Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе «К нам гости пришли. Конспект занятия по фэмп в первой младшей группе «большие и маленькие мячики 1 младшая фэмп тема где спрятались игрушки

Конспект занятия по математике

Итоговое занятие по ФЭМП в первой младшей группе
«Найди свой домик»

Долгая О.М., воспитатель МБДОУ Д/с №80
«Реченька» г. Набережные Челны

Цель:

Обучающие задачи:

  • Закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету;
  • Закрепит умение отличать понятие «один», «много»;
  • Способствовать расширению знаний в различии и названий основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) ;

Развивающие задачи: Развивать память, мышление, внимание, активный словарный запас;

Воспитывающие задачи: Воспитывать уверенность в себе, активность;

Раздаточный материал: Вырезанные из картона цветные круги;

Демонстрационный материал: Игрушка, 1 большая пирамидка, 4 обруча;

Ход занятия:

I. Ребята заходят в группу. Видят, на полу разбросаны колечки от пирамиды.

Воспитатель: Ай-ай-ай, это кто же разбросал игрушки?

Ребята видят игрушку мишку.

Воспитатель: Мишка это ты раскидал игрушки по группе?

Мишка: Да

Воспитатель: Хорошо мишка раз ты понял, что это плохо, то собери игрушки, а ребята тебе помогут, только пирамидку надо собирать правильно, сначала большие колечки, потом поменьше и меньше и маленькие. Поняли ребята?

Дети: Да

II. Подвижная игра: «Собери пирамидку»

Дети начали собирать колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет и размер колечка. Дети отвечают индивидуально или хором. Если один ошибается, другой поправляет его. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит каждого ребенка. Мишка благодарит детей за помощь. Воспитатель предлагает им поиграть.

III. Пальчиковая гимнастика.

Ребята садятся на стульчики. Проводится, пальчиковая гимнастика (2-3 короткие, пальчиковые потешки) .

IV. Дидактическая игра «Найди свой домик» . Воспитатель предлагает поиграть в игру. Педагог раскладывает на полу 4-обруча. В центре каждого по одному цветному кругу.

Воспитатель объясняет задание: У нас есть цветные круги, какого цвета круги?

Дети ещё раз повторяют названия цветов.

Воспитатель: Молодцы ребята!

А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик.

Какого цвета этот круг Яна?

Яна: Синий

Воспитатель: В какой домик ты его положешь?

Яна: В синий

Воспитатель: Правильно! Молодец!

Таким образом, все круги находят свой домик. По ходу игры идет активное повторение название цветов.

V. Надеюсь, мишка научился собирать пирамидку, теперь он знает, все цвета, все размеры.

VI. Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть вместе с мишкой? Детишки делятся своими впечатлениями от игры.

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в первой младшей группе

на тему «Мишка и зайка в гостях у ребят»

Задачи:

1) формировать умение различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик;

2) формировать умение выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать;

3) воспитывать уважительное отношение детей к друг другу.

Методы и приемы : наглядный(показ воспитателя), словесный(объяснение, вопросы), поощрение, игровой.

Материалы: игрушки Мишка и Зайка, 2 коробки, кирпичики и шарики одинаковой величины по количеству детей и для воспитателя).

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

На столе стоят накрытые платком игрушки: мишка и заяц.

В. Ребята, посмотрите, к нам на занятие сегодня кто-то пришел. И не просто пришел, а играет с нами в прятки. Давайте посмотрим, кто же тут прячется.

Воспитатель открывает игрушки.

2. Основная часть.

В: Дети, а кто это к нам пришел на занятие?

Воспитатель показывает мишку.

Д: Мишка (рассматривают мишку).

В: Что принес мишка?

В лапах у мишки шарик.

В: А что можно делать с шариком?

Д: Катать.

В: Правильно. Давайте посмотрим, как шарик катается.

Воспитатель вызывает 2-3 детей покатать шарик.

В: Молодцы!

Физкультминутка

Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти

Мишка, Мишка покружись

А потом земли коснись.

Воспитатель показывает вторую игрушку-зайку, который держит кирпичик.

В: Давайте посмотрим, кто пришел с мишкой?

В: А зайка что нам принес?

Д: Кирпичик.

В: Правильно! А что можно делать с кирпичиком?

Д: Ставить.

Воспитатель вызывает 2-3 детей

В: Молодцы!

Пальчиковая гимнастика

Зайчик прыг, зайчик скок (показываем зайку пальчиками)

Спрятался он под кусток (кулачок обнимаем ладошкой)

Под кусточком –молчком(грозим пальчиком, чтоб сидел тихо)

Только уши торчком(показываем зайку).

Игровая ситуация « Собираем шарики и кубики».

В: Ребята, давайте поможем нашим гостям разобрать фигурки. Мишке мы будем давать шарики, а зайке кирпичики.

Дети выходят по одному, берут фигурку, кладут мишке шарик, зайке- кирпичик.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в мишке? Зайке?

3. Итог занятия.

В: Дети, кто сегодня были у нас в гостях? Что принес мишка?

А что принес нам зайка? Всем спасибо. Все молодцы!!!

Формирование элементарных математических представлений в 1 младшей группе №3 «Теремок»

Образовательной деятельностина тему: «Путешествие на поезде»

Воспитатель: Тыван Н. В.

г. Оха, 2017

Тема: « Путешествие на поезде».

Цель : Закрепить и обобщить знания детей об основных математических понятиях.

Задачи:

Развивать умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много – один.

Продолжать закреплять геометрические фигуры (круг, квадрат) находить и называть их.

Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к математическим играм.

Словарная работа : много – один, геометрические фигуры (круг, квадрат).

Предварительная работа: Дидактическая игра «Найди домик для фигур», Лото «геометрические фигуры».

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: «Полянка», изготовленная из плотного картона, зайчики, ёлочки (1 большая и несколько маленьких), корзина, одинаковые мячи, билеты с изображением геометрических фигур (круг, квадрат).

Раздаточный материал : круги, квадраты основных цветов, мячи.

Ход Образовательной деятельности:

Сюрпризный момент:

Звучит музыка «паровозик из Ромашкино»

Воспитатель (я) наряжается при детях в костюм проводника

Воспитатель : Ребята, сегодня приглашаю вас в путешествие, а на чём мы поедим вы отгадаете сами:

Ястучу,стучу, стучу,

Далеко тебя качу.

А под речкой,на мосту

Просигналю всем: «Ту – ту!»

Что это?

Ответ детей : поезд

Воспитатель: Правильно ребята!

Значит, мы сегодня с вами поедим путешествовать на поезде. Но для этого надо получить билеты, чтобы потом занять каждому определенное место, которое будет соответствовать вашему билету.

Сколько у меня билетиков? (дети – много)

А сколько билетиков у Вани, Мани, Тани? (один)

Дети берут билеты (в виде геометрических фигур – круг, квадрат).

А, теперь внимательно посмотрите на свои билеты.Какой они формы у вас?

Ответ детей: круг, квадрат.

Сколько у меня было билетиков? (дети – много). А сколько у каждого из вас? (один)

Воспитатель : Молодцы ребята, правильно!

Вам нужно сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура, как и на вашем билете. Найдите свои места и рассаживайтесь. Мы с вами отправляемся в путешествие.

Звучит музыка, дети отправляются в путь.

Приехали, первая остановка: в гостях у зайки.

Воспитатель: Вот мы с вами приехали в лес! И попали на полянку к Зайке.

Кто у нас на полянке?

Ответ детей: зайчики

Воспитатель: Ребята, зайчик расстроился, потому что не может посчитать зайчиков. Поможем зайчику?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Сколько зайчиков на поляне?

Ответ детей: много

Воспитатель: Молодцы, правильно! Беру одного зайчика в руки, испрашиваю: «Сколько зайчиков у меня в руке»?

Ответ детей: один

Воспитатель: А, на поляне сколько?

Ответ детей: много

Воспитатель: Молодцы! Ребята,посмотрите,зайчик успокоился и хочет с вами поиграть.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит. (Дети присели, шевелят кистями поднятых рук).

Надо лапочки погреть (Дети присели, шевелят кистями поднятых рук).

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп,

Надо лапочки погреть. (Встают, хлопают в ладоши)

Надо Зайке поскакать.

Скок – скок, скок – скок. (Дети прыгают на обеих ногах).

Воспитатель: А что, ещё у нас на поляне растёт?

Ответ детей: ёлочки

Воспитатель: Ребята давайте с вами рассмотрим ёлочки.

Сколько больших ёлочек?

Ответ детей: одна

Воспитатель: А, сколько маленьких?

Ответ детей: много

Звучит музыка

Вот мы с вами приехали: И попали на цветочную полянку.

Вторая остановка: «Цветочная полянка»

Ребята, посмотрите какая у нас красивая цветочная полянка!

На поляне растут красивые цветы.

Воспитатель: Обращает внимание детей на красивую полянку и спрашивает:

Сколько цветов на полянке?

Ответ детей: много

Воспитатель: Возьмите, каждый себе по одному цветочку.

Сколько у вас в руке цветочков?

Ответ детей: один

Воспитатель: Молодцы, правильно! А, теперь давайте поиграем с цветочками!

Физминутка «Наши чудные цветки»

Наши чудные цветки (дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (начинают медленно вставать )

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачивают руки над головой)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

Воспитатель: А, теперь нам пора отправляться обратно в детский сад.

(Дети рассаживаются)

Звучит музыка

Вот мы и вернулись! Ребята, где мы с вами были?

Ответ детей: на поляне (в лесу).

Воспитатель: на чём мы путешествовали?

Ответ детей: на поезде

Воспитатель: Кого мы там видели?

Ответ детей: зайчиков

Воспитатель: Сколько зайчиков было?

Ответ детей: много

Воспитатель: что еще на полянке росло?

Ответ детей: цветы

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Ответ детей: Да!

Воспитатель: А, теперь вы можете поиграть с игрушками Паровозика из Ромашково.


Математические упражнения и игры положительно влияют на восприятие окружающего мира, стимулируют развитие мышления и речи, расширяют кругозор ребёнка. Важнее не предоставлять малышу готовую информацию, а поощрять его интеллектуальные способности, прививая вкус к самостоятельному поиску и открытиям, к дальнейшему использованию знаний в жизни.

Зачем малышам математика

От того, как педагог будет использовать методические приёмы в работе с детьми раннего возраста, зависит познавательный интерес его воспитанников к математике и в дальнейшем.

Математические дарования, подобно музыкальным, нередко врождённые, проявляются рано и органически определяют склад ума данного человека.

С. Вавилов

Педагогическая работа по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в детском саду ставит перед собой такие цели:

  • полноценное творческое и интеллектуальное развитие ребёнка;
  • базовая подготовка к этапу школьного обучения;
  • коррекционная работа;
  • воспитание мыслительной культуры в целом.

ФЭМП решает задачу творческого и интеллектуального развития ребёнка

Как заниматься математикой с детьми раннего возраста

До двух лет ребёнок наблюдает и учится воспринимать предметы, действия, впитывает разнообразие красок и звуков внешнего мира. К третьему году проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают. Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу. Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало». В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало». Ребёнок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой. Наиболее понятными для различения количества предметов являются такие соотношения:

  • один и три,
  • два и четыре,
  • пять и два,
  • пять и три предмета.

Малыши младшей группы в первую очередь замечают размеры предметов, а не их количество, поэтому целесообразно для занятий использовать вещи одинаковой величины. Желательно также, чтобы малыш не только смотрел на предметы, но и активно взаимодействовал с ними - мог самостоятельно переставлять, собирать, ощупывать, отбирать по одному из признаков (например, форме или цвету). Это развивает сенсорные способности.

Целесообразно во время занятий использовать предметы одинакового размера

Трёхлетние малыши овладевают количественными и порядковыми числительными (один - первый, четыре - четвёртый) почти одновременно. Однако не стоит торопиться с выводом, что ребёнок уже освоил навыки счёта. Проговаривание слов-числительных в этом возрасте, как правило, не наполнено математическим содержанием - они скорее озвучивают ритм движения, а не обобщают количество.

Лучший способ закрепления знаний для трёхлетних детей - это практическая деятельность, когда, к примеру, они выполняют просьбу принести определённое количество игрушек, карандашей и т. д.

Возможные трудности:

  • Ребёнок может произносить слова-числительные позже или раньше фактического действия (счёта).
  • Реальное понимание ребёнком количественных отношений и освоение новых слов могут не совпадать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребёнок отбирает или показывает верное количество мячиков, но затрудняется ответить на вопрос, сколько мячиков он отобрал.
  1. Во время обучения стоит придерживаться определённой линии поведения:
    • приучать детей наблюдать за движениями взрослых, замечать, какими словами обозначаются действия с предметами;
    • поощрять желание действовать самостоятельно и сопровождать свои действия рассуждениями;
    • обращать внимание детей на слова, характеризующие свойства и качества предметов.
  2. К знакомству с новой информацией целесообразнее переходить после того, как дети восстановят в памяти самые важные моменты предыдущего занятия. Повторению ранее изученного материала достаточно уделить не более двух-трёх минут. Провести его лучше форме игрового задания, например, «Помогите мишке собрать шишки», «Найдите вместе с белочкой орешки» и т. д. или с использованием математических стихотворений, загадок, песенок. Занимательная математика задействует детскую любознательность и смекалку, способствует раскрытию интеллектуального потенциала.
  3. Вопросы желательно формулировать чётко, понятно, выразительно; если ребёнок ведёт себя пассивно, не проявляя интереса к игре, не отвечая на вопросы - не настаивать, а начать работать с активными детьми. Немного позже стоит вновь возвратиться к первому малышу, пытаясь вовлечь его в активное общение, заинтересовать и помочь ему почувствовать уверенность в своих действиях.
  4. Не стоит забывать, что трёхлетним малышам тяжело удерживать внимание дольше нескольких минут, они быстро устают, поэтому желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками, в процессе работы подключая динамичные игры математического содержания.

Желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками

Воспитанников первой младшей группы обучают:

  • рассматривать, сопоставлять и группировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и размер;
  • сравнивать и обозначать группы однородных предметов словами «один», «много», «мало»;
  • различать и понимать элементарные количественные соотношения больше - меньше;
  • видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
  • ориентироваться в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.) и игровой площадки детского сада;
  • уметь двигаться за педагогом в определённом направлении;
  • знать и называть части тела (голова, руки, ноги).

Педагогические приёмы работы

В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приёмов:


Название: Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Один и много»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Первая младшая группа, дети от 2 до 3 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск

Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) в первой младшей группе. Тема: «Один и много».

Основная часть

Воспитатель:

На занятие собирайтесь

И в кружок скорее вставайте.

Улыбнемся всем вокруг

Ведь с тобою рядом друг!

— Ребята, я у вас хорошее настроение?

Воспитатель: Тогда начинаем. Дети, к нам сегодня в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, у нашего гостя есть проблема, и он ее решить сам не может. Он просит нас ему помочь. Дело в том, что ежик пригласил к себе в гости друзей, а угощать он их собирается яблоками. Наш ежик так переживал, когда готовился к встрече гостей, что съел почти все яблоки. И у него осталось только одно яблоко. У ежика было много яблок, а осталось одно. Ребята сколько яблок было у ежика?

Воспитатель: А сколько осталось?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно помочь ежику?

Воспитатель: А что еще помимо яблок любят ежики?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про ежиков. А еще ежики любят грибы. Посмотрите, у меня есть один гриб. Как вы думаете, ежику хватит одного гриба угостить всех своих гостей?

Воспитатель: Конечно же не хватит, за то я знаю полянку на которой растет много грибов. Тогда мы отправляемся в путешествие.

Игра «Грибы на полянке»

На ковре разложены грибы (Подосиновики и мухоморы) Детям предлагается собрать подосиновики в корзины, а мухоморы оставить на полянке.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, вы так много грибов набрали. Как вы думаете, ежик сможет угостить теперь всех своих гостей. Посмотрите у меня на столе сколько грибов?

Воспитатель: А сколько грибов вы собрали?

Воспитатель: Правильно, ребята вы много собрали, а на столе у меня сколько грибов?

Воспитатель: Правильно ребята один гриб. Ребята, давайте мы для нашего ежика нарисуем много яблок.

Художественная деятельность ( рисование) «Яблоко»

Рефлексия

Выставка работ.

Воспитатель: (Обращается к конкретному ребенку) сколько яблок ты нарисовал?

Ребенок: …..

Воспитатель: Правильно, а сколько у нас яблок всего?

Ребенок: ….

Воспитатель: Правильно, много.

Воспитатель: Ребята, сколько яблок мы нарисовали?

Воспитатель: Правильно, много. А сколько яблок у ежика?

Воспитатель: Правильно, одно.

Воспитатель: Ребята ежик просил нас о помощи, о какой помощи?

Воспитатель: Как вы думаете, мы смогли помочь ежику?