Короткая литературно музыкальная композиция о войне. Литературно-музыкальная композиция о войне. Сценарий для начальной школы. Музыкальный номер детские частушки

Vera Spirina
Музыкально - Литературная композиция для старших дошкольников на материале песен о войне

МУЗЫКАЛЬНО - ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«И чтобы не было пожара, вновь не гремел огонь войны… »

Программное содержание. Разнообразить формы воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста на материале песен о войне . Продолжать знакомить детей с песнями военных лет. Формировать активное положительное отношение к славным защитникам нашей Родины - войнам Российской армии .

В зале оформлена выставка «Чтобы не гремел огонь войны из семейных альбомов детей и сотрудников.

В зал входят дети под фонограмму песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (музыка А . Фатьянова, слова В. Соловьева - Седого) .

Музыкальный руководитель приглашает всех к фотовыставке посвященной Дню Победы.

Замечательный поэт А. Смирнов написал такое стихотворение :

Дочь обратилась однажды ко мне :

Папа, скажи мне, кто был на войне ?

Прадед Алёша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Лёня - военный пилот -

В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои :

«Слишком тяжёлые были бои» .

Бабушка Соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Аркадий погиб на войне .

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей .

Легче ответить - кто не был на ней.

Музыкальный руководитель . Дети, расскажите, пожалуйста, чьи фотографии размещены на этом стенде.

(Дети по очереди рассказывают, кто изображен на той или иной фотографии из архива своих родителей).

Музыкальный руководитель . Мужчины и женщины воевали с фашистами. Женщины и дети далеко от фронта приближали Великую Победу своим трудом.

9 мая - светлый и радостный праздник. 70 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом . Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов - защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава!

Дети проходят на свои места.

Музыкальный руководитель .

В первые дни войны вся страна услышала песню «Священная война » . Написал эту песню композитор Александр Александров.

(Слушают отрывок из песни в грамзаписи.)

Музыкальный руководитель .

Песня «Священная война » прозвучала как призыв к действию, сплочению всего народа на борьбу с захватчиками нашей Родины. Она помогла поверить в Победу, объединила всех, придавая мужества и силы.

Наш народ от мала до велика поднялся на защиту Родины. «Прощай, прощайте…» , - эти слова слышались со всех сторон. И песен прощальных было очень много. (Звучит мелодия песни «Прощание славянки» ) Эта песня называется «Прощание славянки» музыка В . Агапкина, слова В. Лазарева. Под эту песню уходили на фронт наши защитники. Многие из них прощались навсегда, им не суждено было вернуться в свой город, село, к своим родным и близким, к своим детям.

Наступает минута прощанья,

Ты глядишь мне тревожно в глаза.

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.

Музыкальный руководитель . Люди разных национальностей, взрослые и даже дети воевали с врагами. Война была очень жестокой , она принесла много горя и слез, разруху и голод.

Музыкальный руководитель под фонограмму читает отрывок из песни

Звучит мелодия песни «На безымянной высоте»

муз. В. Боснера, сл. М. Матусовского.

Музыкальный руководитель .

Дымилась роща под горою,

И в месте с ней горел закат…

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их друзей хороших,

Лежать осталось в темноте.

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

(Мальчики в пилотках читают по очереди)

1. Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда…

Кто хоть однажды видел это

Тот не забудет никогда.

2. Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

3. Над нами «мессеры» кружили,

И было видно, словно днем…

Но только крепче мы дружили

Над перекрестным арт-огнем.

4. И как бы трудно не бывало,

Ты верен был своей мечте.

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Музыкальный руководитель . Как вы думаете, о чем еще пели песни во время войны ?

Дети. О дружбе, верности.

Музыкальный руководитель . О дружбе, верности и любви.

В дни войны песня была и мечтою о встрече с родными и друзьями, о встрече с родными местами, где они жили.

Дети танцуют под фонограмму песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Исаковского, сл. М. Блантера) .

Музыкально - ритмическая композиция «В лесу прифронтовом» (на плечах у девочек косынки, на головах у мальчиков пилотки) .

Музыкальный руководитель . Самой любимой и на фронте, и в тылу была песня «Катюша» . Эту песню ещё до войны написал композитор Матвей Блантер на стихи поэта Михаила Исаковского. О чём она? О светлой и красивой любви девушки к воину, защитнику Родины.

В годы Великой Отечественной войны наши солдаты стали ласково называть «катюшами» новые реактивные миномёты, которые наводили ужас на врагов.

Песню «Катюша» , которой уже 77 лет, наш народ любит и помнит до сих пор!

Дети исполняют песню «Катюша» (музыка М . Блантера, слова М. Исаковского)

Музыкальный руководитель . Отгремела война , на землю пришел мир.

Музыкальный руководитель читает стихи из песни «Весна сорок пятого года» Музыка : А. Пахмутова Слова : Е. Долматовский

Земля повернулась навстречу весне,

Хорошая нынче погода.

Такою порой вспоминается мне

Весна сорок пятого года.

Проходят года, но не меркнет вдали

И горе, и подвиг народа.

Мы трудной дорогой к победе пришли

Весной сорок пятого года.

Много песен прозвучало на дорогах войны . Он остались в памяти миллионнов людей. Для меня и для вас, дети, это история нашей страны.

Наша армия защищает нас с вами, наше мирное небо, нашу великую землю, нашу Родину. С памятью о своих прадедах и под звуки военных оркестров весной и осенью идут служить молодые солдаты. И служат с честью!

Достойно отслужили в армии и ваши папы. Пройдет немного времени, вы,мальчишки, подрасте и займете место тех, кто сейчас стоит на страже нашей страны Родины.

Мальчики исполняют песню «Будем в армии служить»

Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова.

