма «Вокзал для двоих». В советскиевремена эти строки звучали как призыв вырваться из скучной повседневности, поверить в удачу, в возможность счастья. А в наше время эти слова звучат как страшная насмешка. Все больше и больше людей отчаянно бросают все на карту, в прямом смысле ломая жизни себе и близким, становятся рабами азарта.

Статистики утверждают, что каждый третий гражданин России уже имеет знакомого или близкого родственника, которыйкрепко подсел на игру.

Сегодняшнее ток-шоу мы посвящаем проблеме игромании.

Информацию для обсуждения нам будут подбрасывать сегодня эксперты: историк (имя, фамилия), журналист (имя, фамилия), врач (имя, фамилия), социолог (имя, фамилия), приглашаем всех принять участие в обсуждении. Ведь эта проблема может коснуться каждого из нас.

В началекороткое досье: «Жертвы азарта вчера и сегодня» – информация от историка и журналиста.

II. Ток-шоу «Подсевшие на игру».

Жертвы азарта вчера и сегодня.

Историк. Все люди бывают азартными, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно трудятся на даче, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры.

Азарт – в переводе с французского – увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность,горячая увлеченность какой-либо деятельностью, воодушевление, энтузиазм. Азарт просто необходим в спорте, в творчестве, но он может быть и разрушительным, приводить к трагедии.

Страсть к игре – это древний человеческий порок.Говорят, что первые игральные карты появились в древнем Китаена рубеже второго тысячелетия нашей эры. Через 400 лет карты и азартные игры пришли в Европу. Появились первые игорные дома, потом рулетка и иные нововведения.
В России азартными играми увлекалась элита, склонная к богемному образу жизни: великий баснописец И.А. Крыловсколотил с помощью карт состояние в 110 тысяч рублей,десятки тысяч рублей за вечер проигрывал А.С. Пушкин, не случайно он написал «Пиковую даму».

И М. Ю.Лермонтов отдал дань карточному увлечению - драму "Штос" сочинил. Был страстным игроком Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский страдал из-за пагубной страсти, которую он описал в повести "Игрок".
Люди проигрывали состояния, умирали в нищете, или накладывали на себя руки, совершали самые невероятные поступки, преступления.

Первоеказинов России появилось в 1989 году в Москве, а сейчасв нашей стране уже сотни тысяч игровых автоматов. Например, в Москве, 1 автомат на 150 жителей. Миллионы людей становятся завсегдатаями игровых заведений, попадают в зависимость от игры. Предприниматели очень умело используют этот человеческий порок – страсть к риску, желание испытать себя.

Журналист. Жертвы азарта – самые разные люди: мужчины и женщины, старики и дети, богачи и бедняки.

В сети игровой зависимости попадают люди самых разных возрастов и профессий, разного культурного и социального уровня, но финал у этих историй, как правило, один и тот же.

Обычный инженер: проиграл крупную сумму денег, занял у друзей, чтоб отыграться ивновь проиграл,занял у знакомых, но и эта сумма осталась в казино, начались смертельные угрозы, пришлось продать квартиру, сейчас он живет в подвале, собирая бутылки.

Учительница,45 лет. Проиграла в автоматах 200 тысяч рублей, которые семья собирала в течение 5 лет на строительство дома. Теперь нет ни дома, ни денег, и все равно она продолжает играть. Проигрывает, осознает свою проблему, на какое-то время перестает играть, а потом все начинается снова.

37-летний бизнесмен: солидное дело, собственный офис в центре города, шикарный особняк, несколько машин,молодая красавица-жена. Однажды партнер по бизнесу пригласил его в казино, и он сразу выиграл довольно большую сумму денег. После этого начал регулярно играть. Сейчас у него нет ни машин, ни особняка. Свой бизнес он продал, красавица-жена ушла от него, а сам он живет, подворовывая,на вокзале с одной только мыслью – найти немного денег и отыграться.
К слову сказать, все клубы города без проблем выплачивают крупные выигрыши. А чего им бояться? Все равно, не сегодня, так завтра, эти деньги обязательно вернуться к ним…
Исследования Национальной ассоциации США по проблемам азартных игргласят, что у среднестатистического горожанина в любой стране мира:
6% - стать уголовным преступником;
34% - шансов стать алкоголиком;
32% - шансов стать наркоманом;
48% - шансов стать игроманом.*) 2

*) 2 Журнал практической психологии и психоанализа, №1, март 2005 г

Получается, что угроза игромании очень высока для каждого из нас.

