Мастер — класс по созданию пособия «лэпбук «речевичок», как средство развития речи детей с овз. Лэпбук по развитию речи своими руками «Шипелочка Логопедический лэпбук примеры

Что такое ЛЭПБУК?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга) . Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Значение ЛЭПБУКА:

Для педагога:

  • способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования - способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог - психолог и т.д.) , работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным» , через развитие лексико-грамматической стороны речи.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:

  • Поликарбонат любого цвета, самоклеящееся бумага под дерево (для основы, но можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками) .
  • Обычная бумага, бумага для ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Степлер.
  • Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
  • Безграничная фантазия

Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.

  1. «Прочитай по первым буквам» . Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова.
  2. «Засели картинку в домик» . Цель игры: развивать умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
  3. «Мой, моя, моё, мои» . Цель игры: закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.
  4. Упрямые слова. Слова-близнецы. Слова-друзья. Слова наоборот. Цель: формирование семантического компонента речи детей (понимание значения слова) старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами и неизменяемыми словами русского языка (упрямые слова)
  5. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
  6. Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.
  7. Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок
  8. «Цветок – восьмилепесток. Цель: обучение составлению и чтению слогов.
  9. Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.
  10. Читайка. Цель: развивать первоначальные навыки чтения.
  11. Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.
  12. Мини кольца Луллия – игры: Раздели слово на слоги, найди нужную схему. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. Употребление предлогов, применение сигналов.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, - это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при формировании и совершенствовании лексико – грамматического строя речи"

Актуальность

Сегодня все старое принимает новые формы. С введением ФГОС
педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. А вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр. Особое место занимают среди них дидактические игры – особенно словесные.
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Всё это и побудило меня к созданию лэпбука: «Весёлая грамматика» (Игры и упражнения по формированию и совершенствованию лексико – грамматического строя речи).
Цель: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Формировать и совершенствовать лексико – грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды учителя – логопеда.
Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями.


Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г.– апрель 2018г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта (дети старших и подготовительных групп).
Вид проекта: среднесрочный

Этапы осуществления проекта

1. Подготовительный этап.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление с передовым опытом.
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала.

Поиск и подбор предметных картинок, которые отбирались тщательно, исходя из лексических тем предусмотренных программой в ДОУ.
Распечатывание и ламинирование картинок.
Изготовление лэпбука.

2. Основной этап.

Знакомство детей с лэпбуком;
Индивидуальная работа на закрепление основных лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;

3. Заключительный этап.

Оформление отчетной документации, фотоотчет.
Доклад на РМО логопедов Завьяловского района.
Выступление на родительском собрании о применении индивидуальных лэпбуков по коррекции звукопроизношения. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.


Ожидаемые результаты по проекту:
Привлечение родителей и детей нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.
В процессе работы с лэпбуком, успешно повысился уровень развития лексико – грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры и задания содержащиеся в лэпбуке

«Из чего сделано?»
(Образование относительных прилагательных)


«Чей, чья, чьё?»
(Образование притяжательных прилагательных)



Образование относительных прилагательных



«Какой бывает?»
(Подбор признаков к предмету, объекту, обогащение словаря прилагательными)


Игра «Один – много»
(Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное)


Игра «Подскажи Незнайке»
(Закрепление форм творительного падежа)


Игра «Сосчитай»
(упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять)


Игра «Назови ласково»
(Закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)


«Подбираем рифмы»
(Образовывать существительные в родительном падеже)



«Правильное употребление предлогов»


«Думает о ком, о чём?»
(Закрепление форм предложного падежа)

Заключение

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
В перспективе планируется работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования. Лэпбук –
позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.


А также лэпбук может использоваться как материал для обследования лексико - грамматического строя речи.

Светлана Костина

Цель данного пособия :

Автоматизация звука (Л) в словах, фразах, предложениях;

Совершенствование фонематического восприятия.

1. На первом развороте - буквы и "дорожки" из разных на ощупь материалов для чтения прямых и обратных слогов .