Музыкальный руководитель . Накануне великого праздника, Дня Победы, хочется вам рассказать о нашем земляке, бывшем солдате советской армии, кавалере 15-ти наград, проживающем в поселке Кадуй, Дмитрии Кукушкине.

Поэт - фронтовик пишет о себе так : «Горжусь тем, что мне с оружием в руках, с моими боевыми друзьями выпала честь защищать нашу славную великую Россию».

Дмитрий Кукушкин написал замечательное стихотворение «Чтобы не гремел огонь войны . (Показ портрета)

Вот его стихи, которые ветеран посвятил не только своим фронтовым друзьям, но и нам с вами.

Известно всем : война -

враг счастья,

Всех благ,

что создал человек…

Война…средь грозного

ненастья,-

Пожар лихой

в ракетный век.

И чтобы не было

Вновь не гремел

огонь войны…

Все мы, жильцы

земного шара,

Мир сохранять

людской должны.

Дети исполняют песню «День Победы» музыка М . Еремеевой, слова С. Еремеева.

Литературно-музыкальная композиция «И все о той войне!»

Разработала: Петросян Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

Цели и задачи: способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет.

Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.

Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.

Воспитание доброжелательного отношения к людям разной национальности и к окружающим людям.

Оборудование: Диск с презентацией, мультимедийная установка.

Ход мероприятия.

В зале звучит музыка песен военных лет. Зрители усаживаются на свои места. Ветераны занимают в зале почетные места.

Ведущий 1 . Война - жесточе нету слова

Война - печальней нету слова

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое не топленое жилище, скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости: …………, ветеран Великой Отечественной войны Тюкалин Ф.А., вдовы, труженики тыла, дети войны.

Ведущий 2. Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»

Ведущий 1. Семьдесят лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу. Для нас война….- история!!!

Ведущий 2. 9 мая - Это великий праздник День Победы. Он установлен в честь Победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне. Это день радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев.

Ведущий 1: 9 мая праздник – праздник необычный. Всякий праздник, прежде всего радость, веселье, смех, но радость этого праздника переплетается с горем, смех – со слезами….

Инсценировка на сцене: Дедушка и внук (дедушка сидит, смотрит кинохронику, утирая слёзы)

Внук - Почему, дедуля, у тебя слеза?

Почему, дедуля, прячешь ты глаза?

Кто тебя обидел, можешь рассказать?

За тебя я буду драться, буду защищать!

Дедушка

Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,

Просто вспоминаю о былых боях,

Когда был я молод, Родину любил

И врагов проклятых под Берлином бил!

Там друзей военных много полегло,

Вспоминать об этом сердцу тяжело!

И Победу в мае встретили не все,

Там лежать остались в утренней росе!

Так живи, мой внучек, и войны не знай,

Каждый год с Победой пусть приходит Май!

Улыбайся солнцу, весело играй,

Но что было с нами, ты не забывай!

(свет выключается идёт кинохроника военных наступательных действий на Берлин)

Ведущий 2 : Шел апрель последнего года мировой войны. Военные действия охватили значительную часть территории Германии: с востока наступали советские войска, а с запада – союзные. Были созданы реальные условия для полного и окончательного разгрома вермахта.

Звучит фонограмма песни «В лесу прифронтовом »

Свет на сцене включается

Сцена 1. Фронтовой лес. На привале у костра собрались лётчик, танкист, пехотинец, моряк.

Лётчик (с грустью) Эх, хорошо - то здесь как…. Тихо. Как раньше (вздыхает) кажется, что война закончилась……

Моряк : (задорно) Что, авиация, приуныла? Эх, брат ты не дрейф, скоро, скоро конец войне, считай в лесах под самым Берлином сейчас сидим. Ты лучше скажи сколько «Юнкеров» насчитал»

Лётчик : (с гордостью) Я- то…8! Да что я, вот в нашей части случай был.

Рассказ лётчика : Вели мы бой вчера на подступах к Берлину. Получили боевое задание- самолёты в воздух. А какой там воздух? Враг из зениток так и жжёт, ты ведь знаешь, что ведь Гитлер издал приказ об обороне Берлина, а в нем говорится: «Оборонять столицу до последнего человека и до последнего патрона... И тут наш старший лейтенант, Георгий Береговой, поднял свою машину и направил на автоколонну. Это фашисты горючее и боеприпасы везли. Стали автомашины взрываться от его метких бомбовых ударов. Но в это время снаряд попал в самолёт Берегового, вырвав кусок фюзеляжа и повредив плоскости. Нужно было прыгать, но это было не в его правилах. С трудом он довёл самолёт, и пересел на другую машину и опять продолжил бомбить подступы к Берлину. Весь день не стихал бой. Вечером нам сообщили, что нашего лейтенанта за этот бой орденом наградили….

(кинохроника)

Ученик: Дни бежали и недели,

Шел войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Ленинградская блокада,

Дни и ночи Сталинграда,

Дон и Курская дуга,

И уже назад – ни шагу!

Все вперед, вперед к рейхстагу,

Чтобы там добить врага…(кинохроника)

Песня «Эх, дороги»

Эх, дороги...Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян

Знать не можешь

Доли своей,

Может, крылья сложишь

Посреди степей.

Вьется пыль под сапогами Степями, Полями,

А кругом бушует пламя

Да пули свистят.

Эх, дороги...Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Выстрел грянет,

Ворон кружит...

Твой дружок в бурьяне

Неживой лежит.

Пылится, Клубится,

А кругом земля дымится - Чужая земля.

Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Край сосновый,

Солнце встает,

У крыльца родного

Мать сыночка ждет.

И бескрайними путями,

Степями, Полями,

Все глядят вослед за нами Родные глаза.

Эх, дороги...Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Снег ли, ветер,

Вспомним, друзья...

Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

Ученик : Они кинулись неистово,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово выстоять,

Когда и выстоять нельзя

И есть душа - она всё вытерпит

И есть земля - она одна

Большая добрая сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

Моряк: Да, лихой парень, ваш лейтенант

Лётчик : А ты чего же по суше ходишь? Тебе ведь положено моря бороздить!

Моряк : ранен я был… Из госпиталя добираюсь. У нас ведь брат, такое приключилось….

Рассказ моряка : был у нас на корабле юнга- мальчишка лет 14, звали Сашей. Эх, и любили мы его все! Так вот в одном последнем бою, на подступах Берлина, угодил снаряд в машинное отделение, где находился Сашка. На мгновение его оглушило и ослепило, сбило с ног взрывной волной. Быстро поднявшись, он почувствовал, как что-то обожгло ему руку. Это из пробоины мотора ударили две мощные струи горячего пара, перемешанного с бензином и машинным маслом. Судну грозил взрыв. Ему бы сорванцу, удирать со всех ног да спасаться, а он стянул с себя ватную куртку, набросил на пробоину и прижал своей грудью. Страшная боль пронзила Сашу, но он лежал до тех пор, пока мы не подоспели. Так вот наш Саша, считай, в самом конце войны был награждён орденом Отечественной войны первой степени….. посмертно.

Танкист: Да, грустный рассказ ты нам поведал, служивый…..Сам то, как поглядим, серьёзно ранен был

Моряк : Это верно, рана до сих пор ноет. Да разве это боль! Сердце у меня сильнее болит- жалко мальчонку.

Медсестра : Не тужи. Дай-ка я тебе рану перевяжу

(кинохроника)

Ведущий 2 : Наступление на Берлин началось с Кюстринского плацдарма на Одере 16 апреля 1945 года, в 3 часа утра по местному времени, войсками 1-го Белорусского фронта. Этому предшествовала мощная артиллерийская и авиационная подготовка, после которой в атаку устремились пехота и танки.

Ученик: Пушки грохочут, пули свистят

Ранен осколком снаряда солдат

Шепчет сестричка «Давай поддержу»

Рану твою я перевяжу.

Всё позабыла и слабость и страх

Вынесла с боя его на руках

Сколько в ней было любви и тепла

Многих от смерти сестричка спасла.

Моряк : Эх, и хорошо сестричка перевязала, ноги прямо сами в пляс просятся.

Исполняется танец «Яблочко»

По окончанию танца, все аплодируют моряку, только солдат пехотинец занят своим делом: склонившись, на коленях пишет письмо

Танкист: Кому письмецо-то?

Летчик: Сыну. Он у меня совсем взрослый стал.

Ведущий 2: Письма с фронта – это особая часть наследия. Их писали в перерывах между боями, отправляли из госпиталей, опускали на станциях. Написанные порой на оберточной бумаге они трудно и долго добирались до адресата.

(кинохроника)

Песня «Фронтовые письма»

Сколько писем солдатских

С той последней войны

До сих пор адресатам

Так и не вручены

Может нет адресата

И писавшего нет..

Так кого же он ищет

Треугольный конверт

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная повесть

Повесть в несколько строк

"Мол, воюю на совесть..

Слушай мамку, сынок.."

Желтым пеплом покрыла

Треугольники осень

Строчки ливнями смыты

Словно вдовьей слезой

И слова уже стали

Неразборчивы очень

Но до боли понятен

Смысл тех писем простой

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная радость

Треугольная грусть

Уцелевших три слова

"Я Маруся,вернусь.."

Мы хотим, чтобы знали

Люди нашей страны

Эти письма писали

Нам солдаты с войны

Это так завещали

Все сполна любить

Что они защищали

И смогли защитить

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный

Есть мечты и держись

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ..кажись..!"

Ученик: Я шлю тебе письмо из сорок пятого…

Взгляни на снимок, сверстник дорогой.

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ученик: Земля стонала вся в огне, в пожарищах,

А мы за жизнь вели жестокий бой.

И рядом на земь падали товарищи,

И каждый был такой же молодой…

Ученик: Я не слыхал, как злая пуля свистнула,

Как я упал и стал землей седой,

Как обелиском стал и песней чистою…

Ты посмотри, какой я молодой….

Ведущий 2: По статистике военных лет, с 1941 по 1945 в армию и на фронт ежегодно доставлялось до 70 мл. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. В Ровенском музее хранятся десятки писем военнойпоры.

Ведущий 1: Пройдут годы, но солдатские треугольнички, долгожданные гости времен ВОВ, навсегда останутся в истории страны, в летописи огненных лет. Солдатские письма должны жить! Пусть это будет маленькой частицей долга благодарных потомков перед павшими, перед теми, кто сохранил для них честь и достоинство державы.

Танкист : Что загрустили. Вот послушайте, какой я вам случай расскажу.

Горел советский танк – прямое попаданье,

А в танке командир был ранен тяжело.

Броня раскалена, из-под мотора – пламя,

И а смотровую щель не видно ничего.

Из танка командира спас молодой танкист,

Двадцатилетний парень, красив был и плечист.

От старшего товарища на землю опустил,

В горячке не заметил, что враг за ним следил.

Фашист на мощном «тигре» их, безоружных ждал.

Он медленно, упрямо, с насмешкой подъезжал,

И быть бы им раздавленным под траками махины –

Боец не растерялся, вскочил в свою машину.

Она еще горела, дышала и жила,

Она еще терпела, как будто бы ждала.

Вот молодой приятель коснулся рычагов

И, протаранив «тигра», собой убил врагов!

Песня « Три танкиста»

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силен,

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Там живут - и песня в том порука –

Нерушимой, крепкою семьей

Три танкиста, три веселых друга -

Экипаж машины боевой.

Ведущий 2: Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые... Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа... Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами. Храбро бросались под пули во время бомбежек и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя.

