Таушев - Четвероевангелие. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Архиепископ Аверкий (Таушев)

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о Священном Писании Нового Завета

Цель написания Священных книг Нового Завета и их содержание

Число, наименования и порядок священных книг Нового Завета

Разделение новозаветных священных книг по их содержанию

История канона священных книг Нового Завета

Язык новозаветных священных книг и история их текста

Время написания новозаветных священных книг

ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

Значение четверичного числа Евангелии

Смысл выражений: "Евангелие от Матфея", "от Марка" и т.д.

Взаимоотношение четырех Евангелий по их содержанию

Характер и особенности каждого из четырех Евангелий

1. Евангелие от Матфея

2. Евангелие от Марка

3. Евангелие от Луки

4. Евангелие от Иоанна

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ВСЕГО ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ С ИЗЪЯСНЕНИЕМ ВАЖНЕЙШИХ МЕСТ

Вступление

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

1. Предисловие Евангелия: его достоверность и цель

2. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия

3. Зачатие Предтечи Христова Иоанна

4. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от нее Сына Божия

5. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой

6. Рождество св. Иоанна Крестителя

7. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти

8. Рождество Христово

Откровение тайны воплощения праведному Иосифу

Обстоятельства и время Рождества Христова

Обрезание и Сретение Господне

Поклонение волхвов

Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение в Назарет

Отрочество Господа Иисуса Христа

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Общественное служение Господа Иисуса Христа. Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до Первой Пасхи

1. Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе

2. Крещение Господа Иисуса Христа

3. Сорокадневный пост и искушение от диавола

4. Первые ученики Христовы

5. Первое чудо на браке в Кане Галилейской

Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

1. Изгнание торгующих из храма

2. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом

3. Последнее свидетельство св. Иоанна Крестителя об Исусе Христе

4. Заключение св. Иоанна в темницу

5. Отшествие Господа в Галилею и беседа Его с самарянкой

6. Прибытие Христа Спасителя в Галилею и начало Его проповеди

7. Исцеление в Кане сына царедворца

8. Призвание к Апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна

9. Сила проповеди Христовой и исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге

10. Исцеление тещи Петровой и многих других

11. Проповедь и дела Господа в Галилее

12. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге

13. Исцеление прокаженного

14. Исцеление расслабленного в Капернауме

15. Призвание Матфея

Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

1. Исцеление расслабленного при овчей купели

2. Учение Господа Иисуса о Своем равенстве Богу Отцу и о всеобщем Воскресении и Суде

3. Срывание колосьев в субботу

4. Исцеление сухорукого в субботу

5. Большое стечение народа вокруг господа и обильные исцеления. Господь избегает известности и пророчество о сем

6. Избрание двенадцати Апостолов

7. Нагорная проповедь

8. Исцеление прокаженного

9. Исцеление слуги капернаумского сотника

10. Воскрешение сына наинской вдовы

11. Посольство от Иоанна Предтечи к Господу Иисусу Христу и свидетельство Господа об Иоанне

12. Обличение нечестивых городов, прославление Бога за открытие истины младенцам и призыв к себе труждающихся и обремененных

13. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея

14. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святаго

15. Ответ Господа искавшим от него знамения

16. Женщина прославляет Матерь Христову и Христос отвечает ей. Духовное родство с Господом

17. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах:

Притча о сеятеле

Притча о плевелах

Притча о невидимо растущем семени

Притча о зерне горчичном

Притча о закваске

Притча о сокровище, скрытом в поле

Притча о драгоценной жемчужине

Притча о неводе, закинутом в море

18. Ответы Господа колеблющимся следовать за ним

19. Укрощение бури на море

20. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской

21. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира

22. Исцеление двух слепцов и бесноватого немого

23. Вторичное посещение Назарета

24. Хождение Господа Иисуса Христа по Галилее с учениками и некоторыми женщинами. Скорбь его о недостатке делателей на жатве

25. Христос посылает двенадцать Апостолов на проповедь

26. Усекновение главы Иоанна Крестителя

27. Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами

28. Хождение Господа по водам и исцеление многих больных

29. Беседа о Хлебе Небесном - о Таинстве Причащения

Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

1. Обличение фарисейских преданий

2. Исцеление дочери Хананеянки

3. Исцеление глухого косноязычного и многих больных

4. Чудесное насыщение четырех тысяч народа

5. Обличение фарисеев, просивших знамения и предостережение от закваски фарисейской и саддукейской

6. Исцеление слепого в Вифсаиде

7. Апостол Петр исповедует от лица всех Апостолов Иисуса Христа Сыном Божиим

8. Господь предрекает о своей Смерти и воскресении и учит о несении креста

9. Преображение Господне

10. Исцеление бесноватого отрока: о важности веры, молитвы и поста

11. Чудесная уплата церковной подати

12. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном - Господь ставит дитя в пример ученикам

13. Именем Христовым творились чудеса и теми, кто с ним не ходил

14. Учение о борьбе с соблазнами

15. Притча о заблудшей овце, о вразумлении заблуждающихся и о значении суда церкви

16. О прощении обид и притча о немилосердном должнике

17. Христос отказывается идти на праздник Кущей в Иерусалим вместе с братиями

18. Христос идет в Иерусалим с учениками: самарянское селение отказывается принять его

19. Христос посылает на проповедь семьдесят учеников

20. Господь в Иерусалиме на празднике Кущей

21. Суд Христа над грешницей, приведенной к нему фарисеями

22. Беседа Господа Иисуса Христа с иудеями в храме

23. Исцеление слепорожденного

24. Беседа о добром пастыре

25. Беседа в праздник обновления

26. Возвращение семидесяти учеников

27. Притча о милосердном самарянине

28. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии

29. Притча о неотступной просьбе

30. Обличение книжников и фарисеев

31. Притча о безрассудном богаче

32. Притчи об ожидании Второго Пришествия Христова: о рабах, ожидающих возвращения господина своего и о верном и благоразумном домоправителе

33. Господь предсказывает о разделении среди людей

34. Призыв к покаянию в связи с гибелью галилеян и падением Силоамской башни

35. Притча о безплодной смоковнице

36. Исцеление скорченной женщины

37. О тесном пути в Царствие Божие

38. Христос отвечает на угрозы Ирода и сетует о гибели Иерусалима

39. Исцеление страдающего водянкой

40. Притча о любящих первенствовать

41. Притча о званных на вечерю

42. Учение об истинных последователях Христовых

43. Притча о блудном сыне

44. Притча о неверном домоправителе

45. Притча о богатом и Лазаре

46. Учение о святости брака и о девстве

47. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди

48. Исцеление десяти прокаженных

49. Беседа о пришествии Царствия Божия и о Втором Пришествии Христовом

50. Притча о судье неправедном

51. Притча о мытаре и фарисее

52. Благословение детей

53. О богатом юноше

54. Апостолы, оставившие все ради Христа, наследуют Жизнь Вечную

55. Притча о работниках в винограднике, получивших равную плату

56. Господь повторяет предсказание о предстоящих ему страданиях и воскресении и дает ответ сынам зеведеевым о первенстве в его царстве

