Особенности обучения в китае. Особенности системы высшего образования китая. Китайские детские сады

Образование в Китае в настоящий момент в общем и целом копирует западные модели, но имеет ряд существенных особенностей.

Как известно, в мире существует два варианта развития образования, как школьного так и высшего. Первый, когда сразу сделали хорошо и потом просто развивали, и примеры здесь Великобритания, США и Сингапур, и второй, когда сначала все получилось отвратительно, что потом приходится все ломать и переделывать, как в России и Китае.

Образование в Китае развивалось сложно. Мы не будем брать древнюю историю и средние века, а начнем сразу с 20 века, когда в Китае начали появляться университеты под влиянием британского доминирования в регионе. С пришествием коммунистов к власти в 1949 году, Китай, ранее бывший, по сути, протекторатом Великобритании сменил курс на сотрудничество с Советским Союзом, переняв образовательную систему союзника — гуманитарные науки были задвинуты, и в приоритет были поставлены физико-математическая и естественная сфера, как в школе так и в звене высшего образования.

Далее, с началом «Культурной революции» в Китае в 1966 году, все ведущие специалисты ВУЗов были разогнаны товарищем Мао Цзедуном по подозрению в контрреволюции, школы и институты массово были закрыты, а дружба с СССР прекращена. Ситуация самодурства изменилась только со смертью диктатора и приходом к власти главного китайского реформатора Дэна Сяопина в 1977 году, который, по большому счету, и начал формирование образовательной системы Китая в её современном виде.

Общие факты об образовании и грамотности в Китае

Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев — письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений — около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость.

Дошкольное и школьное образование в Китае

Обучение в Китае начинается для ребенка с трех лет, когда он идет в детский сад и заканчивает его в 6. Потом школа, которая делится на начальную — 6 лет, среднюю — 3 года, и старшую — также 3 года. В Китае установлено обязательное 9-летнее образование, после которого школьник может продолжить обучение в школе и поступать в университет или сразу пойти учиться в технический колледж, которые очень распространены в Китае в связи с большим дефицитом и дороговизной университетов. Для всего этого ему нужно сдать гаокао — китайский аналог ЕГЭ.

Обязательные предметы в школе Китая аналогичны предметам других развитых стран: языки, биология, математика, физика и тд. Сильный упор делается на приглашение иностранных учителей для преподавания английского языка. Европейская внешность учителя в Китае — гарантия достойной зарплаты.

Школьное образование в Китае минимально платное — нет сборов за само обучение, но есть на текущие расходы (транспорт, питание…).

Университеты в Китае

Как уже было отмечено, высшее образование является невероятно престижным для китайских семей. Накопить денег и отдать ребенка в университет, будь то китайский или зарубежный, является целью жизни абсолютного большинства родителей. Да, высшее образование в Китае платное, и для семьи, живущей в деревне и возделывающей рис на плантациях, плата является абсолютно неподъемной, несмотря на то, что китайское правительство пытается развивать систему грантов и целевого обучения, где государство оплачивает учебу, а выпускник потом должен отработать определенный срок в указанном государственном учреждении.

Китайская система ВУЗов Китая реформируется на протяжении последних 40 лет — многие неэффективные институции были закрыты, реорганизованы или объединены с другими. Стоимость обучения повышалась, а количество иностранных приглашенных преподавателей и менеджеров росло в геометрической прогрессии.

Университетская система Китая заимствована с Запада — поступление происходит по результатам тестирования, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и около 3 лет, если вы хотите стать доктором наук. Приоритетным в Китае является техническое, естественно научное образование в связи с лучшими гарантиями трудоустройства. Гуманитарные и общественные науки имеют второстепенное значение.

В 1993 году китайским правительством был составлен рейтинг 100 ВУЗов Китая, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, также была создана Лига C9 лучших китайских университетов — Пекинского, Шанхайского, Харбинского политехнического, Нанкинского и других по аналогии с американской Лигой Плюща. Субсидирование этих ВУЗов составляет примерно 10% процентов от общего бюджета, расходуемого на университеты в Китае. 10% — это много.

Многие указывают на большую коррумпированность сферы высшего образования в Китае, хотя правительство всеми силами (в том числе казнями) пытается бороться с кумовством и взяточничеством. Так как конкурс на поступление в китайский ВУЗ в среднем составляет 200-300 человек на платное место, что невероятно даже для Гарварда, связи имеют колоссальное значение.

Тенденции образования в Китае

Китай, будучи социалистическим государством активно поощряет открытие частных школ и университетов, что связано с попытками за счет частной инициативы закрыть огромный дефицит образовательных учреждений Китая и поднять уровень грамотности. На настоящий момент в Китае порядка 70 тысяч НОУ (некоммерческое учебное заведение), которые получают гранты и субсидии от государства.

Вторым моментом является то, что Китай вестернизируется. Там регулярно проходят реформы упрощения китайского языка, что должно повысить грамотность и сделать доступным письмо и чтение для многих, а также Китай последние 20 лет стимулирует своих абитуриентов и студентов учиться и доучиться за рубежом, чаще в англоязычных странах.

Использованы материалы сайта экономическое-развитие-китая.рф; chinahighlights.com; UNESKO World Data on Education; economist.com

Грандиозные темпы становления КНР за последние десятилетия порождают много дискуссий среди современного общества, появляется все больше гипотез и предположений об истоках небывалого экономического прогресса Китая. Безусловно, это не могло произойти спонтанно и без участия настоящих профессионалов в своем деле. Нам предстоит понять, как появляются лучшие сотрудники, которые ведут свою страну к процветанию.