Ведущий. Предлагаю обсудить полученную информацию. (Обращается к участникам ток-шоу)

– Приходилось ли вам бывать в казино? Делали вы ставки?

– Кто имеет опыт общения с игровыми автоматами?

– Приходилось ли выигрывать? Сколько проиграли?

– Есть ли у вас знакомые, страстно увлеченные игрой?

– Приходилось ли вам сдерживать свою страсть к игре?

(Идет обсуждение)

Игромания – это диагноз. *) 3

Ведущий. Чем же манит людей игра? Почему попадают в зависимость? Как становятся игроманами? Что такое игромания с медицинской точки зрения?

Врач. Патологическое влечение к азартным играм – игромания, или лудомания (от латинского слова ludus – игра), – внесено в Международную классификацию болезней в разделе психических заболеваний. Игроманияэто нехимическая зависимость, при которой изменение сознания происходит без приема психоактивных веществ. Игромания – это болезнь сродни наркомании или алкоголизму.Биологическая природа игроманиисвязана с «гормонами счастья», эндорфинами, которые вырабатываются в головном мозгу.От концентрации эндорфиновзависит наше настроение и наши эмоции. Эндорфины вызывают состояние удовлетворения, радости. Любой азарт (спорт, игры, споры и т.д.) способствует выбросу эндорфинов. Возникновение зависимости происходит от того, что человек старается продлить состояние счастья, для чего снова и снова повторяет действия, приводящие к нему.

Ведущий. Что толкает человека на поиски азарта?

Врач. Паранойя желаний – так называют сотрудники Минздрава то состояние, которое толкает игрока на поиски казино или игровых автоматов.

Ведущий. По каким признаками человек может судить о том, что он попал в зависимость от игры.

Врач. Чаще всего игроман некритичен к своей болезни, думает, что может бросить в любой момент (как алкоголик или наркоман), поэтому к специалистам в основном обращаются его близкие.
Признаки игромании:

1. Поглощенность, озабоченность игрой (воспоминаниео прошлых играх, планирование будущих ставок, поискиденегна следующую игру).

2. Сильное возбуждение во время игры, повышение ставки.

3. Неспособность контролировать или прервать игру.

4. Чувство тревоги и раздражения при необходимости прервать игру.

5. Игра как способ убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).

6. Попытки отыграться на следующий день после проигрыша.

7. Обман близких с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру.

8. Готовность пойти напреступление для финансирования игры.

9. Пренебрежение учебой, карьерой, семьей, друзьями ради игры.

10. Долговая яма – стремление занять деньги, чтобы расплатиться сдолгами, вызванными игрой.

Если вы нашли у себя хотя бы четыре симптома, вы уже серьезно больны.
Ведущий. Каковы стадии развития болезни?

Врач. По мнению врачей, эта страсть тяжелее наркомании, ей подвержен каждый 20 житель России. А для того, чтобы попасть в зависимость, достаточно 8-12 часов.
Принцип возникновения зависимости от игры, такой же, как у алкоголизма и наркомании.

Одержимый игрок обычно проходит через четыре стадии:
– стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.
– стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.
– фаза отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, паника, потеря работы, незаконные действия.
– безнадежная стадия: чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.

Ведущий. Приходилось ли кому-то из вас чувствовать зависимость от игры?

– Какие признакиигровой зависимости вы уже у себя обнаружили?

– Согласны ли вы, что игроманиясродни наркомании?

– Где еще могут пощекотать нервы любители адреналина? (Экстремальный спорт, гонки, фильмы ужасов и т.п.)

– Могут ли эти занятиявызвать зависимость?

