Святая Троица: раскрытие единства трех божественных ипостасей. Вера православная - троица святая

Призывая веровать во Святую Троицу, Церковь учит, что «Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой также есть Бог». Это значит, что каждая из Божественных Ипостасей обладает всеми божескими совершенствами, но этими божескими совершенствами они обладают нераздельно, поэтому они «не три бози, но один Бог». Таким образом, в этом учении заключается два положения: равенство Божеских Лиц и единосущие всех лиц Святой Троицы. Равенство состоит в том, что каждое из лиц Святой Троицы обладает одинаковым божеским достоинством и одинаковыми божескими совершенствами, почему каждое из них есть Бог. Единосущие состоит в том, что, будучи равными и самостоятельными Божественными Лицами, Отец, Сын и Святой Дух имеют единое божеское естество, единую силу, власть, величие. Различие Их, как трех Лиц, основывается не на различии божеских средств, которые у всех Их нераздельны, а на различии только свойств личных. Сущность же, которая составляет собственно Божеское, у всех Их одна и та же.
Божество Отца. Бог Отец есть истинный Бог. В этой истине не сомневался никто из еретиков, отвергавших божество Сына и Святого Духа, потому что сомневаться в божестве Отца, это значит вообще отрицать Бога, что противно здравому смыслу. Кроме того, божество Отца с такой ясностью засвидетельствовано в Священном Писании, что не остается места никаким сомнениям и колебаниям. Сам Христос называет Своего Отца Богом: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16), Богом единым и истинным - «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3), Господом неба и земли: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Точно так же и Святые апостолы весьма часто называют Отца Богом: так, апостол Павел почти каждое свое послание начинает словами «благодать вам и мир от Бога Отца» (Рим. 1: 7; Кор. 6: 3 и др.); Богом единым: «у нас один Бог Отец, из Которого все» (1 Кор. 8: 6); Богом благословенным: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1: 3).
Божество Сына. Священное Писание содержит ясное учение о втором Лице Святой Троицы — Сыне Божьем, выражая ту мысль, что Сын Божий есть Бог в собственном и строгом смысле, Бог по естеству, а не каком-либо переносном смысле, в каком в Священном Писании называются, например, иногда и люди и ангелы. Учение о Божестве Сына и равенстве Его с Богом мы имеем, прежде всего, в наставлениях Самого Сына Божия —Иисуса Христа, а так же и в изречениях Его апостолов.
Наиболее ясное учение о Себе как Сыне Божием и Боге Иисус Христос предложил в беседе по поводу исцеления Им расслабленного при овчей купели в день субботний (Ин, 5 глава). Исцеление в субботу, равно как и несение исцеленным по повелению Господа своей постели, показалось слепым ревнителям закона Моисеева непростительным нарушением закона о субботнем покое, так что они решили убить Чудотворца. Вразумляя ослепленных, Иисус Христос сказал: «Отец Мой ныне делает и Я делаю» (Ин. 5: 17). В этих словах свое божественное достоинство и равенство с Богом Отцом Иисус Христос доказывает тем, что приписывает Себе божественное сыновство, и тем, что усвояет себе власть делать то же, что делает и Отец. Слыша эти слова, иудеи еще более вознегодовали и искали убить Иисуса Христа уже не только за то, что Он нарушил субботу, но и за то, что Он «Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5: 18). В дальнейшей беседе Иисус Христос не только не показывает, что иудеи неправильно поняли мысль Его о равенство Богу, но с особенною силою подтверждает Свою мысль, указывая, что:
а) Его воля совершенно одинакова с волею Отца: «Иисус сказал: истинно говорю вам: не может Сын ничего творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын также творит. Ибо Отец любит Сына, и показывает Ему все, что Сам творит» (ст. 19: 20);
б) Он обладает таким же могуществом, как и Отец Его: «ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (ст. 21);
в) Ему подобает такая же честь и слава, как и Богу Отцу: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (ст. 23);
г) Ему так же присуще свойство самобытности, как и Отцу «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (ст. 26).