С самого детства китайцы упорно трудятся и работают, чтобы достичь успеха, ведь это у них в крови. Они верят, что ничего не дается без усердного труда и постоянной работы над собой. Китайцы никогда не останавливаются на полпути, для них главное – результат, и не просто результат, а самый лучший. Например, во время Олимпиады китайцы всегда стремятся получить именно золото, не получил золото – проиграл.

Но конечно же важную роль в формировании экономики страны сыграло государство. Оно правильно определило приоритеты: большая часть государственного бюджета вкладывалось в образование в Китае. Как известно, в начале девяностых лишь четыре процента населения имело высшее образование, всего лишь 12 процентов получили аттестат старшей школы, и целых одиннадцать процентов не имело образования вовсе. Выдающихся исследователей можно было посчитать на пальцах, а о престижных вузах, победах в различных олимпиадах и состязаниях можно было только мечтать.

Преимущества Китайского образования

Что же такое произошло, что превратило в Китай в самую быстроразвивающуюся страну, которая перегнала США по количеству запусков в космос, которая стала самостоятельно выпускать оригинальную и качественную продукцию и которая превратилась в мировой центр передовых исследований и новаторских проектов? В 1998 г. был подписан “Закон о высшем образовании КНР”, который превратил вузы Китая в университеты с мировым уровнем образования, с лучшими профессорами и с уникальными лабораториями, благодаря которым Китай теперь по праву можно назвать инновационным чудом.

В настоящее время каждый гражданин КНР понимает, что неимение диплома – невозможность нормальной и счастливой жизни, невозможность реализовать себя в будущем. Вследствие чего с раннего детства сокровенной мечтой каждого ребенка становится качественное образование. Принимая во внимание невероятное усердие и старание, школьники, а потом и студенты безумно много учатся и воспринимают огромные пласты информации каждый день.

Непросто и родителям учащегося. Бюджетное обучение оплачивается всего лишь девять лет, все остальные годы обучения полностью лежат на плечах родственников. Многие берут образовательные займы только для того, чтобы ребенок учился в достойном университете.

Особенности образования в Китае

Концепция образования в Китае заключается в том, чтобы каждый учащийся стал значимым человеком в обществе и добился в жизни всего. Поэтому каждый маленький китаец уже знает что такое усиленное изучение, девять уроков каждый день, “свободное время” в библиотеке и миллион репетиторов. И все это сопровождается железной дисциплиной: всего за 12 пропусков – отчисление, за употребление алкоголя в стенах вуза также выгоняют со строгим выговором. Учеба для китайцев так же как спорт – неизменная часть непростой жизни.

Совсем еще юные китайские школьники после 7 лет кропотливой учебы сдают экзамены, от которых зависит их дальнейшее будущее. В случае провала учащийся не сможет поступить в университет и получить хорошее трудоустройство в дальнейшем. На одно место в китайских вузах претендует больше двухсот абитуриентов. Очень большое количество учащихся не могут выдержать такого давления и не могут набрать необходимый балл. Для подобных ситуаций существует только единственный выход – обучение ребенка за рубежом. Однако по статистике больше половины ребят, которые едут учиться за границу, собираются после обучения вернуться в родные края, а сорок процентов думают некоторое время поработать в чужой стране, а уже потом вернуться в Китай.

Обучение в Китае для иностранцев

Для иностранцев же обучение в Китае выглядит совсем по-другому. Более чем четырехсот тысяч студентов из разных стран (России, США, Южной Кореи, Японии, Казахстана и др.) учатся в Китае, но совершенно на других условиях. КНР ежегодно предоставляет гранты на обучение для иностранных студентов. Почему? Потому что чем больше студентов из других стран, тем выше рейтинг университета, потому что это важно для развития бизнеса с другими государствами, а также для поддержания дружеских международных отношений и распространения китайской культуры.

На этом отличия не заканчиваются. В отличии от китайцев, иностранные студенты живут в комнатах по 2-4 человека в более комфортных условиях, тогда как китайцы в комнатах, рассчитанных на шесть человек.

Зато в обучении у иностранных студентов никаких привилегий нет. Китайские преподаватели не дают поблажки ленивым студентам, да и сами студенты относятся к таким личностям с недопониманием. Учеба – серьезный процесс, где важны знания и дисциплина. Помимо этого за плохую успеваемость могут отчислить.

Бесспорно, Китай стремится с каждым днем улучшать качество образования населения и растить интеллектуальную элиту страны. Всей планете остается лишь завороженно следить за прогрессом и учиться самому лучшему в этом неподражаемом и передовом государстве.

Китай и Россия: сравнение современного высшего образования

Современное высшее образование России и Китая невозможно сравнивать между собой, настолько разный подход к учебному процессу в странах на сегодня. Пожалуй, китайская версия больше похожа на тот вариант, что был в нашей стане в советское время. Это строгость в отношении обязательного посещения занятий, требовательность в отношении четкого выполнения заданий по установленным срокам, тщательное соблюдение дисциплинарных норм.

Но не следует думать, что современное образование в Китае – это исключительно скачок назад. Наряду со всем вышеперечисленным имеются все признаки инноваций и технологий, применяемых в передовых странах света. Это современные лаборатории, высокотехнологичные обучающие программы и новейшее оборудование.