(Идет обсуждение)

*) 3 Большая медицинская энциклопедия, М., Эксмо , 2007 г.

Опасность игромании

Ведущий. Казалось бы, играть или не играть – это личное дело человека, каждый имеет право распоряжаться своей жизнью, как хочет. В чем же общественная опасность игромании? Слово юристу.

Юрист. Зависимость от игры очень опаснадля общества. Не в силах победить свою страсть и расплатиться с долгами, люди часто сводят счеты с жизнью.

Жертвами игромании часто становятся подростки. По данныммилиции, десятки тысяч российских подростков проводят все свободное время в залах игровых автоматов, добывая деньги на игру кражами и ограблениями.

Игровой бизнес очень прибыльный– дневная выручка доходит до 1000 $ в день. Значительная часть выручки укрывается от налогов, уходит в тень.

Игровой бизнес страшно криминализирован. По данным МВД, где-то 60-65 процентов всех игорных заведений страны находится под контролем преступных группировок. Только за последний год были совершены десятки нападений на владельцев и посетителей залов и казино. Сотрудники правоохранительных органов постоянно уличают эти заведения в подделке финансовых документов, в использовании незарегистрированных автоматов.

Игровой бизнес толкает на мошенничество. Чтобы увеличить прибыль, некоторые ловкачи таким образом настраивают автоматы, что незначительный выигрыш выпадает лишь одному из 500-600 играющих.

Ведущий. (Обращается к участникам ток-шоу). Согласны ли выс тем, что игромания опасна для общества?

– В чем еще можно увидеть общественную опасность игромании?

– Можно ли сравнить деятельность игорных заведений с мошенничеством?

– Согласны ли вы, что корни подростковой преступности лежат в игромании?

Лекарство от «Однорукой заразы»

Ведущий. Как же решить проблему игромании? Решение проблемы от врачей.

Врач. Человек может вылечиться только тогда, когда сам этого захочет, но для этого нужно дойти до самого дна, осознать, ужаснуться и добровольно отказаться от игры. Очень важна при этом поддержка семьи. Хорошо уехать куда-нибудь, например, в тайгу, где на сотни километров кругом нет ни одного игрового автомата. Психотерапевты уже «кодируют» игроков от пристрастия к азартным играм.
При лечении от игромании советуют использовать такие приемы:
-«Копилка». Нужно представить себе какую-нибудь шикарную вещицу, о которой давно мечтал. Каждый раз, проходя мимо автомата и уговаривая себя проиграть всего лишь «маленьких 500 рублей», нужно срочно бежать домой, и класть мысленно проигранные деньги в копилку.
-«Кризисный менеджер». Нужно найти близкого человека, со строгим характером, которому отдавать на хранение все заработанные деньги. Вместе с ним составляется план раздачи долгов.
-«Личный психолог». Довольно необычный способ, который используется только на Западе: психолог сам сопровождает больного в казино и включаться, когда состояние начинает таять.
Ведущий. Какие методы кажутся вам наиболее эффективными?

(Дети отвечают)

Ведущий. А что предлагают юристы?

Юрист. Игровым бизнесом уже занимается Госдума.Предлагается внести поправки в налоговый кодекс, увеличить налоги на игорный бизнес. Но нужно принять законы, запрещающие азартные игры до 18 лет, как это делается в западных странах.

Нужно ввести ограничение на время пребывания в игровых заведениях.

Необходимо принять закон, по которому игроман, как утративший здоровье,смог бы получить компенсацию от игорного заведения.

А еще лучше – вообще запретить игорный бизнес. И за этовыступает сегодня до 95% наших сограждан.

Ведущий. Какие юридические меры по борьбе с игроманией кажутся вам наиболее эффективными?

Какие меры предложили бы вы?

(Дети отвечают)

Ведущий. А что предлагают журналисты?

Журналист. Нужно заниматься просвещением, предупреждатьлюдей об опасности игромании. Ведь на каждой пачке сигарет обязательно ставится надпись: «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Нужно, чтобы на каждом игровом автомате, у входа в казино была подобная надпись.