3. Следующие игры "Лабиринты". Ребенок "двигается" в направлении, указанном стрелками, называя картинки. Для этой игры я специально подбирала картинки с глаголами, т. к. именно в глаголах прошедшего времени звук (л) лучше автоматизировать.


4. "Разрезная картинка". Я разрезала сюжетную картинку "Голубой платок" (пособие Т . А. Ткаченко "Фонетические рассказы с картинками"). Ребенок составляет картинку, а затем слушает, отвечает на вопросы и пересказывает текст.


5. "Придумай предложение". В кармашке собраны картинки, преимущественно с глаголами. Ребенок составляет предложения, в некоторых случаях, получится рассказ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для дошкольников 3-6 лет на тему: «Транспорт» Цель игры: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Образовательные.

Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие "Улица звуков". Цель его использования на занятиях - закрепление правильного звукопроизношения.

Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.

Работая над проектом: "Краснодарский край" я решила рассказать детям о чае, ведь на Кубани растёт самый северный чай. А чтобы было детям.

Дидактическое пособие «Лэпбук «Прогулка в парк» предназначено для детей 4-5 лет. Если содержание лэпбука пополнять и усложнять, можно использовать.

Предлагаю вашему вниманию лэпбук на звук Р. Размер лэпбука А3, основа иллюстрирована из «Конструктора картинок-2» сайт Мерсибо и заламинирована.

…. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Лэпбук для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка» .

Аннотация проекта

На современном этапе развития образования, в свете задач ФГОС ОВЗ, педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым временем. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий. Одним из средств развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста является лэпбук. Значение его в работе учителя-логопеда трудно переоценить. Лэпбук (lapbook-книга на коленях), или, как его еще называют тематическая интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые обучающийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ученику нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук - большое поле совместной деятельности учителя-логопеда и ученика. Преимущества его применения очевидны:

Актуальность проекта.

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания школьника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития школьников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические технологии. Эффективно использование современного дидактического пособия - лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В связи с этим разработка данного проекта является актуальной.

Паспорт проекта

Название проекта

Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в

логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка» на дифференциацию звуков с-з

Тип проекта

Учебный,практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный

Руководитель проекта

Зимаева М.В.-учитель-логопед высшей квалификационной категории

Участники проекта

Учащиеся 3 класса МКОУ Варнавинской С(К)ШИ

Мячева Ксения

Чепляускас Алексей

Туркин Владислав

Место реализации

МКОУ Варнавинская С(К)ШИ

Адресная направленность

1.Учащиеся начальных классов

2.Педагоги начальных классов
3.Специалисты школы -учителя-логопеды, педагоги-психологи.
4.Воспитатели школы

5. Родители

Цель проекта

Формирование правильного звукопроизношения и совершенствование речевого развития в целом через совместную творческую деятельность педагога и учащихся по созданию и внедрению лэпбука «Звукознайка» и работу с ним.

Задачи проекта

Способствовать речевому развитию детей:

Закрепить правильное произношение звуков (С) и (З)в слогах, словах, фразах;

Развивать общую и мелкую моторику.
- развивать речевое дыхание.

Расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

Развивать навыки грамматически правильной речи;

Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;

Развивать творческие способности школьников.

- повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей.

- развить партнерские отношения в работе над проектом между всеми участниками процесса.

Ожидаемые результаты

1.​ Повышение уровня развития речи.

2.​ Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;

3.​ Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций.

4.​ Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии.

Практический результат проекта

оформление выставки « Лэпбук «Звукознайка» в конце обучения.

Сроки реализации

От 6 до 9 месяцев

Инновационность пректа

Использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;

Развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.

Этапы реализации проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

1 этап

организационный

1Изучение литературы по вопросу изготовления лэпбуков.
2. Составление плана - схемы проекта.
3. Планирование занятий по изготовлению страниц лэпбука.

4 Подбор необходимых материалов для изготовления лэпбука

2-4 недели

2 этап

Реализационный-практический

1Диагностирование звукопроизносительной стороны речи учащихся начальных классов.