57. Исцеление двух иерихонских слепцов

58. Господь Иисус Христос посещает Закхея

59. Притча о десяти минах или о талантах

60. Воскрешение Лазаря

61. Решение синедриона убить Господа Иисуса Христа

62. Вечеря в Вифании в доме Лазаря

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа

1. Вход Господень во Иерусалим

2. Изгнание торгующих из храма

Великий Понедельник

3. Проклятие бесплодной смоковницы

4. Желание эллинов видеть Иисуса Христа и беседа Господа по этому поводу

Великий Вторник

5. Засохшая смоковница и поучение о силе веры

6. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть

7. Притча о двух сыновьях

8. Притча о злых виноградарях

9. Притча о званных на брачный пир царского сына

10. Ответ господа о дани кесарю

11. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении

12. Беседа о наибольшей заповеди в законе и о Божественном достоинстве Мессии

13. Обличительная речь против книжников и фарисеев

14. Лепта вдовицы

15. Беседа Господа с учениками на горе Елеонской о его Втором Пришествии и кончине мира

16. Притча о десяти девах

17. О страшном суде

Великая Среда

18. Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом. Помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного и предательство Иуды

Великий Четверток

19. Тайная Вечеря

Умовение ног

Господь объявляет о своем предателе

Установление таинства Евхаристии

Спор учеников о старшинстве

Прощальная беседа Господа с учениками

Продолжение прощальной беседы

Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа

20. Гефсиманский подвиг: моление о чаше

21. Предание Иисуса Христа: взятие его под стражу, меч Петра и бегство учеников

22. Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы

23. Отречение Петра

Великая Пятница

24. Приговор Синедриона

25. Погибель Иуды Предателя

26. Господь Иисус Христос на суде у Пилата

27. Крестный путь Господа - шествие на Голгофу

28. Распятие

29. Покаяние благоразумного разбойника

30. Богоматерь у Креста

31. Смерть Христова

32. Погребение Господа Иисуса Христа

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

33. Приход жен-мироносиц ко Гробу и явление им Ангела

34. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другой Марии

35. Ложь иудеев и подкуп стражи Гроба Господня первосвященниками

36. Явление воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус

37. Явление воскресшего Господа десяти ученикам в день Воскресения

38. Явление воскресшего Господа одиннадцати ученикам в осьмый день по Воскресении и рассеяние неверия Фомы

39. Явление воскресшего Господа ученикам при море Тивериадском

40. Восстановление Апостола Петра в его Апостольском достоинстве и предсказание ему мученичества

41. Явление воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее

42. Вознесение Господне

Архиепископ Аверкий

Руководство к изучению

Священного Писания

Нового Завета


Четвероевангелие

Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа.

Общественное служение Спасителя

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской.

Первая Пасха

Изгнание торгующих из Храма. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Заключение Св. Иоанна в темницу. Беседа с Самарянкой. Прибытие в Галилею и начало Проповеди. Исцеление сына Царедворца. Призвание рыбаков. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петровой. Проповедь в Галилее. Проповедь в синагоге Назарета. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфея.

Вторая Пасха

Исцеление расслабленного у овечьей купели. О равенстве Отца и Сына. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого. Господь избегает известности. Избрание Апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Свет мира. Две меры праведности. Главное - угождать Богу. Молитва «Отче наш». Вечное сокровище. Не осуждать. Постоянство в молитве. Узкий путь. О ложных пророках. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Посольство от Иоанна Предтечи. Обличение нечестивых городов. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев. Ответ Господа искавшим знамения от Него. Женщина прославляет Матерь Христову. Учение Господа Иисуса Христа в притчах. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Притча о невидимо растущем семени. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притча о сокровище, скрытом в поле. Притча о драгоценной жемчужине. Притча о неводе, закинутом в море. О хозяине, хранящем новое и старое. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним. Укрощение бури. Изгнание легиона бесов. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепцов. Вторичное посещение Назарета. Жатвы много, тружеников - мало. Христос посылает Апостолов на проповедь. Усекновение головы Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение пяти тысяч человек. Хождение Господа по водам. Беседа о хлебе небесном.

Третья Пасха

Обличение фарисейских преданий. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление глухого косноязычного. Чудесное насыщение четырех тысяч человек. Обличение фарисеев, просивших знамения. Исцеление слепого в Вифсаиде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Господь предрекает Свою смерть и воскресение. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Именем Христовым творились чудеса. Учение о борьбе с соблазнами. Притча о заблудшей овце. Притча о немилосердном должнике. Христос идет на праздник в Иерусалим. Самаряне не принимают Христа. Послание на проповедь 70 учеников. Господь на празднике Кущей. Суд над прелюбодеицей. Беседа с иудеями в храме. Исцеление слепорожденного. Беседа о добром пастыре. Беседа в праздник обновления. Возвращение 70 учеников. Притча о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Притча о неотступной просьбе. Обличение книжников и фарисеев. Притча о безрассудном богаче. Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина. Притча о благоразумном домоправителе. О разделении среди людей. Падение силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице. Исцеление скорченной женщины. Тесный путь в Царство Небесное. Угрозы Ирода. Исцеление страдающего водянкой. Притча о любящих первенствовать. Притча о званных на вечерю. Об истинных последователях Христа. Притча о блудном сыне. Притча о неверном домоправителе. Притча о богатом и Лазаре. Учение о браке и о девстве. О силе веры. Исцеление десяти прокаженных. Второе пришествие Христово. Притча о судье неправедном. Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. Богатый юноша. Апостолы наследуют жизнь вечную. Притча о работниках, получивших ровную плату. О предстоящих Христу страданиях. Исцеление Иерихонских слепцов. Посещение Закхея. Притча о десяти талантах. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Иисуса Христа. Ужин в доме Лазаря

Последние дни земной жизни Спасителя .

Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Желание эллинов видеть Иисуса Христа. Великий вторник. Засохшая смоковница. Беседа со старейшинами. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир. О дани Кесарю. Посрамление Саддукеев. О наибольшей заповеди. Обличение книжников и фарисеев. Лепта вдовицы. О Втором Пришествии. Притча о десяти девах. О Страшном Суде. Великая среда. Решение первосвященников убить Христа. Великий Четверток. Тайная Вечеря. Омовение ног. Господь объявляет о предателе. Установление таинства Евхаристии. Спор о старшинстве. Прощальная беседа. Продолжение прощальной беседы. Первосвященническая молитва. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников. Отречение Петра. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Погибель Иуды. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие. Покаяние благоразумного разбойника. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Погребение Господа Иисуса Христа.

Воскресение

Приход жен-мироносиц ко гробу. Явление Господа Марии Магдалине. Подкуп стражи гроба. Явление ученикам на пути в Эммаус. Явление десяти ученикам. Неверие Фомы. Явление при Тивериадском море. Восстановление апостола Петра. Явление в Галилее. Вознесение Господне.

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель.

(Лука 1:1-4; Иоанн. 20:31).

Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1–4-й стихи первой главы Евангелия от Луки, в которых ап. Лука говорит о тщательном исследовании всего, сообщаемого им, и указывает цель написания Евангелия: Знать твердое основание христианского учения. К этой цели ап. Иоанн Богослов в 31-м стихе 20-й главы своего Евангелия добавляет: «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанн. 20:31).

Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за составление своего Евангелия потому, что к тому времени появилось уже довольно много сочинений подобного рода, но недостаточно авторитетных и неудовлетворительных по содержанию; и он счел своим долгом (из желания утвердить в вере некоего «державного Феофила», а с ним заодно и всех христиан вообще) написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова». Так как сам он был, по-видимому, лишь одним из 70-ти учеников Христовых и потому не мог быть очевидцем всех событий - таких, например, как Рождество Иоанна Крестителя, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, - то он, несомненно, значительную часть своего Евангелия писал со слов очевидцев, то есть на основании предания (вот где видна важность предания, отвергаемого протестантами и сектантами). При этом совершенно несомненным представляется то, что первым и главным очевидцем наиболее ранних событий евангельской истории была Пресвятая Дева Мария, о которой св. Лука недаром замечает дважды, что Она хранила воспоминания обо всех этих событиях, слагая их в сердце Своем (Луки 2:19 и 2:51). Не может быть сомнений, что преимущество Евангелия от Луки перед другими записями, существовавшими до него, в том, что он писал только после тщательной проверки фактов и в строгой последовательности событий. Это же преимущество принадлежит и трем другим нашим евангелистам, так как двое из них - Матфей и Иоанн - были учениками Господа из числа 12, то есть сами были очевидцами и служителями Слова, а третий, Марк, тоже писал со слов ближайшего ученика Господа, несомненного очевидца и близкого участника евангельских событий, - апостола Петра.

Текущая страница: 1 (всего у книги 34 страниц)

Архиепископ Аверкий
Руководство к изучению
Священного Писания
Нового Завета
Четвероевангелие

Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа.

Общественное служение Спасителя

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской.

Первая Пасха

Изгнание торгующих из Храма. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Заключение Св. Иоанна в темницу. Беседа с Самарянкой. Прибытие в Галилею и начало Проповеди. Исцеление сына Царедворца. Призвание рыбаков. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петровой. Проповедь в Галилее. Проповедь в синагоге Назарета. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфея.

Вторая Пасха

Исцеление расслабленного у овечьей купели. О равенстве Отца и Сына. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого. Господь избегает известности. Избрание Апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Свет мира. Две меры праведности. Главное – угождать Богу. Молитва «Отче наш». Вечное сокровище. Не осуждать. Постоянство в молитве. Узкий путь. О ложных пророках. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Посольство от Иоанна Предтечи. Обличение нечестивых городов. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев. Ответ Господа искавшим знамения от Него. Женщина прославляет Матерь Христову. Учение Господа Иисуса Христа в притчах. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Притча о невидимо растущем семени. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притча о сокровище, скрытом в поле. Притча о драгоценной жемчужине. Притча о неводе, закинутом в море. О хозяине, хранящем новое и старое. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним. Укрощение бури. Изгнание легиона бесов. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепцов. Вторичное посещение Назарета. Жатвы много, тружеников – мало. Христос посылает Апостолов на проповедь. Усекновение головы Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение пяти тысяч человек. Хождение Господа по водам. Беседа о хлебе небесном.

Третья Пасха

Обличение фарисейских преданий. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление глухого косноязычного. Чудесное насыщение четырех тысяч человек. Обличение фарисеев, просивших знамения. Исцеление слепого в Вифсаиде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Господь предрекает Свою смерть и воскресение. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Именем Христовым творились чудеса. Учение о борьбе с соблазнами. Притча о заблудшей овце. Притча о немилосердном должнике. Христос идет на праздник в Иерусалим. Самаряне не принимают Христа. Послание на проповедь 70 учеников. Господь на празднике Кущей. Суд над прелюбодеицей. Беседа с иудеями в храме. Исцеление слепорожденного. Беседа о добром пастыре. Беседа в праздник обновления. Возвращение 70 учеников. Притча о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Притча о неотступной просьбе. Обличение книжников и фарисеев. Притча о безрассудном богаче. Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина. Притча о благоразумном домоправителе. О разделении среди людей. Падение силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице. Исцеление скорченной женщины. Тесный путь в Царство Небесное. Угрозы Ирода. Исцеление страдающего водянкой. Притча о любящих первенствовать. Притча о званных на вечерю. Об истинных последователях Христа. Притча о блудном сыне. Притча о неверном домоправителе. Притча о богатом и Лазаре. Учение о браке и о девстве. О силе веры. Исцеление десяти прокаженных. Второе пришествие Христово. Притча о судье неправедном. Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. Богатый юноша. Апостолы наследуют жизнь вечную. Притча о работниках, получивших ровную плату. О предстоящих Христу страданиях. Исцеление Иерихонских слепцов. Посещение Закхея. Притча о десяти талантах. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Иисуса Христа. Ужин в доме Лазаря

Последние дни земной жизни Спасителя .

Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Желание эллинов видеть Иисуса Христа. Великий вторник. Засохшая смоковница. Беседа со старейшинами. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир. О дани Кесарю. Посрамление Саддукеев. О наибольшей заповеди. Обличение книжников и фарисеев. Лепта вдовицы. О Втором Пришествии. Притча о десяти девах. О Страшном Суде. Великая среда. Решение первосвященников убить Христа. Великий Четверток. Тайная Вечеря. Омовение ног. Господь объявляет о предателе. Установление таинства Евхаристии. Спор о старшинстве. Прощальная беседа. Продолжение прощальной беседы. Первосвященническая молитва. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников. Отречение Петра. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Погибель Иуды. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие. Покаяние благоразумного разбойника. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Погребение Господа Иисуса Христа.

Воскресение

Приход жен-мироносиц ко гробу. Явление Господа Марии Магдалине. Подкуп стражи гроба. Явление ученикам на пути в Эммаус. Явление десяти ученикам. Неверие Фомы. Явление при Тивериадском море. Восстановление апостола Петра. Явление в Галилее. Вознесение Господне.

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа
Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель.
(Лука 1:1-4; Иоанн. 20:31).

Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1–4-й стихи первой главы Евангелия от Луки, в которых ап. Лука говорит о тщательном исследовании всего, сообщаемого им, и указывает цель написания Евангелия: Знать твердое основание христианского учения. К этой цели ап. Иоанн Богослов в 31-м стихе 20-й главы своего Евангелия добавляет: «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанн. 20:31).

Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за составление своего Евангелия потому, что к тому времени появилось уже довольно много сочинений подобного рода, но недостаточно авторитетных и неудовлетворительных по содержанию; и он счел своим долгом (из желания утвердить в вере некоего «державного Феофила», а с ним заодно и всех христиан вообще) написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова». Так как сам он был, по-видимому, лишь одним из 70-ти учеников Христовых и потому не мог быть очевидцем всех событий – таких, например, как Рождество Иоанна Крестителя, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, – то он, несомненно, значительную часть своего Евангелия писал со слов очевидцев, то есть на основании предания (вот где видна важность предания, отвергаемого протестантами и сектантами). При этом совершенно несомненным представляется то, что первым и главным очевидцем наиболее ранних событий евангельской истории была Пресвятая Дева Мария, о которой св. Лука недаром замечает дважды, что Она хранила воспоминания обо всех этих событиях, слагая их в сердце Своем (Луки 2:19 и 2:51). Не может быть сомнений, что преимущество Евангелия от Луки перед другими записями, существовавшими до него, в том, что он писал только после тщательной проверки фактов и в строгой последовательности событий. Это же преимущество принадлежит и трем другим нашим евангелистам, так как двое из них – Матфей и Иоанн – были учениками Господа из числа 12, то есть сами были очевидцами и служителями Слова, а третий, Марк, тоже писал со слов ближайшего ученика Господа, несомненного очевидца и близкого участника евангельских событий, – апостола Петра.