Еще одно решение проблемы – в приобщении детей к физкультуре, спорту, художественному, техническому творчеству. Ведь корни игромании – в детстве. Как правило, игроманами становятся те дети, которым родители не создали зону интересов, где бы ребенок чувствовал себя успешным, где он смог бы добиться положительных результатов.

Поэтому нужно строить стадионы, открывать клубы, кружки, где дети смогли бы реализовать себя.

Ведущий. (Обращается к участникам ток-шоу). Как вы относитесь к этим мерам?

Что вы можете предложить для решения проблемы игромании?

(Дети отвечают)

III. Заключение.

Ведущий. Наше обсуждение подходит к концу. И закончить нашразговор я хотел бы одной абхазской притчей.*) 4

*) 4 Лакребай М.А.Тот, кто убил лань. «Алашара», 1982

…Старый Джесиб долго уговаривал внука бросить воровать и картежничать. Но все напрасно. И перед смертью старик сделал внуку такое завещание: найти самого умелого вора и самого искусного картежника и попросить их научить его своему ремеслу.

Выполняя последнюю волю деда, внук нашел короля воров, но то, что он увидел, очень удивило его.

«В маленькой комнате "короля" воров даже не было мебели. Хозяин лежал на старой продавленной тахте. На полу валялся треснувший горшок, из которого, видно, давно не ели. Нищета и грязь говорили сами за себя. Вот оно, воровское "счастье"!

После старого вора юношаразыскал "короля" картежников. Тот произвел на него еще более тяжкое впечатление: картежник с взлохмаченными волосами стоял на коленях и лихорадочно метал на пол карту за картой.
Юноша выждал удобный момент и рассказал о цели своего прихода.
– О, ты не ошибся! – гордо заявил картежник. – Я играю уже больше тридцати лет. – На мгновение он оторвался от карт и оглядел парня воспаленными глазами. Затем снова принялся азартно метать карты и тут же предложил гостю сыграть с ним.
Но юноша поблагодарил старого картежника и поспешил удалиться.
Он понял, что и старый картежник прожил свою жизнь впустую.
Так мудрый Джесиб спас своего внука. Старик знал, что жизнь учит куда лучше, чем любые нравоучения.

– Как вы считаете, актуальна ли эта притча для нашего времени?По одному предложению от экспертов.

(Эксперты высказываются)

– И мнения участников нашего ток-шоу.

(Дети высказываются)

Ведущий. Мы пришли к выводу, что лучшим способом избежать игромании – не играть в азартные игры.Наше ток-шоу подошло к концу.Благодарю всех за участие.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. С каким настроением уходите после классного часа?Есть ли у вас иммунитет против игромании?

Классный час «Своя игра»

Игра для учащихся 5 классов.

Оборудование:

    30 карточек с вопросами;

    3 колокольчика;

    презентация

Раздел знаний

Стоимость вопроса (в баллах)

Математика

10

15

20

25

30

35

Русский язык

10

15

20

25

30

35

Литература

10

15

20

25

30

35

Природоведение

10

15

20

25

30

35

История

10

15

20

25

30

35

Ведущий. Сегодня мы поиграем в знакомую вам игру, это игра построена так же, как телеигра «Своя игра». Но она будет необычной. Вам придется отвечать на вопросы по вашим любимым и всем известным литератур­ным произведениям.

Перед вами таблица, на которой написаны пять разделов: математика, русский язык, литерату­ра, природоведение, история. Назвав раздел, вы выбираете стоимость вопроса. Отгадываете - очки ваши, нет - ход передается следующей команде. Выигрывает та команда, которая больше всех наберет очков.

Вопросы по разделу «МАТЕМАТИКА»

10 баллов. Сколько голов у Чудо-Юдо? (12)

15 баллов. Сколько копыт у семерых козлят и их мамы вместе взятых? (32)

20 баллов. У какого рассказа Н.Носова математическое название? («Федина задача)

25 баллов. Каких литературных героев было по три? Назвать не меньше пяти, (три мед­ведя, толстяка, богатыря, поросенка, друга, мушкетера, пряхи и т. д.)