Девушка-медсестра:

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

Я пришла из школы

В блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы - В «мать» и «перемать».

Потому что имя

Ближе, чем «Россия»,

Не смогла сыскать.

Песня «Вальс фронтовой медсестры» (вторая вальсирует)

Легкий школьный вальс тоже был у нас,

У него судьба была такая:

Помню как сейчас, наш десятый класс

Закружила вьюга фронтовая.

Фронтовой санбат у лесных дорог

Был прокурен и убит тоскою.

Но сказал солдат, что лежал без ног:

"Мы с тобой, сестра, еще станцуем".

А сестра, как мел, вдруг запела вальс,

Улыбнулась всем: "Это я для вас", -

А слеза катилась на улыбку.

Тот мотив, который пелся с болью.

Сколько лет прошло - не могу забыть

Мужество солдатское и волю

Танкист: Меня дома ждет сынок и дочка. Сначала сын всё на войну рвался, да рано мал ещё, только - только подрос. Ну, ничего, вот завоюем победу, и снова наши дети будут улыбаться, и снова будут радоваться детству

Лётчик: и не будут бояться взрывов

Моряк: и снова в руки возьмут игрушки

Медсестра : и снова по утрам побегут в школу

Все : и будет мир!

Танкист : Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,

Все, кто кровью собственной, породнился с ней.

Лётчик: Шла война великая, шла война кровавая

Моряк: Нас война отметила метиной особою

В жизни нет, и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою-

Тысяча четыреста восемнадцать дней

Медсестра : Наградила нас она фронтовым содружеством,

Не было содружества крепче и родней,

Под огнём, под пулями закаляла мужество

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

1-й куплет песни М. Ножкина «Последний бой»
Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
Припев:
Еще немного, еще чуть-чуть.
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму!

Под музыку герои уходят со сцены

Ведущий 1: А после госпиталя – снова фронт. Суровые дни сорок пятого. Словно переняв эстафету героев, рядом с взрослыми встали дети.

Ученик: Победа! Славный сорок пятый!

Друзья оглянемся назад

Из сорок пятого ребята

Сегодня с нами говорят

Мы слышим их. Они нам близки

Своим наследием прямым

Они для нас как обелиски

Они сегодняшние мы.

1 й мальчик : тогда нам было 10 лет

Мы помним ночь войны

Не огонька в окошках нет

Они затемнены

1-я девочка : кто прожил только 10 лет,

Запомнит навсегда,

Как потушив дрожащий свет

Ходили поезда

2-й мальчик: во тьме на фронт везли войска

Детей в далёкий тыл

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.

1-й мальчик. Т от не забудет никогда

Хоть был он очень мал

Как дорога была вода

И не всегда была еда

И как отец его тогда

За счастье воевал.

Клип «Солдаты войны»

Ведущий 2: Недаром Первый Белорусский

Громил оплот германо-прусский -

Гнездо зачинщиков войны.

Ведущий 1: Недаром Первый Украинский

Ворвался в лабиринт берлинский,

С другой ударив стороны.

Ведущий 2: Соединясь, они Берлину

Несли возмездье в этот день

За Беларусь, за Украину,

За черный пепел деревень!

Танец огня

Ведущий 1: 30 апреля 1945 года, в 14 часов 25 минут, войсками 3-й ударной армии (командующий генерал В. И. Кузнецов, член Военного совета генерал А. И. Литвинов) была взята основная часть здания рейхстага.

Ведущий 2: За рейхстаг была кровопролитная борьба. Подступы к нему прикрывались крепкими зданиями, входящими в систему девятого центрального сектора обороны Берлина. Район рейхстага обороняли отборные эсэсовские части общей численностью около шести тысяч человек, оснащённые танками, штурмовыми орудиями и многочисленной артиллерией.

Ведущий 1: Непосредственный штурм здания рейхстага осуществляла усиленная 150-я стрелковая Идрицкая дивизия (3-й ударной армии), во главе которой стоял генерал Герой Советского Союза В. М. Шатилов. 150-ю дивизию поддерживали 23-я танковая бригада и другие части армии.

Чтец: И вот уже у стен Рейхстага

Ожесточенный бой кипит,

Советских воинов отвага

В последней схватке победит.

И над фашистскою столицей,

Пронзая синеву насквозь,

Как вестник славы, вольной птицей,

Победы знамя вознеслось.

Ведущий 2: К концу дня 1 мая гитлеровские части общим числом около полутора тысяч человек, не выдержав борьбы, сдались. Рейхстаг был полностью очищен от противника.

Ведущий 1: Еще не остыли орудия. Еще догорают пожарища. Еще не подобраны убитые…Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара. А над Рейхстагом алеет советский флаг. В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка 3-й Ударной армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, русский и грузин, подняли советский флаг над Рейхстагом.

Ведущий 2: В битве за Берлин участвовали и наши земляки, жители ровенского района:

Кочергин Алексей Дмитриевич (с. Привольное)

Борщов Петр Васильевич (с. Приволжское)

Панков Константин Евсеевич (р.п. Ровное)

Елхимов Иван Васильевич (с. Приволжское – 90 лет)

Во время залпов в честь победы

Обрывок дружеской беседы

Случилось ночью слышать мне:

"Москва - в огнях, Берлин - в огне!

Чтец: В девятый день ликующего мая

Когда легла на землю тишина

Промчалась весть от края и до края

Мир победил. Окончена война.

Песня «Виват, Победа!»