2.Изучение и обобщение тем по постановке свистящих звуков, автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и речи.

3Совместная работа педагога с детьми по изготовлению страниц лэпбука

4 Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию

12 недель

3 этап Рефлексия

Обобщение материалов лэпбука, совершенствование навыка работы с ним

Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности детей

Итоговая диагностика

2-3 недели

4 этап Внедренческий- обобщение опыта

Оформление выставки, обучение сверстников навыкам изготовления лэпбуков, обобщение опыта, мастер-классы

8-12 недель

Описание заданий Лэпбука «Звукознайка»

Задания

Тема

Первый лист

Второй лист

Третий лист

Лист четвертый

Лист пятый

Лист шестой

Лист седьмой

Дыхательная гимнастика

Цель: формирование короткого вдоха и длинного речевого выдоха.

Страница1

Упражнения «Снежинки на окне», «Бабочки на цветах».

Нужно подуть так, чтобы снежинки улетели с окна домика. (снежинки из твердого материала на нитках), бабочки улетели с цветов(бабочки на нитках из твердого материала)

Страница 2

Упражнения «Веселый снеговичок», «Самолеты на взлете» Нужно сделать длинный выдох на комочки из ваты, чтобы слепить из них снеговичка, собрать их в одно место. Нужно подуть на самолетики из бумаги, чтобы они взлетели

Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие подвижности и дифференцированности артикуляционных движений, формирование четких артикуляционных позиций для постановки и автоматизации звуков.

Страница 1

Игра «Прочитай и повтори»

В кармашке находятся карточки изображением артикуляционных упражнений и стихами. Их нужно поместить в телевизор, показать упражнение и прочитать стишок.

Игра «Веселая зарядка для язычка»

На странице- улитка, зеркало и веер с упражнениями, которые необходимо выполнить, смотря в зеркало.

Разминка для пальчиков

Цель: развитие общей и мелкой моторики пальцев рук

Страница 1

Упражнение «Тучка и дождик»

Необходимо прикрепить дождинки из плотной ткани на шнурки

Упражнение «Собери бусы»

Нужно собрать на прочную нить бусинки разного размера.

Страница 2.

Упражнение «Буквы с сюрпризом»

На красочных буквах с и з- кнопки. Их нужно расстегнуть и застегнуть снова.

Упражнение «Одень медвежонка» При помощи шнуровки надеть на медвежонка футболку и шорты из плотной ткани.

Страница 1 Упражнения «Повторяй-ка»

Цель: Автоматизация звуков с и з в слогах, словах, речи.

На странице- буклеты-гармошки на липучках, книжечки на кнопках. Повторить слоги, слова, чистоговорки и скороговорки на звуки с и з.

Страница 2. Упражнение «Кто где живет?»

Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков с и з в словах.

На странице-часы с картинками, на стрелках буквы с и з. Направить стрелку на соответствующую картинку.

Страница 1 Упражнение «Определи место звука в слове»

Цель: Формирование навыка звукобуквенного анализа слов

В кармашке-картинки, их нужно разместить по схемам, определив место звуков с и з в словах.

Страница 2. Упражнение «Отгадай загадки»

Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков с-з

На странице-паровозик с двумя вагонами, в них буквы с и з.

Отгадать загадки в книжке-малышке и ответы найти в кармашке. Затем картинки разместить в вагоны паровоза.

Страница 1. Игра «Бродилки»

Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков с-з

Игра осуществляется при помощи фишек и кубика. На игровом поле- картинки. Выиграет тот, кто остановится на предметах со звуками с и з

Страница 2 Игра «Живая картинка»

Цель: Развитие фонематического слуха, навыка звукобуквенного анализа слов.

На странице картинка леса, ниже на липучках размещены животные. Нужно поместить в лес таких животных и птиц, в названиях которых есть звук с или з.

Страница 1.Упражнение «Составь предложения»

Цель: Дифференциация звуков с-з в предложениях

На странице книжечки с серией картинок. Нужно составить предложения, используя схемы.

Страница 2 Игра «Театр «Теремок»

Цель: Дифференциация звуков с-з в речи.