Цель, указанная св. Иоанном, особенно ясно видна в его Евангелии, которое полно торжественных свидетельств о Божестве Господа Иисуса Христа, но, конечно, и остальные три Евангелия имеют ту же цель.

Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
(Иоанн. 1:1-14).

В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном рождении Господа Иисуса Христа, св. Иоанн начинает свое Евангелие изложением учения о Его предвечном рождении и воплощении как Единородного Сына Божия. Первые три евангелиста начинают свои повествования с событий, благодаря которым Царство Божие получило свое начало во времени и пространстве, а св. Иоанн, подобно орлу, возносится к предвечной основе этого Царства, созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в «последние дни» (Евр. 1:1) стал человеком.

Второе лицо Пресвятой Троицы – Сына Божия – Иоанн именует «Словом» . Тут важно знать и помнить, что греческое «логос» означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. Поэтому наименование Сына Божия «Словом» значит то же, что и наименование его титулом «Премудрость» (см. Луки 11:49 и ср. Матф. 23:34). Св. Ап. Павел в (1 Кор. 1:24) так и называет Христа – «Божия Премудрость» .

Учение о «Премудрости Божией», несомненно, в том же смысле изложено в книге Притчей (см. особенно замечательное место в (Прит. 8:22-30). После этого странно утверждать, как это делают некоторые, будто св. Иоанн заимствовал свое учение о Логосе из философии Платона и его последователей, в частности, Филона. Св. Иоанн писал о том, что известно ему было еще из священных книг Ветхого Завета и чему он, возлюбленный ученик, научился от Самого своего Божественного Учителя и что было открыто ему Духом Святым.

«В начале было (бе) Слово» означает, что Слово совечно Богу, причем дальше св. Иоанн поясняет, что Слово не отделяется от Бога в отношении Своего бытия и что, следовательно, Оно единосущно Богу, и, наконец, он прямо называет Слово Богом: «И Слово было Бог» . Здесь слово «Бог» употреблено по-гречески без сочлена, и это дало повод арианам и Оригену утверждать, что Слово не такой же Бог, как Бог Отец. Однако это просто недоразумение. На самом деле здесь скрыта глубочайшая мысль о неслиянности лиц Пресвятой Троицы. Отсутствие сочлена указывает на то, что речь идет о том же предмете, о котором говорилось перед тем; поэтому, если бы Евангелист употребил так же сочлен «о Феос» (по-греч.) и во фразе «Слово было Бог» , то получилась бы неверная мысль, будто «Слово» есть тот же Бог Отец, о Котором говорилось выше. Поэтому, говоря о Слове, Евангелист называет его просто «Феос», указывая этим на Его Божественное достоинство, но и подчеркивая вместе с тем, что Слово имеет самостоятельное ипостасное бытие, а не тождественно с ипостасью Бога Отца.

Как отмечает блаж. Феофилакт, св. Иоанн, раскрывая нам учение о Сыне Божием, называет Его Словом, а не Сыном, «дабы мы, услышав о Сыне, не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его Словом, чтобы ты знал, что, как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно».

Слова «всё через Него начало быть» не означают, будто Слово было только орудием при сотворении мира, но что мир произошел от Первопричины и Первоисточника всего бытия (в том числе и Самого Слова) – Бога Отца через Сына , Который Сам по Себе уже есть источник для всего, что начало быть (еже бысть) , но только не для Самого Себя и не для остальных лиц Божества.

«В Нем была жизнь» – здесь подразумевается не жизнь в обычном смысле этого слова, но жизнь духовная , побуждающая разумные существа устремиться к Виновнику их бытия, к Богу. Эта духовная жизнь дается только путем общения и единения с ипостасным Словом Божиим. Следовательно, Слово есть источник подлинной духовной жизни для любой разумной твари.

«И жизнь была свет людям» – здесь имеется в виду, что эта духовная жизнь, происходящая от Слова Божия, просвещает человека полным, совершенным ведением.

«И свет во тьме светит…» . Слово, подающее людям свет истинного ведения, не перестает руководить ими и среди греховной тьмы, но свет тот не воспринят тьмой; люди, упорствующие во грехе, предпочли остаться во тьме духовного ослепления. Но «тьма не объяла его [света]» – не ограничила его действие и распространение.

Тогда Слово предприняло чрезвычайные средства, чтобы приобщить людей, пребывающих в греховной тьме, к Своему Божественному свету: послан был Иоанн Креститель, и, наконец, само Слово стало плотью.

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» – «бысть» по-гречески сказано «эгенето» («стал»), а не «ин», как это сказано о Слове; то есть Иоанн «произошел», родился во времени, а не вечно существовал, как Слово. «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» . То есть пророк Иоанн Креститель не был самобытным светом, но светил лишь отраженным светом Того единого Истинного Света, который Собой «просвещает всякого человека, приходящего в мир» .

Мир не познал Слово, хотя Ему обязан своим бытием. «Пришел к своим» , то есть к избранному Своему народу Израилю, «И свои Его не приняли» , – не все, конечно.

«А тем, которые приняли Его» верою и любовью, Он «дал власть быть чадами Божиими» , то есть даровал им начало новой духовной жизни, которая, как и плотская, тоже начинается через рождение, но рождение не от плотской похоти, а от Бога, силою свыше.

«И Слово стало плотью» . Под плотью здесь подразумевается не одно тело человеческое, но весь, полный человек – в том смысле, в каком слово «плоть» часто употребляется в Священном Писании (например, Матф. 24:22). То есть Слово стало полным и совершенным человеком, не переставая быть, однако, и Богом. «И обитало с нами, полное благодати и истины» . Под благодатью надо подразумевать как благость Божию, так и дары благости Божией, открывающие людям доступ к новой духовной жизни, т. е. дары Святого Духа. Слово, обитая с нами, было преисполнено также и Истины – совершенного ведения всего, что касается духовного мира и духовной жизни.

«И мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» . Апостолы действительно видели славу Его в преображении, воскресении и вознесении на небо; славу в Его учении, чудесах, делах любви и добровольного самоуничижения. Он – «единородный от Отца», ибо только Он один – Сын Божий по существу , по Своей Божественной природе. Этими словами указывается на Его безмерное превосходство над сынами и чадами Божиими по благодати, верующими людьми, о которой сказано выше. (Примечание протопресвитера Михаила Помазанского) .

Внимание каждого христианина, знакомого с Библией, привлекается параллелью между началом ветхозаветной книги «Бытия» и началом Евангелия от Иоанна с первого же их слова. На этой параллели внимание остановим и мы.

«Эн архи» – «В начале» – первые слова обоих священных творений. Греч. «архи» имеет три основных значения: а) начало события или дела, в обычном, простом смысле слова; б) начальствования, господства, или власти: в) и в значении старого времени, прошлого, давнего, а в религиозном смысле – неограниченного временем, вечного.