Кроме того, обучающимся предоставлена возможность проживания в кампусах при ВУЗах, оборудованных тренажерными залами, кафе и всем необходимым. Фактически у проживающих студентов нет необходимости выходить за их границы. Все это может стать ближе с China campus network.

Ведущие университеты

Более пятидесяти университетов Китая являются участниками мирового ТОП-500, который ежегодно подводит свои итоги, выбирая самые лучшие по всем показателям учебные заведения. Причем два пекинских находятся в первых пяти десятках перечня. Это показатель того, как ценится высшее образование в Китае на уровне мировых сообществ.

Желая обрести диплом впервые или уже второе высшее образование в Китае, можно выбрать любой из сотен ВУЗов, отдавая предпочтение определенным направлениям и месторасположению. Одинаково качественным оно будет в престижных столичных заведениях, расположенных в мегаполисах, или в бюджетных городах.

Введение

Система Образования прочно вошла в нашу жизнь, ведь чтобы достичь определенных успехов и целей, уважаемый себя человек должен иметь высшее образование.

Система образования в каждой стране развивалась по-разному. Особенно бурное развитие в сфере образования за последнее время произошло в странах Азии.

Западную Европу уже охватил "восточный" бум - молодежь учит китайский, японский, монгольский языки, изучает культуру и традиции этих стран. Тем более что крупная азиатская страна Китай - наш сосед, и его влияние в мире с каждым годом растет. Так что изучение восточных языков -становится все более актуальным, и это не только дань моде, но и шанс получить хорошую работу. В Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских - около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов ("лаовайлюсюэшэн").

Особенности системы высшего образования Китая

Система высшего образования в Китае включает университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Большая часть университетов и колледжей действует под контролем Министерства образования страны - независимая организация, главная задача которой - организация и проведение первого цикла оценки на основе руководств, положений и критериев оценки Министерства образования и других образовательных учреждений. В настоящее время создано более 20 подобных агентств провинциального (регионального) уровня.

По результатам анализа системы высшего образования КНР можно сделать вывод, что это тщательно контролируемая и активно поддерживаемая государством стратегическая отрасль, получившая динамичное развитие в последние десятилетия реформ в республике. Хотя остаются ВУЗы, управляемые органами власти провинций и городов.

Интересно заметить, что в Китае университеты объединяются путем так называемого «слияния». Так Пекинский университет был слит с медицинским (Пекинская медицинская академия). Слияние вузов позволило осуществить глубокие перемены в системы образования, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса.

ВУЗы страны обеспечивают три уровня высшего образования:

Первая ступень предполагает 4-5 лет обучения и заканчивается присвоением степени бакалавра.

Вторая - рассчитана на 2-3 года обучения и завершается присвоением степени магистра (Magister).

Третья ступень предполагает 3 года обучения и завершается присвоением степени доктора. Ее получение предполагает сдачу экзаменов по основным предметам учебного курса и выполнение самостоятельного исследовательского проекта.

Поступление в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.д. Платное образование преобладает, но на «платные места» абитуриенты поступают на общих основаниях. Иногда за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Тем не менее, у наиболее одаренных студентов остается возможность получить высшее образование бесплатно.

Интересно, что в зависимости от результатов, полученных на едином выпускном школьном экзамене (что-то вроде нашего ЕГЭ, который проводится в КНР одновременно по всей стране в мае), абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, который по категории в иерархии вузов соответствует набранным баллам, т.е. «высшей категории» или «категории провинциального уровня», «городского уровня» и т.д.

Учебный год к университетах Китая разделен на 2 семестра - осенний и весенний. Осенний начинается в сентябре, весенний - в марте. Летние каникулы июль и август, зимние - в период китайского Нового Года (конец января - февраль). Регистрация кандидатов на учебный год проходит с февраля по июнь.

Система высшего образования Китая уже сегодня может похвастаться международным авторитетом. Китайские выпускники работают в ведущих научных учреждениях в Северной Америке, Европе, Японии, Австралии и других странах. Ежегодно около 20 тысяч выпускников вузов Китая продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. Много китайских студентов работает в Силиконовой долине, Уолл-стрит, преподает в университетах мирового класса. Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией и другими.

Уже многие десятилетия развития системы высшего образования КНР проявляется ее главная особенность - серьезное преобладание в вузовских программах естественно-технических и прикладных дисциплин, порядка 60% (к примеру, в США данный показатель равен 14%, в Японии - 26%). Таким образом, если сравнить Китай с развитыми странами, то гуманитарии составляют относительно малую часть студенчества, за исключением, возможно, социологов. Данный факт можно объяснить в основном потребностями экономики.

Отличием также можно назвать и тот факт, что практически во всех университетах страны готовят специалистов по сельскому хозяйству (около 10% студентов). Не случайно весь мир говорит об успехах китайской аграрной науки.

Высокий уровень образования в ведущих ВУЗ-ах КНР признает и международное сообщество. Так, исследовательская структура международного высшего образования QS 8 сентября 2010 г. опубликовала новый рейтинг ведущих вузов мира, куда в первую 50-ку попали Сянганский университет, Сянганский университет науки и технологий, Сянганский университет китайского языка и Пекинский университет. Университет Цинхуа разместился на 54-й строчке, Тайваньский университет занял 94-е место. Сянганский университет впервые опередил Токийский и занял первое место среди высших учебных заведений Азии.

китай образование оценивание аспирантура

Китай до сих пор не может сравниться по популярности с такими лидерами на рынке образования, как Великобритания, США и Германия, но огромный потенциал страны, невысокая стоимость обучения и возможность стать специалистом со знанием восточного языка открывает большие возможности для построения карьеры.

