Мировоззрение как социокультурный феномен кратко. Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. В структуре мировоззрения выделя

Я.С. Яскевич

ФИЛОСОФИЯ. Краткий курс

Учебное пособие

Минск


Введение ……………………………………………………………………………………...7

…...……8

Тема 1. Философия как социокультурный феномен…………………………………..……8

1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения……..……………….…..8

1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания…………………………………………………...9

Тема 2. Исторические типы классической философии …………………………………..10

2.1. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока………….………10

2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции………………………………………………………………………………………...122.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре………………14

2.4. Философия эпохи Ренессанса……………………………………………………………..15

2.5. Особенности философии в новоевропейской культуре………………………………...16

2.6. Философская мысль эпохи Просвещения………………………………………………..17

2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции………………………………………………………………………………………...18

Тема 3. Становление и основные стратегии развития неклассической философии …19

3.1. Классика и неклассика: две эпохи развития европейской философии…………….…..19

3.2. Критика философской классики и иррационализация философии……………………19

3.3. Классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………………………….20

3.4. Религиозная философия в контексте современной культуры…………………………..21

3.5. Становление и основные черты марксистской философии. Философия неомарксизма. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века…………….22

3.6. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления………...23

3.7. Аналитическая стратегия развития философии…………………………………………24

3.8. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного

познания…………………………………………………………………………………………25

3.9. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постмодернизме………………………………………………………………………………...26

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Русская философия. Философская мысль Беларуси ………………………………………………………………………………...27

4.1. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии………………………………………………………………………………………27

4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси……………………………...28

Раздел II. Философия бытия ……………………………………………………….30

Тема 5. Метафизика и онтология …………………………………………………………...30

5.1. Метафизика как философское учение о всеобщих основаниях и принципах бытия…30

5.2. Онтология как философское учение о бытии. Категория материи…………………….30

5.3. Основные структурные уровни организации материального бытия…………………..30

5.4. Динамическая организация бытия. Формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма…………………………………………………………………………………31

5.5. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории….33

5.6. Пространственно-временная организация бытия……………………………………….35

Тема 6. Философия природы ………………………………………………………………….36

6.1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы……36

6.2. Исторические типы взаимодействия человека, природы и общества. Коэволюционный императив в современной цивилизации…………………………………37

6.3. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего………………………………………………………………………….37

Раздел iii. Философская антропология ……………………………………..39

Тема 7. Проблема человека в философии и науке ………………………………………….39

7.1. Образ человека в классической и неклассической философии, в восточной и западной традициях. Программа синтеза философского и научного знания в философской антропологии……………………………………………….…………………………….……..39

7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке: криационистская, трудовая, игровая концепции……………………………………………………………………………………….40

7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке……41

7.4. Деятельность в жизни человека. Праксеология как философское учение о человеческой деятельности……………………………………………………………………41

7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Модусы человеческого бытия. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества…….42

Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа ………………………...43

8.1. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической и неклассической философии………………………………………………………………………………………43

8.2. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение.…………………………………..43

8.3. Сознание и мозг. Понятие идеального…………………………………………………...44

8.4. Структура сознания. Сознание и бессознательное ……………………………………..44

Раздел IV. Теория познания и философия науки ………………………..46

Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа …………46

9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. ……………………………………………………………………………………….46

9.2. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм…………………………………………………………………………………….46

9.3. Субъект и объект познания. ……………………………………………………………..47

9.4. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания………………………………………………………………………………47

9.5. Познание как постижение истины. Роль практики в процессе познания……………..48

Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус ….………………………..49

10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический…………………..………………………………………………………...49

10.2. Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания…………………………………………………………………………………………50

10.3. Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания……………...52

10.4. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы науки, философские принципы………………………………………………………………………..54

10.5. Традиции и инновации в динамике науки и феномен научной революции…………55

10.6. Гуманитарные параметры современной науки. Этос науки и проблема социальной ответственности ученого………………………………………………………………………56

Раздел V. Социальная философия ……………………………………………...57

Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии ……………………………………………………………………………………...57

11.1. Место социальной философии в системе философского знания.

Понятие общества………………………………………………………………………………57

11.2. Основные исследовательские программы в обществознании………………………...57

11.3. Типы социальных структур общества. Современные концепции социальной стратификации………………………………………………………………………………….58

Тема 12. Основные проблемы политической философии ………………………………...59

12.1. Политика и власть. Философия политики. ……………………………………………59

12.2. Философия права. Государство и гражданское общество. Феномен идеологии в политической жизни общества……………………………………………………………….60

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики …………………………………60

13.1. Общество как саморазвивающаяся система……………………………………………60

13.2. Природа социальных противоречий, конфликтов и революций. Социальные реформы, насилие и ненасилие в современных технологиях социодинамики…………..61

13.3. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Философия истории. Понятие социального прогресса ………………………………………………………………………..62

13.4. Современный этап цивилизационного развития в контексте глобализации и проблема сохранения социокультурной идентичности в современном мире. Восточно-славянская цивилизация: между Востоком и Западом……………………………………………………65

13.5. Техника и ее роль в развитии цивилизации……………………………………………66

13.6. Человек в системе социально-экономических отношений. Этика бизнеса………….66

Тема 14. Философия культуры ………………………………………………………………67

14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Динамика культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства………………………..67

14.2. Духовная культура, философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций………………………………………………………………………………………...68

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ИГРЫ, СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ ………..…..70

раздел i. Философия в исторической динамике культуры ……….70

Тема 1. Философия как социокультурный феномен…………………………………70

Тема 2. Исторические типы классической философии ……………………………...72

Раздел II. Философия бытия ………………………………………………………80

Тема 3 Метафизика и онтология………………………………………………………80

Тема 4. Философия природы…………………………………………………………..81

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ……………………………………..83

Тема 5. Проблема человека в философии и науке……………………………………83

Тема 6. Сознание человека как предмет философского анализа………..…………..83

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ …………………...…….85

Тема 7. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа……...85

РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНАЯ Философия ……………………………………………...88

Тема 8. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии………………………………………………………...…………………………….88

Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХ века ……………………………………………………………………………………….94

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………97

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: ТЕСТЫ ……………...……………………98


Введение

В условиях радикальной трансформации современного общества возникает насущная необходимость переосмысления многих вопросов философии, обращения к истокам и динамике мировой философской мысли, проблемам философии человека, истории, природы, политики, морали, права, науки, поиску стратегических приоритетов цивилизационного развития человечества в XXI веке. Эти проблемы и обусловили интерес автора к подготовке данного пособия в виде краткого курса философии как системы теоретических и практико-ориентированных вопросов и материалов. Вопрошание является одной из специфических характеристик философского знания. Само зарождение философии, как отмечали еще древние мыслители, связано с непреодолимым стремлением человека ответить на вечные вопросы и тем самым дать объяснение многим «удивительным» феноменам бытия. До сих пор продолжается это вопрошание, погружая человека уже XXI столетия в открытый для бесконечного поиска мир надежд и потрясений, порядка и хаоса, гармонии и абсурда, мир, где осуществляется «прояснение сознания», где всегда по-новому актуализируется задача «дойти до сути», «до конца», разобраться в многообразии философских концепциях и найти свой ракурс мировосприятия. Заметим, что предлагаемые ответы на поставленные вопросы не являются единственно возможными, они лишь один из вариантов «размышления на тему».

Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом приведены теоретические материалы по курсу «Философия» в виде конспекта лекций, соответствующие действующей учебной программе и построенные с учетом рекомендованной тематики лекций. Освещаются проблемы определения философии, ее генезиса, взаимоотношения философии и мировоззрения, динамики предмета философского знания. Особое внимание уделяется историческим типам классической и неклассической философии. Излагаются философские проблемы онтологии, антропологии, теории познания, философии науки, социальной философии.

Второй раздел представляет собой философские материалы к размышлению, схемы, таблицы, игры, направленные на углубление и дополнение философских знаний, рассмотренных в первом разделе.

В третьем разделе содержатся материалы для итогового контроля знаний студентов в форме тестов. Имеются также глоссарий и список литературы, позволяющие углубить и расширить полученные знания.

Сложность и многогранность проблем, рассматриваемых в учебном пособии, позволяет надеяться на то, что книга вызовет интерес не только у студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, но и у всех тех, кто всерьез интересуется разнообразными философскими проблемами.

Профессор Я.С. Яскевич


раздел i. Философия в исторической динамике культуры

Тема 1. Философия как социокультурный феномен

1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения

К VI в. до н. э. в разнообразных культурах происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии и возникают исторические и социокультурные условия для формирования философии.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора (2-я пол. VI – нач. V до н.э.) , а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном (427 – 347 до н.э.). Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая - прерогатива богов, а достояние человека - любовь к мудрости, влечение к ней.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.

Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда недооценивают мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.

Философия является особым типом мировоззрения. Мировоззрение - это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения : мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское.

Мифологическому мировоззрению присущ антропоморфизм - наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами и социоморфизм - т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе.

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:

1) Обобщающую . Причем обобщение здесь имеет специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер. Оно базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований.

2) Объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания.

3) Моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения.

4) Регулирующую . В мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

В первобытном обществе тесная связь существовала между мифологическим и религиозным мировоззрением . Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ) , которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного .

1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум управляет всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI – нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, стремления к рациональному объяснению мира, его происхождения и сущности.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии , которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания.

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».

В структуру философского знания входят следующие разделы:

§ онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

§ гносеология - учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности;

§ аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

§ праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

§ антропология - философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Раздел I. ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ФОРМ. Рязанова С. В., Рязанов И. В. Об архетипической природе мифа. Егоров В. В. Наглядный образ - архетип - мировоззрение. Ольховикова С. В. Мифы актуальной культуры: мировоззренческий смысл архетипов. Чернов Л. С. Ритуальные черты современного мировоззрения. Красавин И. В. Существование как основа современного мифа. Давыденко А. Д. Мировоззренческий потенциал региональных мифов. Пискунова Л. П., Янков И. В. Ритуальные процессы и поиск методологии. Бровцева H. Л. Генезис социально-исторического мировоззрения: феноменологический анализ. Шуталева А. В. Миры Текста: правовая традиция в культуре Средних веков. Кайгородов А. Г. Мистика и религия, философия и наука: гносеологический аспект. Коркунова О. В. Мировоззренческая сущность эзотеризма. Пивоваров Д. В. Р. Нибур о христианском пацифизме. Шляпугина Р. Я. О соотношении философии и религии в отечественной истории и культуре. Попова Е. В. Проблема суицида в контексте религиозных норм. Денисова Л. В. Догматические принципы в структуре религиозного и правового сознания. Баранец Н. Г. Философская вера: гносеологический и исторический аспекты. Гайсина А. В. Православие и дух экономических реформ. Голубев Н. П., Родионов Б. А. Мировоззрение и культура коммуникативно-информационных процессов. Сокол В. Б. «Слушание» как способ совершенствования сознания и расширения мировоззрения. Асадченко С. В. Максимы культуры как условия мировоззрения. Вернадская Ю. С. Трансцендентные ценности в культуре и искусстве. Пескова А. А. Художественная культура как форма репрезентации доминант мировоззрения. Теребенина О. Н. Мировоззрение и музыкальная культура. Викторова О. В. Часть и целое в музыкальном мировоззрении. Квятковский Г. Ю. Рок-культура как сложное социальное явление. Сухов А. А. О связи музыкальной культуры, современного массового музыкального радиовещания и мировоззренческих установок. Костерина А. Б., Комлева Н. А. Театр как средство экспансии в ментальном пространстве. Берлянд Е. Г. Театральность и проблема индивидуальности. Созыкина З. В. Пространство и время в творчестве драматургов-абсурдистов С. Беккета и С. Мрожека. Быстрова Т. Ю. Прошлое и настоящее китча в дизайне. Пономарева И. В. Мир человека и вещь: судьба вещи в искусстве второй половины XX века. Крутова О. В. Мода как мировоззрение в постсоветской России. Воробец Л. B. Развлечения и поучения на российском ТВ. Панпурин В. А. Искусство - арт-игра - акционизм: мировоззренческие основания. Федорова К. Е. Идентичность читателя и зрителя в пространстве культуры постмодерна. Балашова Е. А. «Мировоззренческая пародия» в творчестве А. Вельтмана. Балина Л. Ф. Смех очеловеченной природы. Фархитдинова О. М. Понятие «иронии» как мировоззренческая максима культуры. Белоусова Е. В. Символика болезни и магия исцеления. Никитина Н. Н. Ближе к Богу: «перспективное» понимание старости. Эппель Ю. А. «Обескультуривание» смерти как новая мировоззренческая парадигма. Апухтина Н. Г. Проблема обудуществления жизни человека и человечества. Мамаева Н. Н. Тема смерти в английской литературной сказке. Иванова Е. В. Архетипы женского поведения в русской культуре на примере Бабы-Яги. Ершова Н. М. Гендерные идеалы и современность. Ерофеева В. А. Техники тела современного человека. Пятилетова Л. B. Мировоззренческий потенциал любви. Раздел II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИ-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Цветкова И. В. Методологические принципы анализа кризиса мировоззрения в концепциях В. Дильтея и М. Хайдеггера. Ускова Е. В. Культурный релятивизм и философия Р. Рорти. Комаров С. В. Гуссерлианский проект рационального мировоззрения. Николаенко Н. М. Мировоззренческий смысл философии космизма. Жукоцкая З. Р. Мировоззрение Ницше: рождение философа из духа античности. Конашкова А. М. Постмодернистский «проект» мировоззрения: власть как тайна. Синицын А. С. Единство универсума и онтология плюралистического мировоззрения. Финогентов В. Н. О современном мировоззрении. Туркулец А. В. Рациональное и внерациональное в структуре мировоззрения. Чернышов Д. Б. Системное и хаотическое в миропонимании. Ольховиков К. М. Нравственная аксиоматика мировоззрения. Глушкова С. И. Специфика идеала в русской культуре. Москвина P. P . Ценностные ориентации личности и подсознание. Кузнецов Н. С. Система ценностей как условие выживания. Логинов А. В. Идеология: онтологический аспект. Прохоренко Ю. И. Идеология в структурах социальности. Готнога А. В. Идеология современной глобализации: видимость и сущностьм. Комлева Н. А. Контроль идеологического пространства как форма геополитической борьбы. Карлыханова Е. Е. Форма государства в свете постиндустриального мировоззрения. Фоминых И. В. Общественная идеология и мировоззрение личности. Мякинников С. П. Пространство, психика и экологизация мировоззрения. Некрасов С. Н. Мировоззрение постсовременности: экологический антигуманизм и идеологии зеленого интернационала против научной картины мира. Некрасов B. C. Кризис рыночного фундаментализма и формирование научной картины «открытого общества» (О взглядах Д. Сороса). Захарова С. В. Россия и ценности постиндустриального общества. Галюк А. Д. Мировоззрение как фактор формирования ориентации на жизненный успех. Григорьев И. В. Мировоззренческий кризис в России: проблема невменяемости социальных групп. Петалова Л. B. Опыт формирования мировоззрения у детей девиантного поведения. Ермолаева С. Г., Дубровская Е. А. Мировоззрение и ценности современного студенчества. Халин С. М. Социальные эксперименты в истории России. Фурман Ф. П. Народническая доминанта русской интеллигенции и культуры: тайные пути марксистско-ленинских дискурсов. Додонова Л. А. , Жукоцкий В. Д. Мировоззренческие проблемы советологии. Токмянина С. В. Сталинский тоталитаризм и феномен насилия. Просекова М. Н. «Общественный идеал» обновленной России: к постановке проблемы. Сигнаевская О. Р. Философия организации: поиски, проблемы, перспективы. Кирзюк А. А. Политическая корректность, мультикультурализм и перспективы изменения глубинных мировоззренческих установок. Ган Ю. В., Фокин Н. П. Разумный эгоизм и проблемы обоснования профессиональной этики. Бузунова Л. Г. Духовность и картина мира человека. Голикова Л. B. Свобода как базовая смыслообразующая ценность в современном мировоззрении. Гидлевский А. В. Онтология культуры: обмен и служение. Хрубилов А. В. Культура, язык, социум: от симуляции к диалогу. Эйнгорн Н. К. Homo шешог (человек помнящий) в контексте культуры, мировоззрения, образования. Лысенко Г. В. Проблема культуры «исторической памяти». Попова Е. А. Экономическая деятельность и экономическое сознание. Пашнова Ф. Р. Деловая культура в контексте социальной практики. Раздел III. НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФСКОМ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Епина Л. В. Преемственность в философском и культурологическом образовании. Толкачев Ю. А. Место культурологии в университетском образовании. Кошкарова Н. И. Культура как форма человеческого существования: к постановке проблемы в культурной антропологии. Едалина Н. А. Мировоззренческое и стилевое самоопределение личности. Мирошников Ю. И. Русская классическая литература и философия: неизбежность нового взгляда на их единство. Теплых Д. А. Мировоззрение психолога: к постановке основного вопроса психологии. Нагорных Е. К. Интегративный подход в педагогическом процессе в системе дополнительного образования. Блажевич Н. В. , Букаринов Д. Н. Синергетический принцип в методологии научного познания. Пендиков Н. В. Феномен «цельного знания» как мировоззренческая проблема. Савенков А. И. Парадигмы образования. Амбарова П. А. Мировоззренческие основания профессиональной культуры российских офицеров. Бурдина Т. Г. Химические знания и НКМ. Тимонина И. В. К вопросу о потенциале риторики в формировании диалогического мировоззрения субъекта культуры. Постоляко Л. C. О мировоззренческих основаниях неклассической методологии исследования политико-правовых явлений. Анисимова И. В. Определение понятия компьютерной культуры. Данилова Е. И. Императивы культуры постмодернизма и профессиональное образование. Струкчинская Е. М. Проблема мировоззрения в советской педологии: взгляды М. Я. Басова и B. C. Мерлина. Кудряшев А. Ф. О конструктивной функции мысленного отрицания. Нагорных Е. Е. Метод ретроспекции и его объяснительные возможности.

УДК 1:316 Иткулова Лэйсян Ахметовна

кандидат философских наук, доцент,

и. о. заведующего кафедрой этики, культурологии

и связей с общественностью

Башкирского государственного университета

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация:

В статье исследуется сущность мировоззрения, которое рассматривается как многогранный социокультурный феномен. Мировоззрение как воззрение на космический универсум оказывается вовлеченным в ту или иную форму познавательной деятель-ности. Анализируется та часть мировоззрения, которая имеет отношение к универсуму, в котором постепенно формируется непознанное, трансцендентное. Специфика мировоззрения как социокуль-турного феномена проявляется в системности и обобщенности воззрений, мировоззренческих знаний, а также в аксиологическом отношении к миру.

Ключевые слова:

сущность мировоззрения, социокультурный феномен, космический универсум, мир, знание, норма, ценность, культура.

Itkulova Leysyan Akhmetovna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Acting Head of Ethics, Cultural Studies and Public Relations Department, Bashkir State University

WORLDVIEW AS A SOCIOCULTURAL

The article studies the essence of the worldview, which is regarded as a multi-faceted sociocultural phenomenon. The worldview as a conception of cosmic universe is involved in one or another form of cognitive activity. The article examines the part of the worldview that is associated with the universe, in which the unknown, the transcendental is gradually formed. The specificity of the worldview as a sociocultural phenomenon manifests itself in the systematic and generalized views, philosophical knowledge, as well as axiological attitude to the world.

essence of worldview, socio-cultural phenomenon, cosmic universe, the world, knowledge, norm, value, culture.

Неопределенность и размытость понятия «мировоззрение», а также теоретическая и практическая значимость феномена мировоззрения для современного философского знания ясно демонстрируют актуальность заявленной темы исследования. Сущность мировоззрения может быть исследована как достаточно сложный и многогранный социокультурный феномен. Для этого необходимо подвергнуть детальному исследованию особенности становления и развития мировоззрения и уточнить ту роль, которую оно играет в культуре.

Так, о мировоззрении разных народов можно судить по их легендам и преданиям. Но легенды, мифы и сказания связаны с неопределенностью содержания понятий «воззрение» и «мир». В первом приближении «мировоззрение» есть «воззрение на все существующее», на сам космический универсум, который существует. В то же время, как уже было отмечено выше, «мировоззрение» является размытым по своему содержанию понятием. И здесь непроясненным моментом является само понятие «существование». В.Н. Финогентов полагает, что существующим следует считать то, что «заявило о своем существовании», что вовлечено в ту или иную форму познавательной или преобразовательной деятельности человека (человечества) . Таким образом, вопрос о мировоззрении является не только теоретическим, но и практическим.

Мировоззрение в некотором смысле является статичным, нединамичным образованием. Например, эпические сказания «Урал-батыр» и «Акбузат» являются уникальными памятниками нематериального наследия башкирского народа, в которых не только мифологические, но и общекультурные мотивы занимают достаточно важное место. В них сюжеты, связанные с антропо-морфизацией предметов и явлений мира, переплетаются с космогоническими воззрениями. А это, в свою очередь, влияет на способ объяснения природных явлений. В эпосе практически ничего не говорится о самом акте творения, но зато поставлена проблема «первоосновы» мира, что и есть некое постоянное, статичное начало. Если далее предположить, что сам «универсум» бесконечен в количественном и качественном отношении, то человеческому роду, вероятно, оказывается известной лишь конечная часть универсума.