Ну вот, и цветущий май, гуляет по мирной земле

Казалось, живи не скучай, но что-то тревожно мне

Быть может, я вспомнил войну, а может германский след

Навстречу идёт ветеран, как-будто вернулся мой дед

Припев:

Вот и встретились наши пути, ветеранов различных войн

Нам Победы своей не найти, но мы помним, какой ценой

Вы дошли до Берлинских стен, и закончили это бой

Но Афган, и Чеченский плен, не дают, обрести, нам покой

Припев

Виват, Победа, виват, виват, Москва, Сталинград

Виват, Киев, Минск, Ленинград, виват, офицер и солдат

Виват, всем, кто выжил в бою, виват, кто остался в строю

И низкий поклон, до земли и вечная память, и вечная слава

За то, что вы мир, сберегли….

Ведущий 1: во время войны погибло 9997 жителей нашего города Энгельса. Саратовская область дала 290 героев советского союза. В Саратове в региональном приволжском издательстве «Детская книга» опубликовано 17 томов «Книг памяти», в которой названы поимённо все наши земляки, защищавшие в 1941-1945 г. страну от фашизма.

Песня «Обелиск»

Обелиск над рекою стоит,

Будто морем хранящий покой.

Плачет мать, обнимая гранит,

Вот и свиделись,

шепчет родной.

И такая стоит тишина.

На осколках горячих,

Прольется в мирный полдень,

Сын в атаку за танком бежал,

Бой жестокий гремел над рекой.

И на теплую землю упал,

Будто к маме прижался щекой.

С неба солнце июльское вьется,

И такая стоит тишина.

На осколках горячих,

Прольется в мирный полдень,

В мирный полдень былая война.

В небеса её сын улетал,

И задумалась мать глубоко.

Гладит камень надежды рука,

А глаза далеко, далеко.

С неба солнце июльское вьется,

И такая стоит тишина.

На осколках горячих,

Прольется в мирный полдень,

В мирный полдень былая война.

С неба солнце июльское вьется,

И такая стоит тишина.

На осколках горячих,

Прольется в мирный полдень,

В мирный полдень былая война.

Ведущий 2: Проходишь мимо обелиска,

Замедли шаг, остановись.

И голову склонивши низко,

Всем победившим поклонись.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Ведущий 1: Ради счастья и жизни на свете

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Все: никогда! Никогда! Никогда!

Песня «О той весне»

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

ПРИПЕВ:...2 раза

Чтецы: Ты нарисуешь яркое солнце

Я нарисую синее небо

Он нарисует колосья хлеба

Мы нарисуем осенние листья

Школу, друзей, ручей беспокойный

И зачеркнём нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны

Исполняется песня «Солнечный круг»

Солнечный круг, небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце - навек! Счастье - навек! -

Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Ведущий 2: Солнце Родины любимой озаряет всё вокруг

И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук-

Ведущий 1: Ты лети по свету, голубь наш, из края в край

Слово мира и привета всем народам передай

Ведущий 2: Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись.

Пролетая в синей дали к обелиску опустись

Ведущий 1: Чтобы взрывы не закрыли небо чёрной пеленой

Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.

Дети дарят гостям бумажных белых, голубей, как символ мира на земле

День Победы (кинохроника)

Литературно-музыкальная композиция:

«В песне - память о войне»

Ежегодно наша страна празднует годовщину величайшего события - Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Четыре года, а именно, 1418 дней и ночей страданий, мук, боёв, побед, разрухи, голода и горя, потерь близких пережил наш народ, но выстоял и победил в схватках с фашистами.

«Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках,

Это радость со слезами на глазах - День Победы.»

Девятого мая фронтовики наденут ордена и весь день, в эфире, будут звучать песни военных лет, которые помогли народу пережить все ужасы этой войны. Песни, которые пели солдаты, чтобы не пасть духом. Например, «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Синий платочек», «Катюша», «Смуглянка» и другие.

Многие известные песни были написаны не только во время войны, но и после неё. Например, «Братские могилы», «Он не вернулся из боя», «Падают звезды», «День Победы», «До свидания, мальчики», «Журавли», «Мой милый, если б не было войны», «Нам нужна одна Победа».

Но всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова, как нельзя лучше выражали наши собственные чувства и мы ощущали ее каждой частичкой своего сердца.

1. Песня «В землянке» была написана Алексеем Сурковым в 1942 году, как стихи для чтения, но эти стихи получили необычайную популярность у солдат и были положены на музыку. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении учеников 11-А класса:

2. Песни «Он не вернулся из боя» и «Братские могилы» были написаны Владимиром Высоцким в 1964 и 1965 годах, соответственно. Эти песни стали очень популярны среди советских людей. Послушаем фронтовиков: «Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?» или «Здравствуй, Володя, после того, как тебя ранило осколком мины, я воевал год…» - так писали фронтовики Высоцкому, которому было всего лишь семь лет, когда закончилась война, но как пронзительно и проникновенно он о ней писал. Послушаем эти песни в исполнении учеников 11-А класса:

3. Песня из кинофильма «Белорусский вокзал» «Нам нужна одна победа», была написана поэтом-фронтовиком Булатом Окуджавой в 1970 году. Сюжет фильма прост: четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу, на похоронах своего бывшего однополчанина. Они не виделись четверть века, но экзамен на прочность их фронтовая дружбы выдержала, они верны ей по-прежнему. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона, помянуть боевого товарища и припомнить былые бои. Просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого, непромокаемого батальона». Актрисе, играющей медсестру, требовалось только одно: спеть и не заплакать. Дубли шли один за другим, а она убегала с площадки в слезах. А потом пошел тот, единственный, который мы все знаем. Очень тихий голос, очень ровный, сила в нем разгорается как пожар, как набат, как беда. Послушаем эту песню в исполнении учащихся 11-А и 11-Б классов:

4. Закончить наше выступление хотелось бы отрывком из поэмы Роберта Рождественского «Реквием», написанной в 1962 году:

Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

1 чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо! - ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое - Родина.

Горе твое - это наше горе, Родина.

Правда твоя - это наша правда, Родина.

Слава твоя - это наша слава, Родина!