Преимущества и недостатки

Плюсы

  1. Китай является одним из важных партнеров России, и роль страны на мировой арене только укрепляется, поэтому получить образование в Китае и выучиться китайский язык — очень дальновидный шаг для молодых карьеристов.
  2. Низкая стоимость высшего образования и возможность получит стипендию.
  3. Широкие возможности и для тех, кто хочет построить карьеру в бизнесе, и для тех, кто планирует заниматься наукой.

Минусы

  1. Китайское образование не такое престижное, как американское и европейское.
  2. Для обучения на многих программах нужно хорошо знать непростой китайский язык.
  3. Плохая экология в крупных городах и своеобразная китайская культура.

Система образования КНР полностью контролируется государством, даже на уровне частных высших школ. Низшие ступени системы были построены по советскому образцу, вплоть до начала учебного года в сентябре.

Базовое образование

Школьное образование разделяется на начальное, неполное среднее, среднее. Из начальной школы (1-6 класс) дети переходят в среднюю школу автоматически, без экзаменов. Еще три года понадобится школьнику, чтобы получить неполное среднее образование. После этого многие школьники заканчивают учебу, начиная работать, поступая в средние технические училища, техникумы. Желающим получить полное среднее образование - предстоит три года учебы, выпускной экзамен. Программы средних школ общие для всей страны, как и перечень учебных дисциплин.

Для иностранцев открыты не все средние школы страны, их перечень утверждается Министерством образования КНР. Основой образования для промышленности стала огромная сеть профессионально - технических училищ, техникумов, специализированных средних колледжей. В них большее внимание уделяется теоретическим дисциплинам, необходимым для конкретной специальности, практическому обучению профессии, производственным стажировкам. Всех специализированных среднетехнических учебных заведений - более двенадцати тысяч, к ним относятся и школы профессиональной ориентации.

Высшее образование КНР

В отличие от средней школы, высшее образование перестроено по международным образцам. Лучшие университеты проводят обучение на английском языке (параллельно с китайским), приглашают западных профессоров, применяют современные методики. Одновременно с перестройкой высшего образования были разрешены частные высшие школы, которых за короткое время открылось более полутора тысяч (более 50% образовательного сектора).

К лучшим ВУЗам страны относится Пекинский Университет, крупнейший в Китае. Разветвленная структура университета включает 12 факультетов, 31 колледж, общее число студентов превышает 46000. В различных рейтингах Пекинский университет ставится на первое место в Азии (делит его с Токийским университетом), входит в мировую двадцатку.

Шанхайский университет немногим уступает Пекинскому по количеству студентов (43000), превосходит его по количеству факультетов (23 факультета), предлагает 59 докторских программ, 148 магистерских специальностей.

Считается, что в Шанхае лучший в стране уровень преподавания права, экономики, управления и менеджмента.

Несмотря на отсутствие теоретических ограничений, иностранцев принимают не все ВУЗы Китая. Иностранные студенты обучаются только в 450 из двух тысяч государственных вузов.

Во всех высших школах обучение платное. По европейским меркам, его стоимость невысока - около 32000 юаней в год (менее $5000). Кроме того, правительство выделяет для иностранцев 10 тысяч грантов. Тем не менее, поступить в университет очень трудно - требуется сдать экзамены по семи дисциплинам, среди которых труднейшим для иностранцев становится китайский язык. Для учебы на английском языке нужен международный сертификат. Конкурсы ВУЗов огромны, доходят до сотен претендентов на одно место.

Лучшим путем для поступления считается предварительная учеба на подготовительном отделении, к которой часто прибегают и перед поступлением в магистратуру для продолжения образования после российского вуза. Также существуют компании, которые предлагают пройти обучение за счет грантов, что сильно экономит бюджет и упрощает процедуру поступления. Самой известной является mychina.org.

Стоимость жизни во время учебы несравнима с американскими, европейскими реалиями. Даже в самых дорогих городах достаточно десяти долларов в день, но возможности поиска дополнительной работы крайне ограничены.

Полезные ссылки

Образование в Китае в наши дни

Кратко рассмотрим образование в Китае в наши дни .

Право на получения образование простые люди получили только с 1949 года, то есть со времени образования КНР.

В древности, основной целью образования было воспитать чиновников, так как люди, сдающие экзамены, имели право занимать государственные должности.

В настоящее время образование делится на несколько ступеней : начальное образование, среднее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.

Согласно закону об обязательном образовании в КНР (义务教育法), в настоящее время обязательным считается девятилетнее образование. Стоит отметить, что в 80-е годы обязательным считалось только начальное образование, 6-летнее.

Начальное образование (初等教育) в Китае предполагает 6-летнее обучение. Курс обучения включает в себя такие предметы, как математика, история, природоведение, музыка, рисование, физкультура и др., а также воспитывают у учащихся любовь к родине и уважение к социализму.

Среднее образование (中等教育) состоит из двух этапов (初中 и 高中), каждый по три года. К вышеперечисленным предметам добавляются еще иностранный язык, политика, география, физика, химия и др.

Среднее профессиональное образование (中等职业技术教育) представлено профессиональными училищами (中等专业学校), техникумами (技工学校) и профессиональными школами (职业学校). Срок обучения от 2 до 4 лет, на некоторых специальностях до 5 лет (например, медицина). Набор изучаемых предметов полностью зависит от выбранной специальности – финансы, медицина, сельское хозяйство, кулинарное искусство, техника, туризм и так далее. По окончании, многие выпускники получают работу по распределению в различные учреждения, в зависимости от выбранной специальности.