Мировоззрение имеет онтологические основания, в качестве одного из которых выступает гипотеза о той или иной форме конечности универсума. Кроме того, онтологическим основанием мировоззрения выступает предположение, что сам универсум повсюду таков, каким он является в известной своей части. Любая мировоззренческая форма охватывает только конечную часть универсума. Другая, «бесконечная» часть универсума нам совершенно неизвестна и вполне может характеризоваться самим мировоззрением только в негативном ключе. Это такая часть мировоззрения, которая имеет отношение к универсуму, в котором постепенно формируется непо-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)

знанное, трансцендентное. В.Н. Финогентов пишет: «Разумеется, субъект мировоззрения второго класса не отрицает возможности дальнейшего расширения сферы познанного. Однако это расширение, в сущности, ничего не меняет: сфера познанного остается здесь всегда конечной, а сфера неизвестного - всегда бесконечной» . Мировоззрение как социокультурный феномен исходит из идеи признания бесконечности многоликого «универсума». Эта мысль порождает, в свою очередь, так называемый онтологический плюрализм, согласно которому существует «множественность» и многообразие универсума.

Специфика мировоззрения как сложного образования проявляется в том, что оно не совпадает со всем объемом знания, которым располагает человеческий род. «Мировоззренческое знание» можно охарактеризовать как «эмоционально присвоенное», оценочное знание, отражающее потребности и интересы человека. «На основе такого «эмоционально присвоенного знания» складываются убеждения и принципы - наиболее устойчивые компоненты мировоззрения, определяющие жизненную позицию личности и ее поступки» .

Мировоззрение не следует отождествлять с содержательным аспектом понятия «мир». Мировоззрение в общем и целом не совпадает с понятием «Вселенная». Человек зачастую склоняется к «жизневоззрению», к воззрению на человека . Анализ понятия «воззрение» также является достаточно нелегким процессом. Это понятие связано с корнем слова «зрение», а следовательно, с процессуальностью самого «видения», выявлением лучших человеческих качеств. Мировоззрение, видимо, есть некая концептуально выраженная «система наиболее общих взглядов человека на мир и на отношение человека к миру» . Таким образом, основной вопрос мировоззрения сводится к взаимоотношению человека и космоса. Содержание мировоззрения, которое пронизывает собой все остальные феномены культуры, выражается средствами искусства, морали, религии, науки, экономики, права.

В мировоззрении присутствует наглядность и образность, но в то же время оно отличается систематическим взглядом человека на мир, причем мы вполне можем вести речь о системе предельных «обобщенных взглядов» на мир и место человека в мире. Такое «обобщение» является показателем духовной зрелости личности, народа, социальной группы, общества в целом.

Итак, мировоззрение предполагает операцию обобщения. Но обобщение всегда заключает в себе нечто более сложное, чем просто «взгляд» на вещи. Определение мировоззрения как социокультурного явления не исчерпывается его пониманием как системы взглядов человека на сам мир. Прежде всего, как нам думается, необходимо зафиксировать сам статус мировоззрения в духовной жизни человека и общества. Кроме того, следует обратить внимание на структуру мировоззрения, в котором зафиксированы навыки человека, составляющие грань его культурного бытия. В мировоззрении усиливается значение и роль нравственной культуры человека, возрастает его моральная ответственность и духовная зрелость. Мировоззрение в связи с этим может рассматриваться как социально-культурная и моральная ценность, которая оказывается способной стать определенной нормой социальной реальности. Как пишет В. Кувакин, «именно мировоззрение прежде всего и главным образом определяет характер практического поведения личности, ее нравственного, политического, гражданского, эстетического, познавательного и всякого иного выбора и оценки» . Это дает основание считать мировоззрение важным способом духовно-практического освоения человеком мира. Мировоззрение выражается, таким образом, не только в «воззрениях», но и в присущей только ему познавательной деятельности человека.

Мировоззрение как социокультурный феномен выступает в качестве фундаментального уровня нравственного, духовного бытия человека, а следовательно, важнейшим элементом, точнее, предпосылкой социокультурной жизни. Мировоззрение по отношению к иным формам человеческого бытия выполняет главенствующую роль (в том числе и в отношении к другим социокультурным и духовным феноменам). К этим другим формам духовного бытия относятся самые разные явления культурной жизни. К ним принадлежат фольклор, художественные образы, правовые и моральные нормы, политические и экономические учения . Носителем отраженных в духовной культуре мировоззренческих ценностей является народ как «метафизическая субстанция». Для каждого народа характерна самобытная культурная интерпретация мира посредством самобытных мировоззренческих символов.

Итак, мировоззрение есть некая решающая инстанция, ядро духовной и моральной жизни человека и общества. Мировоззрение - это своеобразная матрица, которая задает основные направления развития нравственной жизни человеческого рода. Мировоззрение как социокультурный феномен постепенно выстраивает вдоль своих «силовых линий» все многообразие форм духовной культуры и в этом смысле выражает духовное единство человечества. Это наблюдение является надежным основанием для представления мировоззрения как предпосылки решения собственно мировоззренческих проблем. Мало кто будет оспаривать фундаментальную роль мировоззрения в моральной жизни общества. Кроме того, мировоззрение имеет и внутренний аспект своего становления. Но все же возникает вопрос о том, а какие проблемы бытия и познания являются собственно мировоззренческими?

Мы полагаем, что специфика мировоззрения заключается в том, что оно представляет собой некую квинтэссенцию культуры. Само мировоззрение зачастую оказывается в неявном, свернутом виде. С формально-логической точки зрения мировоззрение направлено на выявление инвариантных характеристик изучаемых объектов. При этом данные характеристики работают при условии их существования, существенности и значимости. Поэтому, на наш взгляд, мировоззрение определяется через мировоззренческие же проблемы. Мы, конечно, не можем определенно указать на эти проблемы, выявить их эвристическую ценность. В мировоззренческий «тематический» комплекс включаются вопросы о происхождении человека и его месте в мире, о познавательных возможностях человека, о проблеме смысла жизни, о производственной, «природоохранной и человекоохранной деятельности» (А.Н. Чанышев). Все эти вопросы так или иначе касаются субъекта мировоззрения - человека, созидающего уникальный образ мира.

В структуре мировоззрения главная роль принадлежит мировоззренческим проблемам. Но анализ духовной культуры позволяет отнести мировоззрение к исторической эпохе, в которой господствуют мифологическое и религиозное мировоззрение. Мировоззрение лишь тогда является обоснованным и неоспоримым, когда эпоха оказывается подходящей для достижения духовного единства человечества. Когда новые поколения начинают приобщаться к доминирующему мировоззрению, то вскоре рождается время, которое, можно сказать, выступает в своем собственном единстве. «Обратной и в некотором смысле негативной стороной духовного единства сообщества, неизбежным следствием абсолютного доминирования в нем определенного мировоззрения являются излишняя консервативность, застойность жизни такого сообщества, его предрасположенность к авторитаризму и тоталитаризму» .

Стабильная в мировоззренческом плане эпоха продолжается именно до тех пор, пока само сообщество не столкнется с достаточно серьезными «вызовами» современности. При этом сами «вызовы» имеют различную природу. Это могут быть мировоззренческие поиски, которые актуальны в современную эпоху культурной жизни. Эпоха мировоззренческих поисков соотносится с тем обстоятельством, что для философии «органоном» является фундаментальная для человека духовная способность, разум. В этом плане необходимо внимательно относиться к уже выработанным человеческим родом типам мировоззрения. Новый тип мировоззрения может быть создан через творческий синтез «жизнеспособных» элементов предшествующих систем.

Современная нам эпоха стремится уделить огромное внимание мировоззренческим поискам, даже самым неожиданным, поскольку именно они представляют собой зародыш искомого мировоззрения. Стратегия мировоззренческих поисков выстраивается на базисе общечеловеческих ценностей, на принципе уважения различных мировоззренческих конструкций, на осторожном обращении с современными попытками дать ответы на вечные вопросы, которые выдвигаются перед всем человеческим родом. Таким образом, содержание мировоззрения как социокультурного феномена раскрывается в представлениях об истине, добре и красоте, определяющих смыслы человеческой деятельности.

1. См.: Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры. М., 2009.

2. См.: Там же. С. 27.

3. Иткулова Л.А. Мировоззрение как интегральное образование: сущность и структура // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15, № 1. С. 164-167.

4. См.: Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993.

5. Иткулова Л.А. Указ. соч. С. 164.

6. Кувакин В. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека (философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб. ; М., 1998.

7. См.: Финогентов В.Н. Указ. соч. С. 30.

8. См.: Там же. С. 32-33.

Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения. Мировоззрение это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путемсложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения.

1. Знания –совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности –отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства –личные переживания человека, вызванные внутреннимии внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Воля –способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.

5. Убеждения –взгляды, принимаемые в качестве истины, соответс­твующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.

Исторические типы мировоззрения.

Мифология (от греч. mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззре­ние, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.

Религия (от лат.religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.

Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

Особенности философского мировоззрения:

1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.

2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений . Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.

3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли . Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.

4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий . Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.

5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.

Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслительПифагор вVIв. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов. В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии . Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения(в центре – сам человек);

4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

Основные разделы философии и их проблематика. Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология , то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии . Он имеет две стороны. Во-первых:что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя ?Материалисты считают, что первична мате­рия, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично.Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а)субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б)объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальное первоначало получило названиесубстанция .В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направлениямонизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций).В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии:познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позициягносеологического оптимизма .Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – этоскептики .

3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы –праксиологию (учение о деятельности людей) иаксиологию (учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество . В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия в системе культуры. Социальные функции философии. Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты.Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном.Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле.Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощьюлогических рассужденийо его всеобщих основах.

Философия и мораль , закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

Функции философии:

1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);

2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).

Философия как социокультурный феномен.

  1. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.
  1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей.

Таким образом, мировоззрение это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; чувства и эмоции.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и объяснения смыслообразующих связей и отношений реальности.

Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Следует отметить, что мировоззрение всегда связано с конкретно-историческим типом культуры и в своих структурах воспроизводит целостный образ пространства определенной эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его реализации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом мировоззрении;

в) о научном мировоззрении.


Наиболее разработанной и существенно важной с точки зрения развития философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское.

Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: например, человеческие и божественные. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

С развитием человеческого общества мифология как мировоззр е ние утрачивает свои позиции в культуре. Цивил и зация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. Их многогранное и постоянное взаимодействие прослежив а ется на протяжении многих веков человеческой истории. Вместе с тем между религиозным и философским мировоззрением существуют важные и принципиальные различия.

Религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядром религиозного мировоззрения является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Религиозное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов.

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий и логических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам мира, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на веру в сверхъестественное, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что только с помощью разума или рационального мышления можно постичь предельные основания и причины мира, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Таким образом, философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление. Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.

Нескончаемый спор между мыслителями о том, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии

  1. Предмет философии и его историческая динамика.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки можно выделить предметную область философии, которая состоит из следующих проблем:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь - что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире. Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей». Данная проблема связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека, т.е. в чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Идеализм, принимает за первичное сознание, дух, идею, мышление. Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятельности человека, поиска критерия истинности наших знаний.

Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема понимания человека человеком, Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой, так как они взаимодополняют друг друга.

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Обобщая различные подходы к определению философии и проблемного поля ее исследования, отдельные мыслители по-разному трактовали этот вопрос. Аристотель делит философию на теоретическую (умозрительную), цель которой - знание ради знания, практическую, цель которой - знания ради деятельности, и творческую (поэтическую), цель которой знание ради творчества.

Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

В рамках рационалистического взгляда на мир, в частности марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир. Поэтому основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". Основной вопрос философии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона - это вопрос о том, что является первичным - дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составляют идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, сторонники материализма.

  1. Структура философского знания.

В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология - философское учение о человеке;

социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Функции философии

Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

2. Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира.

3. Регулятивная функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры.

4. Логическая функция философии состоит в разработке категорий и понятий аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены исследовательских программ в науке для осмысления ее предмета, средств и методологического потенциала.

5. Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм


  1. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия.

Для того, чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим в качестве таких формообразований науку, искусство и религию.

Философия и наука. Исторически формирование научного сознания и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления философии как определенной формы знания, содержащей в себе и научный опыт. Исходя из этого, можно указать на ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой.

1. Категориально-теоретический тип знания, при котором философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

2. В классических версиях и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный идеал познания. Именно они, в отличие от обыденного мышления, мифологии, религии, искусства, провозглашали истину высшей и самодостаточной познавательной ценностью. Видимо, этот смысл и составляет сущность известного изречения Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Философия и искусство. Широкий анализ исторической динамики философии и искусства подтверждает то, что во многом они едины и взаимосвязаны.

1. Как в философии, так и в искусстве одним из главных предметов изучения является человек, его духовный мир и образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и философа и художника всегда был направлен на ценностный пласт культуры, формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном и др.

2. Поскольку одной из важнейших задач философского познания является раскрытие не только сферы значений тех или иных явлений культуры, но и их личностных смыслов, то философия в этой своей цели взаимосвязана с искусством. Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский. Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, А. Камю и многие другие вошли в историю культуры и как великие писатели, и как глубокие оригинальные философы.

Философия и религия. Зафиксировать отличительные признаки философии как уникальной формы культуры позволяет и анализ ее взаимосвязей с религией. Известно, что и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия в мире. В вероучениях различных религий идея Бога трактуется как вариант абсолютного начала мира, сущность которой недоступна пониманию человека. Отношения к Богу всегда базируются на безграничной вере, любви и священном почитании. Религия, являясь в целом авторитарной и догматичной формой культуры, все же содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией. Особенно ярко это обнаруживается в теологии или теоретическом богословии.

PAGE \* MERGEFORMAT 1