В другой раз, когда иудеи в притворе соломоновом спрашивали Христа: «Если Ты Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Я и Отец одно... Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10, 30, 38) . Равным образом, когда на суде первосвященник Кайафа спросил Христа: «Заклинаю Тебя Богом живым, да скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Он отвечал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26: 63-64), а евангелист Марк передает прямой утвердительный ответ Христа: «Я есмь» (14: 62).
Так свидетельствовал о своем Божестве Сам Господь Иисус Христос. В Его свидетельство о Себе невозможно допустить ни самообладания или самообмана, так как против этого говорят все евангельские изображения жизни Иисуса Христа, ни тем более намеренного желания ввести в заблуждение других. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2: 22). Истинность Своего свидетельства Он подтвердил всеми деяниями Своими, а также Своею Кровию.
Не менее ясно и решительно свидетельствуют о Божестве Сына Божия и апостолы. Веру в Божество Иисуса Христа от лица всех апостолов исповедал апостол Петр пред Самим Господом, когда на вопрос Христа: «а вы за кого почитаете Меня?», ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16: 15-16). «Господь мой и Бог мой», — воскликнул апостол Фома явившемуся по Своем воскресении Христу. Особенно же подробно и обстоятельно изображают божество Сына Божия апостолы Иоанн и Павел.
Учение апостола Иоанна представляет ту особенность, что Сын Божий именуется у него Словом — Логос. В начале своего Евангелия апостол говорит: «в начало было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», где наделяет Логос такими свойствами, как бесконечное бытие, самостоятельное участие в творении. Имена «Бог», «жизнь», «свет» ясно свидетельствуют о божественной природе Логоса. Об этом Слове евангелист далее говорит, что Слово есть «единородный Сын, сущий в лоне Отчем» (1: 18), то есть единственный Сын Божий, рожденный из существа Отчего и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий. Он и по воплощении не перестал быть тем, чем был до воплощения: «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1: 14). Подобным образом в послании своем апостол Иоанн пишет: «знаем также, Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем истинном Сыне Его Иисусе Христе, сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5: 20).
Апостол Павел истину о божестве Сына Божия выразил особенно полно и разнообразно. По его учению, «Сын любви Отчей... есть образ Бога невидимого перворожден всея твари», то есть имеет происхождение через рождение из существа Отца, следовательно, и прежде времени, от вечности, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимая и невидимая: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано; И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1: 15-17). Он, следовательно, есть такое Лицо, с которым не могут иметь сравнения никакие твари, даже самые высшие.
Его природа не тварная, а божеская, и Сам Он — Творец. Он есть «Сын Божий собственный» (Рим. 8: 32), а не по усыновлению или благодати. В послании к Евреям апостол Павел пишет о нем: «Он есть сияние славы и образ ипостаси Бога Отца», то есть отображение славы Отца, оттиск Его сущности (ипостась употреблено здесь в смысле «усиа» — сущности). Значит Сын «единосущен Отцу». Доказывая подробнее божество Сына Божия, в том же послании апостол говорит: «кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном»? Так же, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». (Евр. 1: 3-5)
Церковь с самого начала веровала в Божество Сына Божия, что видно из древних символов церквей Иерусалимской, Кессарийской, где Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, перворожденным всея твари, Богом от Бога, Богом истинным Им же вся быша; из исповеданий веры, составленных в обличение еретиков (например, Павла Самосадского). О том же свидетельствуют отлучения еретиков, отвергавших божество Сына Божия и, наконец, показания некоторых язычников и иудеев. Плиний Младший, например, писал к императору Трояну, что христиане воспевают хвалебную песнь Христу, как Богу. Цельс издевался над верованием христиан, что Сам Бог пришел в мир для искупления людей. Иудей Трифон вопреки христианскому учению признает невозможным, чтобы Бог сделался человеком.
Божество Духа Святого. Дух Святой есть такой же истинный Бог, как и Бог Отец и Бог Сын. Божество духа Святого и Его равенство с Отцом и Сыном Священное Писание показывает тем, что усвояет Духу Святому имя истиннаго Бога, свойства и действия Божия, а также и том, что заповедует воздавать Ему такое же божеское почитание, как Отцу и Сыну.
Дух Святой называется Богом. Апостол Петр, обличая солгавшего Ананию, говорил: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? И утаить из цены земли? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5: 3-4). Апостол Павел называет верующих то храмом Божиим, то храмом Духа Святого, и этим показывает, что Дух Святой есть Бог. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»? (1 Кор. 3: 16).
Духу Святому приписываются божеские свойства:
а) всеведение: «Дух все испытует, и глубины Божии» (1 Кор. 2: 10). То же свойство усвояется Святым Духом Спасителем, когда Он говорит апостолам «Дух истины наставит вас на всякую истину... и будущее возвестит вам» (Ин. 16: 13);
б) вездеприсутствие: это свойства Святого Духа предполагается во всех тех свидетельствах Священного Писания, в которых говорится, что Он обитает и действует в одно и то же время в душах всех верующих христиан, рассеянных по всему лицу земли;
в) всемогущество: оно открывается преимущественно в самостоятельном, полновластном раздаянии Духом Святым чудесных и чрезвычайных дарований верующим. Перечислив эти дарования, апостол говорит: «но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знание тем же Духом; иному вера, тем же духом, иному дары исцелений; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение Духов, иному разные языки, иному истолкование языков — все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо как Ему угодно» (1 Кор. 12: 7-11).
Усвояются Духу Святому и Божественные действия, например, творение: «Дух Божий носился над водою». Быт. 1: 2); «Дух Божий создал меня, и дыхание вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33: 4), а также промышление, особенно в царстве благодати. Так Духу Святому усвояется поставление пастырей Церкви: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которому Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28) возрождение человека - грешника: «Если кто не родится от воды и Духа, говорит Иисус Христос Никодиму, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5), отпущение грехов, ибо Христос говорил Своим ученикам по воскресении: «примите Духа Святого, — кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том остатутся» (Ин. 20: 22-23). Наконец, Духу Святому усвояется Священным Писанием бесконечное величие и честь, что ясно видно из слов Спасителя, что «всякий грех и хула простятся человеком; а хула на Духа не простится человеком ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12: 31-32). Поэтому Священное Писание научает, что духу Святому надлежит воздавать божеское почитание. Это видно, например, из заповеди о крещении, где имя Святого Духа стоит наряду с именем Бога Сына, а также из апостольских приветствий, в которых имя Святого Духа также поставляется наряду с именем Отца и Сына (1 Петр. 1: 2).
Правда, в Священном Писании встречаются иногда выражения, указывающие, по-видимому, на низшее и починенное значение Святого Духа. Этими изречениями пользовались издревле противники верования церкви в божество Духа Святого, чтобы подтвердить правильность своих воззрений на Святого Духа, как существо тварное и низшее Отца и Сына. Однако, на самом деле эти изречения совсем не имеют того значения, какое усвояли им духоборы.
Указывали, например, на слова Спасителя, Который говорил о Святом Духе: «ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16: 13). Но и Сын, — говорит святитель
Василий Великий, — от Себя не глаголет, а свидетельствует: «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12: 49). Однако в обоих этих изречениях указывается на то, что Отец есть виновник Сына и Святого Духа, и что у Них одна сила, одна воля, одно желание, одна сущность. Слышание есть только образное представление того непосредственного ведения божественных тайн, которое принадлежит Святому Духу совокупно с Отцом и Сыном. Указывают также на то, что Святой Дух всегда поставляется на третье место при перечислении Лиц Святой Троицы. Однако и это никак нельзя понимать в смысле обозначения низшего достоинства Святого Духа. Такой порядок в исчислении Лиц Святой Троицы имеет основание в порядке откровения: прежде открылся Отец, после Него — Сын, после Сына — Дух Святой. Хорошо говорит о таком порядке откровения св. Григорий Богослов: «Ветхий Завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно, Новый — открыл Сына, на божество Святого Духа только указал. Теперь, то есть после Пятидесятницы Дух живет с нами, сообщая нам яснейшее познание о Себе». Этот постепенный порядок откровения, по мысли Святого Отца, объясняется немощью человеческой природы, которую не безопасно было обременять проповедью о Святом Духе, прежде чем было исповедано божество Отца и прежде чем признан был Сын. К этому можно прибавить, что и не всегда Святой Дух в Священном Писании поставляется на третье место, а иногда он поставляется на втором (см. Тит. 3: 4-6 ст.) и даже на первом месте (см. 1 Кор. 4: 6).
Ввиду таких несомненных свидетельств Священного Писания Церковь с самого начала научала своих чад исповедать, что Дух Святый есть истинный Бог. Памятником такой веры Церкви служат древние символы веры, особенно символ святого Григория чудотворца, совершение крещения во имя равночестных божеских лиц, древние формы малого славословия Отцу, Сыну и Святому Духу, вечерняя песнь, также возносившаяся всегда во имя Отца, Сына и Святого Духа, исповедания мучеников и писания древних отцов и учителей Церкви.
Единосущие лиц Святой Троицы означает то, что Отец Сын и Святой Дух существуют не отдельно и не независимо один от другого, но имеют единое и нераздельное божеское естество, которым каждое из лиц Святой Троицы обладает в совершенстве и всецело нераздельно с другими лицами. Хотя в откровении нет самого слова «единосущно», но мысль, содержащаяся в этом смысле слова, выражена в откровении ясно и решительно. Так о единосущии Сына с Отцем неоднократно говорил Сам Иисус Христос. «Я и Отец — одно» (Ин. 10: 30); «видевший Меня, видел Отца... Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 9,11); «и все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин. 17: 10); «все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16: 15).
Из апостолов о единосущии Сына с Отцем особенно ясно говорит святой Иоанн, когда пишет: «в начале было Слово, и Слово было у Богу, и Слово было Бог». О единосущии Духа Святаго с Богом Отцем говорит Сам Спаситель в Своем обетовании апостолам послать им Духа Утешителя: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26). Христос утешает Своих учеников в предстоящей разлуке с Ним. Для этого Он дает им обетование послать вместо Себя Духа Святого, Который наставит их на всякую истину (Ин. 16: 13). Это утешение могло быть полным и действительным только тогда, когда Утешитель, Дух Святой был бы таким же Божественным Лицом, каким исповедали Христа Его ученики. И тот же Христос увещает их, что Дух Святой исходит от Отца, который есть такое же Божественное Лицо, как и Он Сам.
Ту же мысль о единосущии Духа Святаго с Богом истинным выражает святой апостол Павел, когда представляет нам Духа Святого в таком же отношении к Богу, в каком дух человеческий находится к человеку (1 Кор. 11: 11), то есть представляет Его пребывающим в Боге и составляющим с Ним едино, как наш дух в нас пребывает и составляет вместе с телом единого человека. Церковь, исповедуя тайну троичности, всегда научала исповедовать и единство Божества, то есть единосущие Лиц Святой Троицы. В IV веке догмат о единосущии Лиц Святой Троицы был внесен в символ веры, и был раскрыт великими отцами церкви в подобных чертах Единосущие божеских Лиц они научили понимать в том смысле, что каждое из Лиц Святой Троицы обладает божеским естеством вполне и всецело, так при этом, что оно остается, безусловно, единым и нераздельным, а не так, чтобы троичные ипостаси существовали как особые и отдельные самостоятельные существа, хотя бы и с одинаковою и единородною сущностью, как существуют, например, люди, происходящие от людей, равно и не так, чтобы каждое из лиц Святой Троицы владело единою божескою сущностью по частям, то есть чтобы одна часть этой сущности принадлежала Отцу, другая — Сыну, третья — Духу Святому. «Троица нераздельная по естеству, учит святой Афанасий, — нераздельно и едино есть божество Святой Троицы и потому лица Троицы составляют «нераздельную и неразлагаемую Единицу Божества».
Вместе с разъяснением догмата о единосущии Лиц Святой Троицы с IV века стал устанавливаться и образ выражения этого догмата. Первый Вселенский собор ввел во всеобщее употребление термин «существо», а разъяснение догмата отцы церкви — термины «существо» и «ипостась». Первый термин обозначает то, что есть единого и общего в Троице, то есть самого тожества или природы Божией, а второй (ипостась) — частные особенности каждого лица. «Во Святой Троице, — говорит святитель Василий Великий, иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица».

В Единого Бога верят и иудеи, и мусульмане. Чем же христианская православная вера в Единого Бога отличается от других вер? Это отличие состоит в учении, что единый по существу Бог троичен в лицах и есть Бог Отец. Бог Сын и Бог Дух Святой – один Бог в трех лицах. Веру в Бога единого по существу, но троичного в лицах мы исповедуем в первых словах Символа Веры: верую во единого Бога Отца .

Истина, что единый Бог троичен в Лицах отчасти была известна ещё в Ветхом Завете, но полностью она открылась в Новом Завете. В первый раз это совершилось при крещении Иисуса Христа: Иисус Христос, второе Лицо Пресвятой Троицы – пришел к Иоанну Крестителю на Иордан, чтобы Иоанн крестил Его (Мф. 3:13-17). Иоанн исполнил это повеление Господа, и в то время, когда Господь выходил из воды, разверзлись небеса и Дух Святой сошел на Него в виде голубя и Бог Отец изрек Своим Божественным Гласом: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так, при крещении Господа , явно обнаружилось, что три Лица единого по существу Бога есть – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой: Отец свидетельствовал с неба о Сыне; Сын крестился от Иоанна в Иордани, а Дух Святой низошел на Сына телесным образом в виде голубя.

2) Ипостасные свойства Божественных Лиц

В чём состоит взаимное отношение трех Лиц единого по существу Бога?

Первое лицо Пресвятой Троицы, Бог Отец, ни от кого не рождён, не сотворён, и не исходит , имеет жизнь в Самом Себе. Бог называется Отцом не только в отношении своего Сына, но и в отношении нас. Он не только наш Творец и Вседержитель, но (через Сына) усыновил Себе нас, удалившихся от Него по грехам, сделал Себе родными и позволил нам именовать Его в молитвенном обращении к Нему. Называя в молитве Бога «нашим отцом», мы исповедуем Его неограниченную к нам любовь.

Второе лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын, не сотворен Богом Отцом и не исходит от Него, но предвечно рожден , т.е. вечно был, есть и будет Сыном Божиим. Третье лицо Пресвятой Троицы, Бог Дух Святой, не рожден и не сотворен Богом Отцом, но от вечности исходит от Него.

3) Бог есть Любовь

Вера в Единого Бога, Троичного в лицах, отличается от всякого другого единобожия (например, у мусульман или иудеев) еще тем, что открывает нам возможность лучше уяснить себе, что Бог есть Любовь.

Действительно, те народы, которые считают Бога не только единым, но и одиноким, естественно представляют себе Его суровым, далеким от людей, иногда прямо жестоким.

Мы же знаем, что Бог, это Пресвятая Троица , что Он Един, и в тоже время Он есть самое тесное Единение, или Единство Трех бесконечно любящих друг друга лиц. Поэтому мы и говорим, что Бог есть Любовь.

Мы можем, хотя бы от части понять тайну Святой Троицы только любя, находясь в союзе любви, то есть только находясь в Церкви.

Учение о Святой Троицы непостижимо, но следующий рассказ о святом Константине может служить некоторым его объяснением. Однажды сарацинские мудрецы спросили святого Константина: «Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? У вас есть Отец, Сын и Дух Святой». На это святой отвечал: «Не злословьте о Святой Троице; Отец и Сын и Дух Святой – три лица, существо же одно. Взгляните на солнце: в нем три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице – Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг – подобие Отца: ибо, как круг не имел ни начала, ни конца, так и Бог есть безначален и бесконечен; и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Солнце состоит из трех вещей: из круга, сияния и теплоты, но разделяются ли они на три солнца, хотя каждая имеет особое свойство? Одно есть круг, другое – сияние, третье – теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три лица – Отца, и Сына, и Духа Святого, однако, не разделяется на три Бога, но есть един Бог».

Мудрецы ничего не смогли возразить против этого объяснения и стали говорить о другом.

Итак, мы веруем во Единого Бога Отца, веруем в святую, единственную, животворящую и нераздельную Троицу. Её прославлением священник начинает всенощную: «Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».

5) Непостижимость тайны Пресвятой Троицы

На африканском берегу моря в городе Иппоне блаженный Августин писал книгу «О Святой Троице». Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть в глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на морской берег для отдыха. Наслаждаясь вечерним воздухом, Августин, однако же, не переставал думать о предмете своих исследований.

Вдруг он заметил отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.

– Что ты делаешь? – спросил его блаженный Августин.

– Хочу вычерпать море и вместить его в ямку.

– Но это невозможно! – сказал Августин.

– Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу.

Проверочные вопросы:

  1. Почему мы крестимся тремя пальцами, сложенными вместе?
  2. Перечислите Лиц Святой Троицы.
  3. Похожи ли Лица Святой Троицы на человеческие лица?
  4. Старше ли Бог Отец Бога Сына?
  5. Перечислите, чем отличаются Лица Святой Троицы друг от друга.
  6. Какой аналогией из окружающего мира можно воспользоваться, чтобы попытаться понять тайну Святой Троицы?
  7. Как связано то, что Бог является Троицей, с любовью?

Святая Троица – богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Святая Троица

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово “Троица” небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице “крестом для человеческой мысли”. Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: “Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы”.

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице “не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.”

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): “Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа”.
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что “один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен”. “И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии”.
Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.
Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: “Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях”.
Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе “Троическое явися поклонение”. Учение о Христе “для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие” (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для “строгого” иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).
Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» – «единосущный».
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина “омоусиос” понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия “сущности” и “ипостаси”. Василий Великий определил различие между “сущностью” и, “ипостасью” как между общим и частным.
Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие “ипостась” и “лицо”. “Лицо” в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив “лицо” и “ипостась” в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин – “личность”. Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико- нийский называли Божественные ипостаси “способами бытия” Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.
Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): “Вначале сотворил Бог небо и землю”. Глагол “бара” (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное “элогим” – во множественном, что буквально означает “боги”.
Быт. 1, 26: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”. Слово “сотворим” стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: “И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло”. «Из Нас» – тоже множественное число.
Быт. 11, 6 – 7, где речь о Вавилонском столпотворении: “И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их”, слово “сойдем” – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: “Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения”.
XVIII глава книги “Бытия”, явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит “Иегова”. Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом “Адонаи”, буквально “Господь”, в единственном числе.
В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.
Однако большинство отцов – святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, – считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.
Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона “Троица ветхозаветная”).
Блаженный Августин (“О граде Божием”, кн. 26) пишет: “Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому – исповедал Единого Бога в Трех лицах”.
Указание на троичность Бога в Новом Завете – это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.
Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): “Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Здесь слово “имя” стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: “Сказал Господь “во имя”, а не “во имена”, потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога”.
2 Кор. 13, 13: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами”. Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.
1, Ин. 5, 7: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино”. Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.
Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.
Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский: “Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов».

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

иг.
  • Христос Яннарас
  • епископ Каллист (Уэр)
  • П.А. Флоренский
  • С.В. Посадский
  • протопр.
  • инок Григорий (Круг)
  • свт. Григорий
  • митр.
  • прот.
  • прп.
  • свт.
  • А.М. Леонов
  • Свята́я Тро́ица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (); Отец, Сын и Святой Дух.

    Три Лица, имеют:
    – одну волю (желание и волеизъявление),
    – одну силу,
    – одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято…

    Отец – источник бытия Сына и Св. Духа

    Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником в Святой Троице: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, при этом происхождение Сына и Духа не зависит от воли Отца. Слово и Дух, по образному выражению святого , суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят те Лица, что из Него.
    Отец не обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.

    Истинное знание о Боге-Троице невозможно без внутреннего преображения человека

    Опытное познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом по действию Божественной , человеку, чьё сердце очищено от . Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев ( , ), свт. , прп. , прп. , прп. , прп. .

    Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.

    Учение о Святой Троице – основа христианства

    Православный христианин всякий раз исповедует истину о Пресвятой Троице, осеняя себя крестным знамением через .

    В более частной перспективе это знание необходимо:

    1. Для правильного, осмысленного понимания Святого Евангелия и апостольских посланий.

    Без знания основ учения о Троице невозможно не только уразуметь проповедь Христа - невозможно даже понять, Кто в действительности является этим Благовестником и Проповедником, Кто есть Христос, чей Он Сын, Кто Его Отец.

    2. Для правильного уразумения содержания Книг Ветхого Завета. Ведь несмотря на то, что Писание Ветхого Завета главным образом сообщает о Боге как о Едином Владыке, оно, всё же, содержит места, которые могут быть исчерпывающе истолкованы лишь в свете учения о Нём как о Троичном в Лицах.

    К таким местам относится, например:

    а) повествование о явлении Бога Аврааму в образе трёх странников ();

    б) стих псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ().

    В действительности Священные Книги Ветхого Завета содержат не два и не три, а множество таких мест.

    (Достойно замечания, что понятие «Дух» далеко не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы. Иногда под таким обозначением подразумевается единое Божественное действие).

    3. Для понимания смысла и значения . Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому принесена эта Жертва, каково достоинство этой Жертвы, какова цена нашего ).

    Если бы знание христианина было ограничено знанием о Боге как о Едином Владыке, он встал бы перед неразрешимым вопросом: зачем Бог Сам Себя принёс в Жертву Себе?

    4. Без знания о Божественном Триединстве нельзя полноценно понять и многих других положений христианства; например, истины о том, что «Бог есть любовь» ().

    Если бы мы, по неведению учения о Троице, знали о Боге только как Едином, то мы бы не ведали, на Кого, вне отношения к миру распространяется Его бесконечная , на Кого она изливалась до Творения мира, в вечности.

    Если бы мы полагали, что Любовь Бога распространяется только на Его творение, в частности на человека, легко было бы соскользнуть к мысли, что Он - Любящий, а не (Сам в Себе бесконечная) Любовь.

    Учение же о Троице сообщает, что Бог всегда пребывал и пребывает во внутритроичной Любви. Отец вечно любит Сына и Духа; Сын - Отца и Духа; Дух - Отца и Сына. При этом Каждая Божественная Ипостась любит и Себя. Стало быть, Бог не только Тот, Кто изливает Божественную Любовь, но и Тот, на Кого изливается Божественная Любовь.

    5. Незнание учения о Троице служит почвой для возникновения заблуждений. Слабое, поверхностное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе тоже не является гарантией от уклонения в . История Церкви содержит массу тому подтверждений.

    6.Не зная учения о Пресвятой Троице, невозможно заниматься миссионерской работой, во исполнение заповеди Христа: «идите, научите все народы…» ().

    Как объяснить учение о Св. Троице не-христианину?

    Примечательно: с утверждением, что в устройстве мира усматривается разумность, могут согласиться даже язычники и атеисты. В этом отношении
    данная аналогия может служить хорошим апологетическим средством.

    Суть аналогии состоит в следующем. Человеческий ум выражает себя через мысль.

    Обычно человеческая мысль бывает сформулирована в словесном выражении. Имея это в виду, мы можем сказать: человеческая мысль-слово рождается умом (от ума) по подобию того, как Божественное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рождается Отцом, от Отца.

    Когда мы хотим выразить нашу мысль (озвучить её, произнести), мы используем голос. В данном случае голос может быть назван выразителем мысли. В этом можно видеть подобие со Святым Духом, Который является Выразителем Слова Отца (Выразителем Бога-Слово, Сына Божьего).

    По преданию, когда прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
    – Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!