Высшее образование (高等教育) построено по принципу болонской системы, но при этом Китай в этой системе не участвует. Продолжительность обучения – 4 года. Выпускники выходят бакалаврами. Магистратура – еще два (или три) года (бакалавриат – 本科, магистратура – 专科).

В Китае существует два уровня образования для аспирантов – аспирантура и докторантура. К аспирантам (кандидатам – 硕士) и к докторам (博士) предъявляют различные требования. Кандидаты должны любить Родину, быть высоконравственными, владеть одним иностранным языком, и уметь вести научно-исследовательскую деятельность. Срок обучения на аспирантуре – 2-3 года. Требования к докторам в чем-то совпадает с требованиями к аспирантам, отличие только в том, что доктора должны овладеть двумя иностранными языками и вести какую-либо научно-исследовательскую деятельность.

По форме обучения аспиранты делятся на два типа: с отрывом от производства и без отрыва от производства (днем работают, вечером и в выходные учатся).

Также стоит обозначить еще один вид образования – повышение квалификации или высшее образование для тех, кто уже работает (成人教育). В принципе, это может относиться и к вышеуказанным аспирантам. Из-за того, что днем они работают, а по вечерам и выходным учатся, этот вид образования еще называют 夜大学.

Сейчас в Китае много онлайн-университетов. Получить высшее образование можно не выходя из дома.

В последние годы государство уделяет образование все больше и больше внимания. На его развитие ежегодно тратятся огромные деньги.

StudyChinese.ru

Образование может быть одним из самых влиятельных сил в современном обществе. Хорошее образование, которое лелеет интеллект и любопытство может повлиять на детей, как только они приходят в школу.

Китай, с самым большим населением в мире, предоставляет своим гражданам разнообразную систему школьного образования: государственные школы для студентов всех возрастов, специализированные школы для инвалидов, частные школы и профессионально-технические учебные заведения, и многие другие учреждения в области образования, включая университеты.

Однако, так как он создается под влиянием принципиально иной культуры, некоторые структурные аспекты системы образования Китая могут показаться странными для иностранного взгляда и анализа. Вот некоторые сравнения между системами образования Китая и Америки.

Уровни образования в Китае

Система образования Китая состоит из трех основных уровней: первичное, вторичное и «послешкольное». Начальное образование является тем, что обычно мы называем начальными классами. Средняя школа делится на нижний уровень и верхний. Это эквивалентно средней школе. Разделение данных уровней схематически выглядит: 6-3-3, где с 1 класса по 6 будет принадлежать начальной школе, с 7 по 9 в другой, и с 10 по 12, включающий среднюю школу.

В США например, 1-го по 8 классов помечены и относительны годам учёбу. Они строятся по принципу -«первокурсник», «второкурсник», «младший» и «старший». «Китай имеет каждый класс с именем по чину в их образовательной подгруппе. Седьмой класс известен как 初一, восьмой является 初二 и девятый 初三. («一», «二», и «三» «один», «два» и «три» по-китайски.)

Требуется уровень образования

В отличие от США, где законы об обязательном образовании требуют от студентов необходимости оставаться в школе от 16 до 18 лет, все студенты в Китае обязаны пройти по крайней мере девять лет обучения. либо студенты могут выбрать, чем хотят заниматься в дальнейшем.

Школьный день

В Соединенных штатах, в то время, когда студенты торопятся выбежать из аудитории во время перемены, в Китае преподаватель решает, когда вы уйдете с урока. В отличие от американских школ, где образованием предусмотрено выбор факультативных занятий, выбирая биология или химия, студенты в Китае не выбирают одни и те же классы, вплоть до средней школы.

График учебного дня, также варьируется. В то время как в Америке, как правило, школа начинается в 8 и заканчивается где-то около 3, то для Китая предлагается вариант вечерние сессии, в течение средней и высшей школы.

В ходе подготовки к тестированию в университетах, студенты часто используют это время для самостоятельного изучения или пользуются репетиторами. Период обеда, также больше, чем у американских школ; некоторые китайские средние школы и средние школы предлагают перерывы на обед в течение дня, который может охватывать до двух часов.

Среднее образование в школах Китая

Китайское среднее образование уникально тем, что помимо традиционных, детям стараются привить моральные устои и помогают раскрыть творческий потенциал.

В Китае все дети в возрасте 6 лет должны идти в школу. Сначала они учатся шесть лет в начальной школе, потом еще три года в средней школе первой ступени. Это обязательное образование для всех. После окончании средней школы первой ступени можно поступать в среднюю школу высшей ступени, где учатся три года. Правда, для этого нужно сдать вступительные экзамены.

Государственные школы в Китае ориентированы на китайских детей, но некоторые из них имеют право принимать и иностранных учащихся.

В таком случае обучение будет платным, около 5 тыс. долл. за семестр. Обучение ведется на китайском языке, поэтому для поступления нужно сдать экзамен по китайскому, английскому и математике.

Кроме того, иностранным учащимся придется сначала год проучиться на подготовительной программе. Обойдется это, в среднем, в 28 тыс. юаней (4500 долл.) за семестр. Столько же стоит и семестр обучения по школьной программе после зачисления.

Как правило, китайские школы с международными отделениями для иностранцев расположены в крупных городах, особенно в Пекине и Шанхае. Учатся там, в основном, дети работников международных компаний.