В подлинном языке книги прор. Моисей применяет это слово в обычном , первом смысле: Бог, прежде всех Своих действий вне Себя, сотворил небо и землю. То же слово стоит первым в Евангелии от Иоанна, но св. апостол возвышает смысл греч. Слово «архи»: «В начале было Слово» – Слово, как личное Божественное бытие, «было в начале» – прежде всякого иного бытия, более того: вне всякого времени, в безграничной вечности. В том же Евангелии еще раз стоит это слово, в таком же значении; приводим этот стих. Когда иудеи спросили Господа: «Кто же Ты?» – «Иисус сказал им: «От начала Сущий, как и сказал вам» – Тин архин, оти кэ лало имин . Так первые книги двух Заветов, ветхого и нового, начинаются одним и тем же выразительным словом; но оно в книге Нового Завета имеет более возвышенный смысл, чем в книге Бытия.

В дальнейшем тексте обеих книг, особенно в первых пяти стихах каждой, замечаем эту внутреннюю связь, пусть – не нарочито проведенную евангелистом, так как проведена она не в точной последовательности, но как связь, сама собой вытекающая из существа этих двух предметов речи. Здесь ясно определяется величие для нас новозаветных событий при сопоставлении их с ветхозаветными. Проводим эту параллель, ставя для ясности на первом месте книгу Бытия, на втором – Евангелие.

Кн. Бытия:

1. «В начале сотворил Бог…» 1. «И сказал Бог: Да будет…»

Евангелие:

1. «В начале было Слово , и Слово было к Богу, и Бог был Слово» . Здесь истина Единобожия возвышается откровением второй ипостаси в Боге, (выражение «было к Богу» поясняется далее, в стихе 16: «Единородный Сын, сущий в лоне Отчем» ).

Кн. Бытия:

2. «Земля же была безвидна и пуста» (безжизненна)…

Евангелие:

2. «Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» . Глагол «сказал» уточняется словами «сказал Словом», участием второй Ипостаси Божественной, Творцом всего мира, исполнителем воли Отца.

Кн. Бытия:

3. «И сказал Бог: Да будет свет» . – Сказано о физическом свете.

Евангелие:

3. «В Том (в Слове) была жизнь» (Противопоставление).

Кн. Бытия:

4 . «И тьма над водами…»

Евангелие:

4. «И жизнь была Свет человеков» . Предмет мысли неизмеримо возвышается , не смотря на обозначение одним и тем же словом.

О, Слове, Сыне Божием: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» – (Противопоставление).

В дальнейших стихах:

Кн. Бытия:

5. О Духе Святом. «И Дух Божий носился над водою…»

Евангелие:

5. Приведены слова Иоанна Крестителя: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа , сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (ст. 31-32, Сопоставление).

Кн. Бытия:

6. «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему…»

Евангелие:

6. О Вочеловечении Слова.

«И Слово стало плотию , и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14, – Сопоставление).

Кн. Бытия:

7. «И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Бытие 2:2).

Евангелие:

7. Пришествие Слова на землю. Слава Спасителя: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. 1:51, – Сопоставление).

Это совпадение то мыслей, то словесных выражений между данными двумя священными книгами Ветхого и Нового Заветов, этот свет первого в церковном понимании Евангелия, падающий на первую книгу пророка Моисея, подтверждается словами самого апостола в той же первой главе его Евангелия: «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произойти чрез Иисуса Христа» (ст. 16-17).

Поэтому нет надобности искать источник для имени «Логос – Слово», твердо вошедшего в христианство. Да это имя-понятие совсем не чуждо вообще Ветхому Завету. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6), – сказано в Псалтири, бывшей в ежедневном чтении иудеев, в древнееврейском ли тексте или в переводе 70-ти.

Но еще яснее для нас светит прощальная беседа Господа с Его учениками. «Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Иоан. 14:24). «Все, что Я слыхал от Отца Моего, сказал вам» (15:15). «Все, что имеет Отец, есть Мое» (16:15). Вот основной предмет этой величественной беседы, как и последовавшей за ней первосвященнической молитвы Господней.

Православная Церковь с любовью восприняла наименование Сына Божия «Словом» и широко пользуется им, но всегда не в одиночном его виде, а с тем или другим его определением, атрибутом: «Бога-Слова родившую» («Достойно есть»): «Единородный Сыне и Слове Божий» (песнь на Литургии); «Вседержителю, Слово Отчее» (в молитвах на сон грядущим).

Архиепископ Аверкий

Руководство к изучению

Священного Писания

Нового Завета

Четвероевангелие

Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа.

Общественное служение Спасителя

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской.

Первая Пасха

Изгнание торгующих из Храма. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Заключение Св. Иоанна в темницу. Беседа с Самарянкой. Прибытие в Галилею и начало Проповеди. Исцеление сына Царедворца. Призвание рыбаков. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петровой. Проповедь в Галилее. Проповедь в синагоге Назарета. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфея.

Вторая Пасха

Исцеление расслабленного у овечьей купели. О равенстве Отца и Сына. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого. Господь избегает известности. Избрание Апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Свет мира. Две меры праведности. Главное - угождать Богу. Молитва «Отче наш». Вечное сокровище. Не осуждать. Постоянство в молитве. Узкий путь. О ложных пророках. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Посольство от Иоанна Предтечи. Обличение нечестивых городов. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев. Ответ Господа искавшим знамения от Него. Женщина прославляет Матерь Христову. Учение Господа Иисуса Христа в притчах. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Притча о невидимо растущем семени. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притча о сокровище, скрытом в поле. Притча о драгоценной жемчужине. Притча о неводе, закинутом в море. О хозяине, хранящем новое и старое. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним. Укрощение бури. Изгнание легиона бесов. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепцов. Вторичное посещение Назарета. Жатвы много, тружеников - мало. Христос посылает Апостолов на проповедь. Усекновение головы Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение пяти тысяч человек. Хождение Господа по водам. Беседа о хлебе небесном.

Третья Пасха

Обличение фарисейских преданий. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление глухого косноязычного. Чудесное насыщение четырех тысяч человек. Обличение фарисеев, просивших знамения. Исцеление слепого в Вифсаиде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Господь предрекает Свою смерть и воскресение. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Именем Христовым творились чудеса. Учение о борьбе с соблазнами. Притча о заблудшей овце. Притча о немилосердном должнике. Христос идет на праздник в Иерусалим. Самаряне не принимают Христа. Послание на проповедь 70 учеников. Господь на празднике Кущей. Суд над прелюбодеицей. Беседа с иудеями в храме. Исцеление слепорожденного. Беседа о добром пастыре. Беседа в праздник обновления. Возвращение 70 учеников. Притча о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Притча о неотступной просьбе. Обличение книжников и фарисеев. Притча о безрассудном богаче. Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина. Притча о благоразумном домоправителе. О разделении среди людей. Падение силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице. Исцеление скорченной женщины. Тесный путь в Царство Небесное. Угрозы Ирода. Исцеление страдающего водянкой. Притча о любящих первенствовать. Притча о званных на вечерю. Об истинных последователях Христа. Притча о блудном сыне. Притча о неверном домоправителе. Притча о богатом и Лазаре. Учение о браке и о девстве. О силе веры. Исцеление десяти прокаженных. Второе пришествие Христово. Притча о судье неправедном. Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. Богатый юноша. Апостолы наследуют жизнь вечную. Притча о работниках, получивших ровную плату. О предстоящих Христу страданиях. Исцеление Иерихонских слепцов. Посещение Закхея. Притча о десяти талантах. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Иисуса Христа. Ужин в доме Лазаря

Последние дни земной жизни Спасителя .

Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Желание эллинов видеть Иисуса Христа. Великий вторник. Засохшая смоковница. Беседа со старейшинами. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир. О дани Кесарю. Посрамление Саддукеев. О наибольшей заповеди. Обличение книжников и фарисеев. Лепта вдовицы. О Втором Пришествии. Притча о десяти девах. О Страшном Суде. Великая среда. Решение первосвященников убить Христа. Великий Четверток. Тайная Вечеря. Омовение ног. Господь объявляет о предателе. Установление таинства Евхаристии. Спор о старшинстве. Прощальная беседа. Продолжение прощальной беседы. Первосвященническая молитва. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников. Отречение Петра. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Погибель Иуды. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие. Покаяние благоразумного разбойника. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Погребение Господа Иисуса Христа.

Воскресение

Приход жен-мироносиц ко гробу. Явление Господа Марии Магдалине. Подкуп стражи гроба. Явление ученикам на пути в Эммаус. Явление десяти ученикам. Неверие Фомы. Явление при Тивериадском море. Восстановление апостола Петра. Явление в Галилее. Вознесение Господне.

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель.

(Лука 1:1-4; Иоанн. 20:31).

Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1–4-й стихи первой главы Евангелия от Луки, в которых ап. Лука говорит о тщательном исследовании всего, сообщаемого им, и указывает цель написания Евангелия: Знать твердое основание христианского учения. К этой цели ап. Иоанн Богослов в 31-м стихе 20-й главы своего Евангелия добавляет: «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанн. 20:31).

Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за составление своего Евангелия потому, что к тому времени появилось уже довольно много сочинений подобного рода, но недостаточно авторитетных и неудовлетворительных по содержанию; и он счел своим долгом (из желания утвердить в вере некоего «державного Феофила», а с ним заодно и всех христиан вообще) написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова». Так как сам он был, по-видимому, лишь одним из 70-ти учеников Христовых и потому не мог быть очевидцем всех событий - таких, например, как Рождество Иоанна Крестителя, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, - то он, несомненно, значительную часть своего Евангелия писал со слов очевидцев, то есть на основании предания (вот где видна важность предания, отвергаемого протестантами и сектантами). При этом совершенно несомненным представляется то, что первым и главным очевидцем наиболее ранних событий евангельской истории была Пресвятая Дева Мария, о которой св. Лука недаром замечает дважды, что Она хранила воспоминания обо всех этих событиях, слагая их в сердце Своем (Луки 2:19 и 2:51). Не может быть сомнений, что преимущество Евангелия от Луки перед другими записями, существовавшими до него, в том, что он писал только после тщательной проверки фактов и в строгой последовательности событий. Это же преимущество принадлежит и трем другим нашим евангелистам, так как двое из них - Матфей и Иоанн - были учениками Господа из числа 12, то есть сами были очевидцами и служителями Слова, а третий, Марк, тоже писал со слов ближайшего ученика Господа, несомненного очевидца и близкого участника евангельских событий, - апостола Петра.

Предисловие -

ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

Введение -

Значение четверичного числа Евангелий -

Смысл выражений: «Евангелие от Матфея», «от Марка» и т. д. -

Взаимоотношение четырех Евангелий по их содержанию -

Характер и особенности каждого из четырех Евангелий -

Евангелие от Матфея -

Евангелие от Марка -

Евангелие от Луки -

Евангелие от Иоанна -

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ВСЕГО ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ С ИЗЪЯСНЕНИЕМ ВАЖНЕЙШИХ МЕСТ

Вступление -

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРИШЕСТВИЕ В МИР ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Предисловие Евангелия: его достоверность и цель -

Предвечное рождение и воплощение Сына Божия -

Зачатие Предтечи Христова Иоанна -

Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия -

Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой -

Рождество св. Иоанна Крестителя -

Родословие Господа Иисуса Христа по плоти -

Рождество Христово -

▪ Откровение тайны воплощения праведному Иосифу -

▪ Обстоятельства и время Рождества Христова -

▪ Обрезание и Сретение Господне -

▪ Поклонение волхвов -

▪ Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение в Назарет -

▪ Отрочество Господа Иисуса Христа -

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

ВЫХОД ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ И СОБЫТИЯ ЕГО ЖИЗНИ ДО ПЕРВОЙ ПАСХИ

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе -

Крещение Господа Иисуса Христа -

Сорокадневный пост и искушение от диавола -

Первые ученики Христовы -

Первое чудо на браке в Кане Галилейской -

ПЕРВАЯ ПАСХА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Изгнание торгующих из храма -

Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом -

Последнее свидетельство св. Иоанна Крестителя об Иисусе Христе -

Заключение св. Иоанна в темницу -

Отшествие Господа в Галилею и беседа Его с самарянкой -

Прибытие Христа Спасителя в Галилею и начало Его проповеди

Исцеление в Кане сына царедворца -

Призвание к апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна -

Сила проповеди Христовой и исцеление бесноватого в капернаумской синагоге -

Исцеление тещи Петровой и многих других -

Проповедь и дела Господа в Галилее -

Проповедь Иисуса Христа в назаретской синагоге -

Исцеление прокаженного -

Исцеление расслабленного в Капернауме -

Призвание Матфея -

ВТОРАЯ ПАСХА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Исцеление расслабленного при Овчей купели -

Учение Господа Иисуса о Своем равенстве Богу Отцу и о всеобщем воскресении и суде -

Срывание колосьев в субботу -

Исцеление сухорукого в субботу -

Большое стечение народа вокруг Господа и обильные исцеления. Господь избегает известности и пророчество о сем -

Избрание двенадцати апостолов -

Нагорная проповедь -

Исцеление прокаженного -

Исцеление слуги капернаумского сотника -

Воскрешение сына наинской вдовы -

Посольство от Иоанна Предтечи к Господу Иисусу Христу и свидетельство Господа об Иоанне -

Обличение нечестивых городов, прославление Бога за открытие истины младенцам и призыв к Себе труждающихся и обремененных -

Прощение грешницы в доме Симона-фарисея -

Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святаго -

Ответ Господа искавшим от Него знамения -

Женщина прославляет Матерь Христову, и Христос отвечает ей. Духовное родство с Господом -

Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах -

▪ Притча о сеятеле -

▪ Притча о плевелах -

▪ Притча о невидимо растущем семени -

▪ Притча о зерне горчичном -

▪ Притча о закваске -

▪ Притча о сокровище, скрытом в поле -

▪ Притча о драгоценной жемчужине -

▪ Притча о неводе, закинутом в море -

Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним -

Укрощение бури на море -

Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской -

Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира -

Исцеление двух слепцов и бесноватого немого -

Вторичное посещение Назарета -

Хождение Господа Иисуса Христа по Галилее с учениками и некоторыми женщинами. Скорбь Его о недостатке делателей на жатве -

Христос посылает двенадцать апостолов на проповедь -

Усекновение главы Иоанна Крестителя -

Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами -

Хождение Господа по водам и исцеление многих больных -

Беседа о Хлебе Небесном — о Таинстве Причащения -

ТРЕТЬЯ ПАСХА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Обличение фарисейских преданий -