30 баллов. « А крокодилы живут 300 лет, поэтому я еще очень молод». Сколько лет очень молодому крокодилу Гене? (50)

35 баллов. Однажды в студеную зимнюю пору маленький мальчик вез в гору воз хворос­та. Лошадка двигалась медленно, со скоростью 2 км в час. На горе мальчик отцепил воз, вскочил на лошадку и помчался вниз со скоростью 10 км в час. Сколько времени потратил мальчик на дорогу в гору и под гору, если расстояние равно 10 км? Из какого произведения мальчик? (5 часов, 1 час. «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасова).

Вопросы по разделу «РУССКИЙ ЯЗЫК»

10 баллов.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

О каких сестрах говорит Борис Заходер? (буквы)

15 баллов. «На деревню дедушке». Кто так подписал свое письмо? Дойдет ли оно? (Вань­ка Жуков. Чехов. «Ванька»)

20 баллов. Какой материал использовали для письма в Древней Руси? (береста)

25 баллов.

- Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже после буквы «Ю».

Кто говорит с ребятами в этом стихотворении Бориса Заходера? (Буква «Я»)

30 баллов. Поставьте имена литературных героев во множественное число. Маша и мед­ведь, старик Хоттабыч, Маугли, Волшебник Изумрудного города, Тутти, Пьеро, (каждое имя - 5 баллов)

35 баллов. Продолжить словосочетания. Пример: хрустальные …башмачки Золушки. Голубые (волосы Мальвины), длинный (нос Буратино), пропеллер (Карлсона), синяя (боро­да), красная (шапочка).

Вопросы по разделу «ЛИТЕРАТУРА»

10 баллов. Кто проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса?

(Буратино из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

15 баллов . Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку пари­ка, не пал духом в желудке огромной рыбы, летел на ядре, побывал на луне? (Барон Мюнхаузен. Распе «Приключе­ния барона Мюнхаузена»)

20 баллов. Кто потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер. Свифт «Путешествие Гул­ливера»)

25 баллов. Продолжить стихотворение и назвать авто­ра:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -…

(Говорит одна девица,

то на весь крещеный мир,

приготовила б я пир.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)

30 баллов. Кто помчался вдогонку за белым кроликом, провалился в очень глубокий ко­лодец и оказался в удивительной стране? (Алиса. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стра­не чудес»

35 баллов. Назвать пять любых пословиц.

Вопросы по разделу «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

10 баллов. В каком лесу родился Маугли? (джунгли)

15 баллов . Какое явление природы помогло Элли перенестись в волшебную страну?

(ураган)

20 баллов. В какой стране находились владения Снежной королевы? (Лапландия)

25 баллов. «Открыт Пухом. Пух его нашел». О чем написал Винни-Пух на данной таблич­ке? (Северный полюс)

30 баллов. Чем занимался папа Алисы Селезневой из фантастических повестей Кира Булычева? (Собирал фантастических животных с других планет для зоопарка)

35 баллов. Где живут звери в Африке, приславшие телеграмму Айболиту с просьбой вы­лечить их детей? (Занзибар, Калахари, Сахара, Фернандо По, Лимпопо)

Вопросы по разделу «ИСТОРИЯ»

10 баллов. С именем какого царя связана история города Петербурга? (Петр I )

15 баллов. Долго пытали пленника Буржуины. Выведать хотели Военную Тайну. Умер герой, но не дрогнул. Кто это был? (Мальчиш-Кибальчиш)

20 баллов. Кто является первопечатником на Руси? (Иван Федоров)

25 баллов. Много горя хлебнул на войне Ваня Солнцев. Был разведчиком, побывал в пле­ну. Какая война принесла Ване столько страданий и в каком произведении? (Великая Оте­чественная. Катаев «Сын полка»)

30 баллов.

«Ну, был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи.

Какое сражение описывается в этом стихотворении? (Бородинское, 1812 г.)

35 баллов.

Не было битвы такой!

И хоть кого спроси, -

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!

О какой битве здесь идет речь? (Куликовская)

Жюри подводит итоги. Награждает победителей.