Среди государственных школ Китая, принимающих иностранцев, Пекинская Средняя Школа имени Первого Октября, Средняя Школа при Народном Университете Китая, Пекинская Средняя Школа №4, Средняя Школа №2 при Восточно-Китайском Педагогическом Университете (Шанхай), Средняя школа при Фуданьском университете в Шанхае и Средняя Школа при Шанхайском Университете Цзяотун.

Частные школы

Есть в Китае и частные школы, и они пользуются большей популярностью у иностранцев.

Одна из лучших — школа-пансион Beijing New Talent Academy. Принимают сюда детей в возрасте от 18 месяцев (при школе есть детский сад) до 18 лет. Обучаться можно на китайском языке вместе с китайскими детьми или в существующем при школе Cambridge International Centre на английском по британской образовательной программе. Для поступления в школу нужно сдать экзамены по китайскому, английскому и математике. Если ребенок поступает в Cambridge International Centre, то нужно сдать экзамен по английскому и математике в соответствии с требованиями британской программы. Дети, которые учатся на английском, все равно изучают китайский язык и культуру.

Стоимость обучения в Beijing New Talent Academy — 76 тыс. юаней в год при обучении на китайском (12 тыс. долл.) и 120 тыс. юаней на англоязычной программе (20 тыс. долл).

Если американская система ближе, чем британская, можно выбрать Saint Paul American School в Пекине. Обучение в ней ведется по американской образовательной программе с обязательным изучением китайского языка и культуры.

В целом, государственные и частные школы Китая, принимающие иностранцев, ориентированы на детей, чьи родители проживают в стране, хотя многие школы имеют пансион. Большинство учеников международный программ в китайских школах — это дети экспатов. Почти все школы требуют, чтобы у иностранного ребенка, обучающегося в китайской школе, в стране был официальный опекун (им может быть родитель) — гражданин Китая или лицо, постоянно проживающее в Китае и имеющее вид на жительство. Опекун несет ответственность за школьника и является контактным лицом на случай, если возникнут проблемы.

В 1998 г. на сентябрьском заседании Постоянного Комитета ВСНП принят новый Закон КНР о высшем образовании. Закон вступил силу с 1 января 1999 года.

Общее руководство сферой высшего образования осуществляется Госсоветом через подчиненные ему ведомства (в настоящее время 70% из 2200 вузов находятся в компетенции министерства образования КНР, остальные являются ведомственными). Разрешение на создание или изменение статуса вузов осуществляется административными органами Госсовета, провинций, автономных районов, городов центрального подчинения либо другими организациями по их поручению. Одновременно указывается, что наряду с существованием вузов общенационального и провинциального подчинения государство "поощряет в рамках закона их создание и финансирование профессиональными, предпринимательскими организациями, общественными коллективами, другими общественными организациями и гражданами". Тем самым впервые допускается в принципе идея учреждения и легализации частных вузов.

Закон предусматривает три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавриат (4-5 лет) и магистратура (дополнительно 2-3 года). Устанавливаются три учебные степени: бакалавр, магистр и доктор наук. Предусматриваются должностные категории: ассистент, преподаватель (лектор), доцент и профессор. Закрепляется платная система обучения. Исключение делается лишь для студентов из нуждающихся семей (льготная оплата или бесплатное обучение). Лучшие студенты могут претендовать на стипендии и разовые материальные поощрения.

Помимо ссылок на государственные и другие местные источники финансирования, нет указаний на формальный запрет на получение средств от иностранных контрагентов, как на регулярной, так и на разовой основе (на практике в Китае широко допускается получение спонсорской помощи от зарубежных соотечественников и западных доноров; в стране существует несколько готовящих магистров бизнес-школ с иностранным финансированием и преподаванием).

Указывается, что стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются административными органами Госсовета и провинций в зависимости от себестоимости обучения в каждом отдельном вузе. Получаемая оплата за обучение должна использоваться строго в соответствии с установленными правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются соответствующие льготы на приобретение вузами импортного оборудования и материалов.

Подчеркивается, что целью создания вуза должно быть служение государственным и общественным интересам, а не извлечение прибыли. В то же время закон формально не запрещает достаточно распространенную сегодня в КНР практику ведения вузами коммерческой деятельности (сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и т.д.). Вузами был создан ряд предприятий по освоению высоких технологий с целью содействия развитию НИОКР. В результате этого сформировался ряд известных конкурентоспособных прибыльных компаний. В 1997 г. доходы предприятий при китайских вузах составили 20,55 млрд. юаней с налогом на прибыль — 2,73 млрд. юаней. К концу 1999 г. валовая продукция данных предприятий достигнет 100 млрд. юаней.

В документе говорится, что иностранцы — при условии соответствия предъявляемым требованиям — могут обучаться в китайских вузах, а также вести научную или преподавательскую работу (сегодня в вузах КНР работает около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы).

Закон разрешает образовывать в вузах студенческие организации, деятельность которых должна "регулироваться внутренним распорядком и согласовываться с учебной администрацией".

В целом новый закон значительно расширяет возможности участия негосударственных структур в деле развития высшего образования — область, считающаяся в Китае приоритетной в контексте усилий по преодолению культурного и технологического отставания от передовых держав. При этом, несмотря на сохраняющиеся у государства традиционные, идеологические, политические и административные рычаги контроля над образовательной сферой, закон позволяет в определенной степени ослабить его в случае учебных заведений, создаваемых другими общественными структурами. В отличие от государственных вузов они не обязаны работать под руководством парткомов, а "в соответствии с законодательными положениями об общественных организациях". По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является "важнейшей обязанностью студентов", а их "участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач". Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством.