На странице картинка-теремок и животные, герои этой сказки. Нужно рассказать или инсценировать сказку.

Приложения

Лэпбук «Звукознайка»


Лист 1 Дыхательная гимнастика

Упражнение «Снежинки на окне» Упражнение «Веселый снеговичок»

«подуть на снежинки» «комочки ваты сдуть на снеговичка»


Упражнение «Бабочки на цветах» Упражнение «Самолеты на взлете»


Лист 2. Артикуляционная гимнастика.


Лист 4. Разминка для пальчиков

Упражнение «Буквы с сюрпризом» Упражнение «Одень мишку»


Лист 5 Автоматизация звуков (с) (з) в слогах, словах, речи.

Упражнение «Повторяй-ка»


Упражнение «Кто где живет?» Упражнение «Отгадай загадки»


Лист 6. Звукобуквенный анализ слов со звуками (с), (з).

Упражнение «Определи место звука» Упражнение «Отгадай загадки»

Лист 7. Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация (с)-(з).

Упражнение «Живая картинка»


Лист 8. Дифференциация (с)-(з) в речи.

Литература:

1. Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.

2. Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения детей с нарушениями речи // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26-30.

3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

4. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2012-32 с.

5. Комарова Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном, 2011, — 32 с.

Шестак Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-детский сад №6 "Родничок"
Населённый пункт: гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Логопедический лепбук"
Дата публикации: 18.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Краткая аннотация методического пособия

«Логопедический лэпбук»

Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»

г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область

Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой

папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки,

которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения

кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия,

что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В

пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал,

нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику,

словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия,

мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и

развивающую функции.

Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой

Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной

работы по автоматизации и дифференциации, поставленных звуков,

закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать

их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и

грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие

перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей

готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты

и чтения.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и

обучения детей дошкольного возраста показал, что количество

имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Увеличилось

число воспитанников с проблемами психического плана -

гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая

утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших

психических функций.

Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в

организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно,

многократные повторения одного и того же материала утомляют не только

ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно

отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,

узнавать звук, а затем правильно его произносить.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно

помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть

стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в

желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных

моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при

выполнении которых процесс обучения и научения превращается в

интересную игру.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача

первоначального обучения».

К.Д. Ушинский

Таким образом, для достижения максимальной эффективности в

коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных

задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых

нарушений.

В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было

разработано и внедрено в систему коррекционной работы

многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».

"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит

"наколенная книга" (lap - колени, book - книга).

Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную

основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки - простые

и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и

т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее

взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает

требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной

предметно-развивающей среде:

трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся

интересов и возможностей детей;

полифункциональность - использование папки в различных видах

детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми

как индивидуально, так и с подгруппой;

вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов

использования каждой его части;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности,

обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов,

возможно использование в любом помещении, где осуществляется

образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке

насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала,

обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых

материалов, стимулирующих активность детей.

В пособии отражены следующие разделы :

Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,

«Снежинка» и т.д.);

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы

гласных звуков, характеристика согласных звуков);

Пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;

Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).

Автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,

скороговорки и т.д.);

Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова

(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,

«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не

стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);

Развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии

картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);

Грамматический строй («Предлоги»);

Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,

«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и

Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);

Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия

позволяет решать одновременно несколько задач:

1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные

ощущения.

2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать

звуковому анализу с элементами обучения грамоте.

3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.

Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере

занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно

проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.

Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных

задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному

профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности.

В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению

дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются

родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный

процесс, повысить их компетентность и заинтересованность.

Пособие имеет практическую ценность , так как в игровой,

непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных

задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый

мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных

условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся

недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную

ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника

становятся прочнее и полнее.

Эффективность данного пособия состоит в том , что в процессе освоения

игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности

ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике

такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является

следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации

педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д.

Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются.

Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у

детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает

настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а

это самый высокий показатель данного пособия .

Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и

проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам

предложенных блоков.