2 чтец: Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценою завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните! ...

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!

Спасибо за внимание.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(А. Твардовский)

Цель:

  • Воспитать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.
  • Научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя.

Материалы:

  • Плакаты: “Дошли до Берлина”, “Родина – Мать зовёт”

  • Выставка детских рисунков “Никто не забыт - ничто не забыто.”

  • Выставка книг на военную тематику

Подготовительная работа:

  • Конкурс детских рисунков, оформление книжной выставки
  • Заучивание стихов, песен, разучивание танцев
  • Подбор костюмов

(Звучит запись военной песни на сцену выходят 6 учащихся - 3 мальчика и 3 девочки.)

(Слайд №1)

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить, которых годы не вольны,

Их миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю

Знает мир, что путь ваш был нелегок
К этому торжественному дню.

Война не заканчивается, когда смолкает оружие.
Она продолжается в душах тех, кто в ней участвовал.

Она будет напоминать о себе, пока живы матери,
потерявшие сыновей, пока болят раны воинов.

(Слайд №2)

ВЕДУЩИЙ 1: Каждый год в первые майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым.

Более шести с половиной десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года. Но каждый из нас содрогается, услышав строки, бьющие прямо в сердце: “Сегодня, 22 июня 1941года, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза”. Война...

(Слайд №3)

ВЕДУЩИЙ 2: Прошло 67 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, сердцах, мыслях. Да, у времени своя память. Время лечит. А память хранит. Веками человечество пишет и хранит письма. В них история. История страны, народа, человека. Самые сокровенные, самые искренние чувства, которые переживает за свою жизнь человек, хранят эти листочки бумаги.

ВЕДУЩИЙ 1: И пока в школьных музеях, в семейных архивах, в наших сердцах мы храним письма, жива память о тех, кто отдал свои жизни во благо нашего светлого будущего.

(Слайд №4)

ВЕДУЩИЙ 2: Шестьдесят семь лет, назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не должны забывать о тех, кто “ковал” победу в тылу, кто выстоял эти 1418 дней и ночей и дошёл до Берлина. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

(Слайд №5)

ВЕДУЩИЙ 1:

Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом в мае.

(Слайд №6)

ВЕДУЩИЙ 2:

На незримых фронтах
Необъявленных войн
Нету пауз и нету антрактов.
Все гремит над землей
Нескончаемый бой,
Лязг затворов и танковых трактов.
И к прикладу плечо
Притерпелось уже,
Принимая отдачу тугую,
Этой ночью мой друг
На ничейной меже
Принял в сердце случайную пулю.

(Слайд №7)

(звучит военный вальс, выпускники танцуют)

(Слайд №8)

ВЕДУЩИЙ 1:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Каких-то пять минут осталось.

(слайд №9)

ВЕДУЩИЙ 2:

День был с небом без границ,
Небом синим и бездонным.
День был светел пеньем птиц
И надеждами влюблённых.
Не спешила ночи тень опуститься над землёю.
Это был последний день
Последний день перед страшною войною.

(Слайд №10)

ВЕДУЩИЙ 1: Сколько трудов выпало на долю женщин, матерей, жён в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа... Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

(выходят девушки в платках)

(слайд №11)

1 девушка:

Что есть жизнь человека? Дар свыше. В эту жизнь мы приходим для того, чтобы жить, растить детей, быть счастливыми. На земле одно поколение сменяет другое. И нет в истории человечества ни одного поколения, которое не познало бы войны, боли потери близкого человека. Когда больно, когда душа кричит не всегда все можно выразить словами.

(Слайд №12)

2 девушка:

“И начались страшные дни. Жесточайшие бомбардировки не прекращались. Видимо, немцы решили полностью уничтожить город, всех и вся, что в нём находилось. Уже никто не мог покинуть этот город...”

(Слайд №13)

3 девушка:

На фронт сынку я на заре писала,
Водила пальцем по стоке:
- Сынок, - в письме ему сказала, -
Всё хорошо у нас в селе.
Посеяли хлеба, картошку посадили...
Но не писала, как дался тот сев,
О том, что в плуг корову снарядили.
И бабы по бокам, в натуге посинев...
- Сынок, - писала я, - ты будь смелее,
А обо мне не думай, не тужи,
Гони врага проклятого с России,
Отчизне-матери своей служи.
А я дождусь тебя, я не помру без спроса,
Мне много ль надо-то, мне надо-то чуть-чуть:
Вот выдал председатель к севу проса,
Картошка есть ещё. Дотянем как-нибудь.
А ты, мой сын, писал бы мне почаще.
Аль всё бои идут, и нету им конца?
Твои мне письма всех гостинцев слаще
Да фотокарточка героя-молодца.
Ты сделал хорошо, что карточку мне выслал,
Теперь и утром ранним и в ночи
Я будто говорю с тобою в мыслях.
И ты, моя кровинка, не молчи.
Уж отыщи минутку да другую
От сна, от отдыха для мамы оторви
И напиши, что жив-здоров, целую,
Мол, скоро буду дома, только жди.
Я жду, родной, из всех я сил стараюсь.
И сколько нужно будет - столько буду ждать!
А ты, солдатик храбрый, постарайся
Живым остаться и порадуй мать...-

(выходит ученик, исполняет под гитару песню “Здравствуй, Мама!”)

(Слайд №14,15)

Здравствуй, Мама!
Я опять пишу письмо
Здравствуй, Мама!
Все как прежде хорошо
Все нормально, светит солнце
Над горой встает туман
Знаешь, мама, здесь не страшно
Просто здесь Афганистан
Как там наши?
Я во сне всех видел вас
Как сестренка?
Перешла-ль в четвертый класс?
Ты бы, мама, Ольгу в гости
К нам почаще бы звала
И скажи ей, что вернусь я
Чтоб она меня ждала /
Мать читает, а в глазах стоит туман
Мать читает, все здесь правда, что - обман

Сын в земле, а на ладони - листик этого письма
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"
Лишь вчера с соследним ветром
Горе стукнуло в окно
А сегодня, на рассвете
Почтальон принес письмо
В нем живой он, он смеется
И так хочет долго жить
Здравствуй, Мама! Здравствуй, Вечность
Мы не в праве их забыть
Здравствуй, Мама...