Принятие нового закона закрепляет права и обязанности профессорско-преподавательского состава и учащихся вузов КНР, создает дополнительные возможности для поощряемого со стороны государства роста у китайской молодежи тяги к получению высшего образования (ежегодно лишь 1 млн. или 4% китайской молодежи соответствующей возрастной категории может поступить в вузы). По всей видимости, он сможет повысить статус китайской высшей школы и таким образом сбалансировать модную сегодня в КНР тенденцию к получению высшего образования за границей (за 20 лет на Запад, прежде всего в США, выехало на учебу 270 тыс. чел.).

Следует отметить сохраняющийся в КНР высокий престиж российской высшей школы.

Между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Однако в связи с отсутствием централизованной государственной информационной и рекламной поддержки усилия отдельных российских вузов по привлечению китайских студентов на коммерческой основе пока не дают эффективных результатов (в вузах США обучается 40 тыс. китайцев, а в российских — 8 тыс.).

Увеличивается количество учебных заведений, расширяется деятельности негосударственных образовательных учреждений, начинается процесс децентрализации в системе управления вузами, создаются многопрофильные университеты и специализированные институты.

С 1997 г. отменен старый порядок приема в вузы, разделявший студентов на категорию, принятую по директивному плану государства, и категорию, принятую по регулируемому плану. Все студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии, трудоустройство.

Начинается Программа 211 согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.

Китай имеет давнюю историю частного образования. Первые заведения частного высшего образования - Шуюаны (академии) - возникли 1300 лет назад. Современные частные вузы появились в начале 90-х годов двадцатого века. Университет Фадан и Китайский университет были основаны в 1905 году, вслед за ними, в 1919 году, появился университет Сямынь и университет Нанкэй. В первой половине двадцатого века частный сектор являлся важным компонентом в системе высшего образования. К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунисты взяли контроль, были частными вузами (Lin, 1999. С. 88). Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 год частное высшее образование полностью исчезло.

Частное (минбан) высшее образование вновь возникло в Китае в 1982 году, как следствие политической реформы бывшего лидера Дэн Сяо Пиня. Развитие частного высшего образования в этот период можно разделить на три фазы (Zha, 2001).

1. 1982–1986 гг.: Рост частного высшего образования.

В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз - Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом» (статья 19). Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе «Решение относительно Реформы Образовательной Системы», выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

2. 1987–1992 гг.: Регулирование частного высшего образования.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

3. 1992–2002 гг.: Новое развитие частного высшего образования.

В 1992 году «южный тур с инспекцией» Дэн Сяо Пиня и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как «сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства». Эта идея повторилась в Постановлении о функционировании высших учебных заведений 1997 года, и была подтверждена Законом о Содействии частного высшего образования 2002 года.

Расширение частного высшего образования в Китае можно проследить на рис.

1. В последние несколько лет функционировало более тысячи частных вузов. В 2002 году 1 миллион 403 тысячи 500 студентов было зачислено в частные вузы, что составило 9,60 % от общего числа зачислений в 14 миллионов 625 тысяч 200 студентов (MOE, 2003). Большинство частных колледжей расположено в крупных городах с развитой экономикой. К примеру, на 2002 год в Пекине насчитывается 91 частный вуз с 198 тысячами студентов; в Шанхае - 177 частных вузов с 173 703 студентами (China Education Daily, 2003a, b).

Рис. 1. Развитие частного высшего образования в Китае (

(3 Голосов)

Система образования в КНР имеет ряд специфических черт.

В отличие от других развивающихся стран, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского. Неграмотными в Китае остаются лишь 1517 % взрослого населения (47 % в Индии, 61 % в Бангладеш, 59 % в Пакистане, 27 % в Иране, 17 % в Турции). Лучше у КНР и тендерный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года: всего 4 % (44 % в Индии, 63 % в Бангладеш, 61 % в Пакистане, 10 % в Иране, 8 % в Турции).

Еще в 1986 г. «Закон КНР об обязательном образовании» ввел обязательное начальное обучение в большинстве районов страны. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах было введено обязательное среднее образования первой ступени.

Сегодня в Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучается более 200 млн человек. По Конституции Китая 9-летнее образование является обязательным, законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения в развитии.

Система образования в КНР включает начальную и среднюю школу, а также среднее специальное и высшее образование. Срок обучения в начальной школе - 6 лет и 3 года в средней. В начальную школу в Китае поступает около 99 % детей 6-летнего возраста.

Приблизительно 73 % подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 % ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Принципиальное отличие китайского школьного образования - его платный характер. Только в 2007 г. сельские дети были освобождены от оплаты за обучение (ранее такие меры были приняты в отношении бедных сельских районов Западного Китая). Цена для государства такого решения - более 10 млрд юаней.

В вузах КНР в 2001 г. обучалось примерно 12 млн студентов. Срок обучения - 3-6 лет. Число вузов и университетов немногим более 1 тыс. С 1981 г. введена система степеней - бакалавр, магистр и доктор наук. Срок обучения в вузе на 1-й ступени составляет 3 года, а для полного высшего образования от 4 до 6 лет. В магистратуре обучается около 300 тыс. чел. В число наиболее известных университетов входят Пекинский, университеты Цинхуа, Фудан, Нанькайский, Нанькийский, Уханьский, Цзиминский. В 2005 г. общее число выпускников вузов составило 4,4 млн чел., тогда как во всех странах ЕС вместе взятых 2,5 млн. Важно также, что превалирует в Китае техническое образование - выпуск в год около 650 тыс. чел. (220 тыс. в США и 100 тыс. в ЕС).