Исцеление дочери хананеянки -

Исцеление глухого косноязычного и многих больных -

Чудесное насыщение четырех тысяч народа -

Обличение фарисеев, просивших знамения, и предостережение от закваски фарисейской и саддукейской -

Исцеление слепого в Вифсаиде -

Апостол Петр исповедует от лица всех апостолов Иисуса Христа Сыном Божиим -

Господь предрекает о Своей смерти и воскресении и учит о несении креста -

Преображение Господне -

Исцеление бесноватого отрока: о важности веры, молитвы и поста -

Чудесная уплата церковной подати -

Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном, — Господь ставит дитя в пример ученикам -

Именем Христовым творились чудеса и теми, кто с Ним не ходил -

Учение о борьбе с соблазнами -

Притча о заблудшей овце, о вразумлении заблуждающихся и о значении суда Церкви -

О прощении обид и притча о немилосердном должнике -

Христос отказывается идти на праздник Кущей в Иерусалим вместе с братиями -

Христос идет в Иерусалим с учениками: Самаринское селение отказывается принять Его -

Христос посылает на проповедь семьдесят учеников -

Господь в Иерусалиме на празднике Кущей -

Суд Христа над грешницей, приведенной к Нему фарисеями -

Беседа Господа Иисуса Христа с иудеями в храме -

Исцеление слепорожденного -

Беседа о добром пастыре -

Беседа в праздник обновления -

Возвращение семидесяти учеников -

Притча о милосердном самарянине -

Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии -

Притча о неотступной просьбе -

Обличение книжников и фарисеев -

Притча о безрассудном богаче -

Притчи об ожидании Второго Пришествия Христова: о рабах, ожидающих возвращения господина своего, и о верном и благоразумном домоправителе -

Предсказание Господа о разделении среди людей -

Призыв к покаянию в связи с гибелью галилеян и падением Силоамской башни -

Притча о бесплодной смоковнице -

Исцеление скорченной женщины -

О тесном пути в Царствие Божие -

Христос отвечает на угрозы Ирода и сетует о гибели Иерусалима -

Исцеление страдающего водянкой -

Притча о любящих первенствовать -

Притча о званных на вечерю -

Учение об истинных последователях Христовых -

Притча о блудном сыне -

Притча о неверном домоправителе -

Притча о богатом и Лазаре -

Учение о святости брака и о девстве -

Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди -

Исцеление десяти прокаженных -

Беседа о пришествии Царствия Божия и о Втором Пришествии Христовом -

Притча о судье неправедном -

Притча о мытаре и фарисее -

Благословение детей -

О богатом юноше -

Апостолы, оставившие все ради Христа, наследуют жизнь вечную -

Притча о работниках в винограднике, получивших равную плату -

Господь повторяет предсказание о предстоящих Ему страданиях и воскресении и дает ответ сынам Зеведеевым о первенстве в Его Царстве -

Исцеление двух иерихонских слепцов -

Господь Иисус Христос посещает Закхея -

Притча о десяти минах или о талантах -

Воскрешение Лазаря -

Решение синедриона убить Господа Иисуса Христа -

Вечеря в Вифании в доме Лазаря -

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Вход Господень во Иерусалим -

Изгнание торгующих из храма -

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Проклятие бесплодной смоковницы -

Желание эллинов видеть Иисуса Христа и беседа Господа по этому поводу -

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Засохшая смоковница и поучение о силе вер -

Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть -

Притча о двух сыновьях -

Притча о злых виноградарях -

Притча о званных на брачный пир царского сына -

Ответ Господа о дани кесарю -

Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении -

Беседа о наибольшей заповеди в Законе и о Божественном достоинстве Мессии -

Обличительная речь против книжников и фарисеев -

Лепта вдовицы -

Беседа Господа с учениками на горе Елеонской о Его Втором Пришествии и кончине мира -

Притча о десяти девах -

О Страшном суде -

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом. Помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного и предательство Иуды -

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Тайная Вечеря -

▪ Умовение ног -

▪ Господь объявляет о Своем предателе -

▪ Установление Таинства Евхаристии -

▪ Спор учеников о старшинстве -

▪ Прощальная беседа Господа с учениками -

▪ Продолжение прощальной беседы -

▪ Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа -

Гефсиманский подвиг: моление о чаше -

Предание Иисуса Христа: взятие Его под стражу, меч Петра и бегство учеников -

Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы -

Отречение Петра -

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Приговор синедриона -

Погибель Иуды-предателя -

Господь Иисус Христос на суде у Пилата -

Крестный путь Господа — шествие на Голгофу -

Распятие -

Покаяние благоразумного разбойника -

Богоматерь у креста -

Смерть Христова -

Погребение Господа Иисуса Христа -

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела -

Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другой Марии -

Ложь иудеев и подкуп стражи гроба Господня первосвященниками -

Явление воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус -

Явление воскресшего Господа десяти ученикам в день Воскресения -

Явление воскресшего Господа одиннадцати ученикам в осьмый день по Воскресении и рассеяние неверия Фомы -

Явление воскресшего Господа ученикам при море Тивериадском -

Восстановление апостола Петра в его апостольском достоинстве и предсказание ему мученичества -

Явление воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее -

Вознесение Господне -

Предисловие -

О КНИГЕ «АПОСТОЛ»

Значение наименования «Апостол» -

Состав книги «Апостол» -

О КНИГЕ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

Предварительные сведения. Писатель книги и цель ее написания -

Время и место написания книги Деяний святых апостолов -

Значение книги Деяний святых апостолов -

ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА ИЗ ИУДЕЕВ

Глава первая. Предисловие к книге Деяний. Наставления и обетования Господа пред Вознесением и Вознесение Его. Речь св. апостола Петра об избрании нового апостола на место Иуды и избрание Матфия -

Глава вторая. Сошествие Святаго Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Недоумение народа. Речь св. апостола Петра и ее действие на слушателей. Религиозно-нравственное состояние первой христианской общины в Иерусалиме -

Глава третья. Чудесное исцеление св. апостолом Петром хромого от рождения. Речь св. апостола Петра по поводу исцеления с призывом к покаянию -

Глава четвертая. Заключение свв. апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой. Допрос апостолов в синедрионе, запрещение им проповедывать об имени Иисусове и отпуск их на свободу. Молитва апостолов и ниспослание верующим благодати Святаго Духа. Взаимная любовь членов первой христианской общины -

Глава пятая. История Анании и Сапфиры. Чудеса, совершавшиеся апостолами, и новое гонение синедриона на апостолов: заключение их в темницу, освобождение их Ангелом, проповедь во храме, ответ перед синедрионом, совет Гамалиила и отпуск апостолов на свободу после нанесенного им бесчестия -

Глава шестая. Избрание семи диаконов. Проповедь архидиакона Стефана, суд над ним по обвинению в хуле -

Глава седьмая. Защитительная речь архидиакона Стефана и его мученическая кончина -

Глава восьмая. Великое гонение на Церковь после убиения Стефана. Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона Волхва. Апостолы Петр и Иоанн в Самарии и Симон Волхв. Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы -

Глава девятая. Обращение Савла ко Христу на пути в Дамаск, крещение его и проповедь в Дамаске. Пребывание Савла в Иерусалиме. Св. апостол Петр в Лидде и исцеление им Энея. Пребывание св. апостола Петра в Иоппии и воскрешение им Тавифы -

Глава десятая. Обращение ко Христу первого язычника — Корнилия-сотника после вразумительного видения, бывшего св. ап. Петру -

Глава одиннадцатая. Упреки Петру за общение его с необрезанными и объяснения его. Проповедь христианства вне Палестины, особенно в Антиохии. Варнава и Савл в Антиохии. Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее -

Глава двенадцатая. Гонение на Церковь со стороны Ирода: убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное освобождение его оттуда. Смерть Ирода, изъеденного червями. Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию -

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА СРЕДИ ЯЗЫЧНИКОВ

Глава тринадцатая. Путешествие Варнавы и Савла на Кипр и обращение проконсула Сергия Павла. Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую распоряжение о бичевании Павла и отмена его. Павел перед синедрионом -

Глава четырнадцатая. Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии. Исцеление хромого в Листре и попытка язычников принести апостолам жертву. Гонение на апостолов и их возвращение в Антиохию -

Глава пятнадцатая. Смущение в Церкви Антиохийской и апостольский собор в Иерусалиме. Отправление апостола Павла во второе миссионерское путешествие -

Глава шестнадцатая. Второе миссионерское путешествие св. апостола Павла. Павел в Листре и Дервии и обрезание Тимофея. Путешествие до Троады. Видение мужа-македонянина и путешествие в Македонию. Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицательного духа. Заключение Павла и Силы в темницу, чудесное освобождение и обращение темничного стража -

Глава семнадцатая. Павел и Сила в Фессалонике и Верии. Св. апостол Павел в Афинах и речь его в Ареопаге -

Глава восемнадцатая. Св. апостол Павел в Коринфе. Отпльггие его в Иерусалим через Ефес. Начало третьего апостольского путешествия. Проповедь Аполлоса -

Глава девятнадцатая. Третье апостольское путешествие св. апостола Павла: прибытие его в Ефес, крещение учеников Иоанновых. Чудеса Павла в Ефесе и их действие. Предположения Павла о дальнейшем путешествии. Мятеж в Ефесе против христиан, произведенный Димитрием серебряником, и укрощение его -

Глава двадцатая. Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Троады. Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде. Дальнейшее путешествие до Милита. Прощальная речь Павла к пресвитерам ефесским -

Глава двадцать первая. Путешествие Павла от Милита до Кесарии. Павел в Кесарии и пророчество о предстоящих ему узах. Прибытие Павла в Иерусалим, возмущение против него иудеев и его узы -

Глава двадцать вторая. Речь св. апостола Павла к народу о своем обращении и призвании к апостольскому служению. Крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его. Павел перед синедрионом -

Глава двадцать третья. Апостол Павел пред синедрионом и распря между его обвинителями. Явление ему Господа Иисуса. Умысел иудеев убить Павла. Отправление Павла в Кесарию к прокуратору Феликсу -

Глава двадцать четвертая. Апостол Павел пред судом прокуратора Феликса. Защитительная речь апостола Павла. Отсрочка решения. Беседа Павла с Феликсом и Друзиллою и прибытие нового прокуратора -

Глава двадцать пятая. Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалоба ему на апостола Павла со стороны иудеев. Апостол Павел на суде перед Фестом. Царь Агриппа II и Вереника в Кесарии и желание их слушать апостола -

Глава двадцать шестая. Защитительная речь св. апостола Павла пред Агриппою, Фестом и другими с изложением обстоятельств своей жизни и обращения ко Христу. Мнение Агриппы и присутствовавших о деле Павла: признание его невинным -

Глава двадцать седьмая. Путешествие св. апостола Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских, от Мир до Крита и предостережение Павла, которое не было принято во внимание. Сильная буря от Крита до Мальты, корабль на мели, спасение вплавь на берег -

Глава двадцать восьмая. Гостеприимство иноплеменников на острове Мелит. Ехидна, не причинившая вреда Павлу. Исцеление Павлом многих больных и дальнейшее путешествие. Прибытие в Рим. Двукратная беседа Павла с римскими иудеями. Заключение книги Деяний апостольских -

СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ

Значение наименования некоторых посланий «соборными» -

Соборное послание св. апостола Иакова -

Первое соборное послание св. апостола Петра -

Второе соборное послание св. апостола Петра -

Первое соборное послание св. апостола Иоанна Богослова -

Второе соборное послание св. апостола Иоанна Богослова -

Третье соборное послание св. апостола Иоанна Богослова -

Соборное послание св. апостола Иуды -

ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Важное значение этих посланий и трудность их изучения -

Связь учения св. апостола Павла с его жизнью -

Жизнь и личность св. апостола Павла -

Число посланий св. апостола Павла -

Значение посланий св. апостола Павла и предмет их -

Послание святого апостола Павла к Римлянам -

Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам -

Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам -

Послание святого апостола Павла к Галатам -

Послание святого апостола Павла к Ефесянам -

Послание святого апостола Павла к Филиппийцам -

Послание святого апостола Павла к Колоссянам -

Первое послание святого апостола Павла к Солунянам -

Второе послание святого апостола Павла к Солунянам -

ПАСТЫРСКИЕ ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Первое послание святого апостола Павла к Тимофею -

Второе послание святого апостола Павла к Тимофею -

Послание святого апостола Павла к Титу -

Послание святого апостола Павла к Филимону -

Послание святого апостола Павла к Евреям -

АПОКАЛИПСИС ИЛИ ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА

Значение Апокалипсиса и интерес к нему -

О писателе Апокалипсиса -

Время и место написания Апокалипсиса -

Главный предмет и цель написания Апокалипсиса -

Взгляд Церкви на содержание Апокалипсиса -

Правила для толкования Апокалипсиса -

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР АПОКАЛИПСИСА

Глава первая. Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну -

Глава вторая. Наставления малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской -

Глава третья. Наставления малоазийским церквам: Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской -

Глава четвертая. Второе видение: видение Бога, сидящего на престоле, и Агнца -

Глава пятая. Продолжение второго видения: запечатанная книга и Агнец, как бы закланный -

Глава шестая. Вскрытие Агнцем печатей таинственной книги: первая — шестая печати -

Глава седьмая. Явление после вскрытия шестой печати: запечатленных на земле и облеченные в белые одежды на небе -

Глава восьмая. Снятие седьмой печати и гласы труб Ангельских: первой — четвертой -

Глава девятая. Гласы пятой и шестой труб Ангельских: саранча и конное войско -

Глава десятая. Об облеченном в облако и радугу Ангеле, предвозвещающем о кончине -

Глава одиннадцатая. Пророчества о храме, о Енохе и Илии, трубный глас седьмого Ангела -

Глава двенадцатая. Третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения -

Глава тринадцатая. Зверь-антихрист и его пособник — лжепророк -

Глава четырнадцатая. Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и Страшным судом: хвалебная песнь праведников и Ангелы, возвещающие судьбы мира -

Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв -

Глава шестнадцатая. Семь Ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю -

Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих -

Глава восемнадцатая. Падение Вавилона — великой блудницы -

Глава девятнадцатая. Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних -

Глава двадцатая. Всеобщее воскресение и Страшный суд -

Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли — Новый Иерусалим -

Глава двадцать вторая. Заключительные черты образа Нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать Заповеди Божии и ожидать Второго Пришествия Христова, которое будет скоро