ВЕДУЩИЙ 1:

(Слайд №16)

Все то, что в письмах им писали из дому,
Все то, что в песнях с их судьбой сплелось,
Все это снова, заново и сызнова,
Коротким словом – Родина – звалось

ВЕДУЩИЙ 2:

Тех мрачных лет воспоминанье свято,
Претензий никому не предъявить.
Но по плечу российскому солдату
От имени России говорить.

(Слайд №17,18)

1 мать:

На площади опустошённой разрушен вражеским огнём,
Приветливый, многооконный с цветами в окнах детский дом.

2 мать:

Что в мире может быть печальней полуразрушенных печей,
На месте прежней детской спальни, среди обломков кирпичей.

3 мать:

В зале я видела мячик детский, а рядом школьная тетрадь,
Её примял сапог немецкий, оставив грязную печать.

4 мать:

Нет преступления бесцельней, бессмысленней злодейства нет.
И слезы детские и материнскую слезу, мы будем помнить много лет.

(Слайд №19)

1 ребёнок:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.

2 ребёнок:

Почему сыновья не вернулись домой.
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней.

3 ребёнок:

Дети детство узнали в руинах домов
Эту память вовек не убить
Лебеда – их еда и землянка – их кров
А мечта – до победы дожить

(Слайд №20)

4 ребёнок:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне
чтобы не было войн и смертей
чтобы мамам страны не пришлось хоронить
вечно юных своих сыновей.

(Слайд №21)

ВЕДУЩИЙ 1:

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет...

(Слайд №22)

ВЕДУЩИЙ 2:

И сколько сыновей, великая Россия,
Ты отдала за то, чтобы великой быть.
Безусых, молодых, веселых и красивых,
А ведь они могли сто лет прожить.

(Свет гаснет, выходят участники, у каждого в руке горит свеча, одна из участниц играет на скрипке)

(Слайд №23)

Мы будем жить в рассветах и закатах,
В мерцанье звезд и в шелесте волны.
Мы будем жить в молоденьких солдатах,
В делах страны живущей без войны.
Мы будем жить и в вас, и в ваших детях.
Мы станем ветром, колосом, дождем.
Мы будем жить! И завтра на рассвете
В тяжелый бой за эту жизнь пойдем.

ВЕДУЩИЙ 2:

Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица –
Лишь афганская, терпкая горечь
Не спеша покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет –
И минута молчания длится
В тех, кто вынул счастливый билет.

(Слайд №24)

ВЕДУЩИЙ 1:

Этим людям мы обязаны очень многим. Но вспоминаем об этом не так часто - один раз в году, 9 мая. В остальное же время - это в лучшем случае чьи-то бабушки и дедушки, в худшем одинокие старики. Они не ждут от нас преклонения или бесконечной благодарности за свои подвиги. Они просто хотят иногда слышать от нас слово “Спасибо!” и чувствовать, что они кому-то нужны.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вспомним тех, кто бился на фронте с врагом, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу, кто дошёл до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами. В память о тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны и умер от ран, объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

(Звучит звук биения сердца)

(Слайд №25)

Мы, дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, петь, веселиться, пускать кораблики по весенним лужам, рисовать, запускать в чистое голубое небо воздушного змея, сажать деревца - словом, светло и радостно жить на Земле.

ВЕДУЩИЙ 1:

Есть истории огромный камень,
Мы на нём напишем имена,
Золотом их тиснем, чтоб веками
Помнила и чтила их страна –
Всех, кто умер за свою Отчизну,
За её величье и рассвет,
Всех, кто отдал дорогие жизни,
Чтобы ярче лился счастья свет.

(Слайд №26)

ВЕДУЩИЙ 2:

Война свои “подарки” раздала –
Кому звезду на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала долгота,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет.
И время врачевать умеет раны.
Давайте помнить тех, кто не придет.

(Слайд №27)

ВЕДУЩИЙ 1:

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, люди всей земли!
Пусть наша дружба только вырастает!

(Слайд №28)

ВЕДУЩИЙ 2: И какие бы времена не наступили, истинная школа человеческих ценностей остается неизменной – это верность солдатской дружбе, неистребимая любовь к Отечеству, всегдашняя боль за свою землю.

(Приглашение ветеранов на сцену, поздравление, вручение цветов)

ВЕДУЩИЙ 1:

Не старейте, дорогие бойцы, мальчишки и девчонки войны, о вас еще напишут великие книги, а родная Русь всегда была братской, многонациональной и непобедимой!

Низкий поклон вам, мужественные солдаты Великой Отечественной войны. Живите долго и счастливо.

(все участники выходят и исполняют песню “День Победы”)

Цель : Создание условий для воспитания школьников на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи :

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
  • Формировать и развивать патриотическую направленность личности школьников, осуществляемую в разных сферах жизни, во всем спектре отношений;
  • Формировать патриотическое мировоззрение, развивать познавательную активность школьников;
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.

Оборудование : любая фоновая слайдовая презентация; плакаты, фонограммы: звук военного самолёта, вальс «Школьный».

Ход мероприятия

(Звучит музыка военных лет).

За кулисами читает ведущий:

И в сердце тесно от высоких слов
Сегодня будет день воспоминаний
О подвиге и доблести отцов!

Ведущие: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне. Прошло более полувека, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.

Ученик читает стихотворение:
Пришел июнь - румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила.
И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
Ученик читает стихотворение:
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось...

Инсценировка «Мечты» (на фоне «Школьного вальса»)

Юноша 1: Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность...

Девушка 1: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка 2: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша 2: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка 3: Саша, о чем ты мечтаешь?

Юноша 3: Я... Я хочу поступить в институт, а потом..., наверное, буду врачом. А ты?

Девушка 4: А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!

(Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются)

Юноша 1: Почудилось...

(Гул усиливается, музыка останавливается)

Девушка 1: Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

Юноша 1: Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Девушка и юноша (вместе): Что случилось, скажи нам, ветер? Неужели это - война?!

Ученик читает стихотворение:
Мирно страна проснулась,
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова... ВОЙНА

Звуки разрывов снарядов, гул самолёта

Ведущий 1: Город Брест сегодня находится в Белоруссии, на самой границе. Но в 1941 году это была территория Советского Союза.

На берегу реки Буг стояла старая русская крепость, внутри которой в казармах жили солдаты и командиры с семьями. 22 июня в 4 часа утра немецкие пушки стали расстреливать крепость, а самолёты засыпать бомбами. Начались тяжёлые, долгие бои.

Ведущий 2: В первые часы войны сотни воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости. Крепость была окружена, её бомбили, обстреливали со всех сторон, штормовали, но защитники не сдавались. Над воротами крепости они повесили полотенце, на котором кровью было написано: «Все умрём, но из крепости не уйдём!». Больше месяца сражались бойцы Брестской крепости. Большинство защитников погибли.

Ведущий 1: С сентября 1941года по январь 1944года, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода, и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим в сутки выдавали по 250 грамм хлеба, а служащим и детям по 125 грамм, крошечный почти невесомый ломтик (демонстрация кусочка хлеба весом 125 грамм).
Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать город и сдадут его врагам. Но они просчитались.

Ученики инсценируют стихотворение «Кусочек черного хлеба»

Ведущий 2: Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб. Мы живем в стране, где царит мир и согласие, глее рядом живут казах и украинец, белорус и киргиз, русский и башкир. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

Ведущий 1: Во время наступательных боёв наших войск в районе севернее Новосокольники (14-20 Января 1944 года) рядовая Молдагулова Алия проявила величайшую доблесть, мужество и отвагу. Алия была лучшей снайперкой в батальоне. До последнего боя, в котором она погибла смертью храбрых. Товарищ Молдагулова на своём счету имела до 35 убитых фашистов. За всё время боя находилась в первых рядах атакующих и неоднократно первая врывалась на позицию противника, увлекая за собой бойцов роты.

Ведущий 1: Указом Президиума Верховного Совета СССР ефрейтору Молдагуловой Алии Курумгамбиевне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 2: Поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов сказал: «Во время войны наш народ закалился, обретая национальный дух. Нам нельзя забывать своих героев. Они должны быть примером для всех последующих поколений казахстанской молодежи...»

Ведущий 1: Бессмертный подвиг батыров, победивших фашизм, навсегда сохраниться в наших сердцах, и будет вечно сиять немеркнущая слава героев. Одним из великих сынов казахского народа является Герой Советского Союза, «Халыққаһарманы» Б. Момышулы. Его героизм в битвах под Москвой стал легендой еще в годы войны.

Ученики читают стихотворения:

1. Разрыв, осыпалась земля,
И в рост шагнула Алия,
И вновь вблизи удар фашистской мины.
«Братишки, милые, вперёд!»
И кровь по рукаву течёт,
Зовя бойцов подняться до вершины.
Издав один протяжный стон,
Пошёл в атаку батальон,
Так ходят в смерть с отвагой бесшабашной.
И натиск был неудержим,
Через огонь и едкий дым,
На самый верх, до жаркой рукопашной.
Сцепились в схватке грудь на грудь,
Превозмогли, пробили путь,
Ты ранен был в упор из автомата.
А где-то около тебя,
Вторую рану Алия,
Перетянула тканью маскхалата.
Вы взяли неприступный дот,
Среди пылающих высот,
И штаб вручил отважным по награде.
Но каждый отдал бы свою,
Чтоб видеть рядом Алию
В победном сорок пятом на параде.

2. Атыңды мен естідім -
Шырқап таңнан,
Бұл - бұл қонып,
Жайқалған бұтақтардан,
Өлеңінен
Өзімдей ақындардың
Өзіңдей шебер жазған
Кітаптардан.
Солатың
Алыстарға таныс бүгін
Халықпен,
Заманамен тоғысты үнің.
Құрметтейді
Әрқашан тұрғырасың,
Ардагер Отан ұлын,
Момышұлы.

3. Вы слышите,
Слава героя гремит,
Как горный поток по весне.
И девушкам снится бесстрашный джигит,
Летящий на белом коне.
Я много прошел тропинок и трасс,
Немало увидел я стран,
И вместо приветствия слышал не раз:
Москва, Казахстан, Бауржан!

Ведущий 2: С врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тылы. Нельзя их забывать. Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Женщины и дети занимались тяжёлой мужской работой. Как болели, и, казалось, отламывались руки после тяжёлой работы. Но всё же это делалось во имя Победы!

Ведущий 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.

На фоне музыки ученица читает отрывок баллады «Да разве об этом расскажешь»

Ведущий 1: Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства верности. Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней, бороться за него. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага.

Звучит финальная песня: «Главный Праздник» Сл. Николая Мазанова Муз. Найли Мухамеджановой

Используемая литература:

Идет война народная...: Стихи о Великой Отечественной войне. М.: Детская литература 2009.
Идет война народная /Сборник стихов о войне/.- М.: Политиздат, 1995г.
«В тылу на фронте» Издательство политической литературы М.1985
Интернет-ресурс: www. metodkabinet. eu