За последние 20 лет ученые степени в стране получили более 20 тыс. докторов наук. Подготовку докторских диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов.

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6 %). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн учащихся, срок обучения - 2-4 года), во-вторых, широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн человек). Лишь 10 % китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение. Существует система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. С осеннего семестра 2007 г. все сельские учащиеся профучилищ, а также нуждающиеся из городских семей получат стипендию в 1500 юаней в год.

Ежегодно 12,5 млн выпускников школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. Огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения.

За годы реформ 380 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, в том числе около 1 тыс. за государственный счет. В 1978 г. из Китая на учебу за границу выехало более 400 тыс. человек, свыше 10 тыс. в этот год вернулись обратно. В течение последних 10 лет более 50 % обладателей степени доктора технических наук обучались за границей. Свыше 100 тыс. обучавшихся за рубежом уже вернулись на родину. Китай занял первое место в мире по числу обучающихся за рубежом, сегодня ежегодно за рубеж уезжает более 25 тыс. чел., наибольшее число китайцев обучается в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Японии. В вузах США и Австралии шутят, что университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Согласно американской статистике, в США каждый пятый получающий степени PhD - китаец. Исключительно широка география зарубежного обучения: студентов из КНР принимают свыше 100 стран.

В последние пять лет динамичное развитие страны стало привлекать к возвращению из-за рубежа образованных этнических китайцев. Число «вернувшихся из-за моря», как называют их в Китае, непрерывно растет, а возвращаться есть кому: по данным Национального научного фонда (NSF) США из 276 тыс. иностранцев - обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время (2007 г.) в США, 22 % - выходцы из Китая. Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. Значительное внимание уделяется привлечению талантов из стран США.

Систему образования в Китае часто квалифицируют как прагматическую и селективную. Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика - в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь способные ученики. Поступление же в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают до 200-300 человек на место. Одаренные молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т. п. Реформа высшего образования начата в 1993 г. с отмены госраспределения и постепенной отмены бесплатного образования. С 1997 г. высшее образование стало платным для всех: плата составляет 15-20 % себестоимости обучения, часто предприятие, на котором работал или будет работать студент, оплачивает учебу. Селективность системы высшего образования проявляется еще в одном: вузы страны делятся на несколько категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае и в Беларуси одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз категории (или более низкой категории), соответствующий набранным баллам.

Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования, а также особое положение так называемых девять ведущих вузов и университетов страны.

Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншань- ский и др.) составляют порядка 500 долл. в месяц (против 250300 долл. в других университетах и вузах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления типа разрешения рождения второго ребенка.

Еще одна особенность вузов КНР - значительное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей (порядка 60 % студенческих мест против 14 % в США, 18 % в Голландии, 22 % в Таиланде, 26 % в Японии, 30 % в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Некоторые усматривают в этом нежелание КПК увеличивать прослойку гуманитариев, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой из-за перепроизводства политологов, юристов, журналистов и т. п. - многие выпускники с «престижными» профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активной оппозиции и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Поддержание существующей структуры вузовских специальностей в Китае продиктовано и соображениями экономии, а также стремлением в первую очередь получить инженеров, технологов, ученых естественнонаучного профиля.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем.

В 2007 г. принято решение восстановить бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае - это учебные заведения, созданные на средства общественных организаций, научных ассоциаций граждан, предприятий, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников). Китайскую политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

Традиционно патерналистская роль государства, согласно конфуцианской идеологии;

Запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ;

Активное привлечение общественности к управлению и финансированию НОУ;

Учащиеся НОУ пользуются теми же правами, что и государственные.

К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Таким образом, главной чертой государственной политики в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку и контроль: «активное поощрение, всемерная поддержка, правильное ориентирование и усиленное управление», государство не оказывает им финансовой поддержки. Хотя есть реальные государственные привилегии, которые стимулируют создание НОУ - это предоставляемые правительством льготы по налогам, аренде помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности «бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами». Вот почему предприятиям выгодно открывать НОУ и на их территориях свои филиалы. Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельные элитные учебные заведения составляли в период зарождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготным ценам, филиалы предприятий, клубы и т. п., но и выгодой от связей с родителями учеников. Школы, созданные предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы было достаточно 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носят их имена и названия, что повышает социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди учредителей НОУ немало зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы.

Юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:

Создание школы при поддержке правительства, т. е. на начальном этапе оно оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средств. Пример такой модели - неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло с инвентарем;

Самостоятельное создание школ гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);

Создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением;

Акционерная форма;

Совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

1) Эффект НОУ проявился достаточно ярко: они облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 1990-х гг. аккумулировали более 10 млрд юаней (свыше 100 млн долл.) негосударственных средств. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ основным источником покрытия расходов. Поскольку 90 % НОУ в Китае - интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр. Взносы зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр.

Большинство частных и «народных» школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным, или даже превосходящих их по численности учащихся (500-1000 и более учеников), мало - не более 10 % всех НОУ.

Эта статья из раздела-инновационная политика китая , которая посвящена теме-система образования китай . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая