Вильгельм райх биография кратко. Вильгельм Райх. Оргонная психотерапия. Германия и «Секспол»

Вильгельм Райх (Wilhelm Reich) родился 24 марта 1897 года в Галиции, в то время эта область с немецко-украинским населением входила в состав Австро-Венгрии. Его отец, зажиточный хуторянин-еврей, был человеком ревнивым и властным, державшим жену и детей в ежовых рукавицах. Своим детям он не дал никакого религиозного воспитания, и по его требованию в доме говорили только по-немецки. В результате Вильгельм не общался ни с детьми местных украинских крестьян, ни с детьми говорящих на идиш евреев. Лишь брат на три года младше его самого был его единственным товарищем и соперником.

Райх боготворил свою мать. Когда мальчику было 14 лет, мать покончила с собой, вероятно, после того, как он сообщил отцу о ее романе со своим учителем. Смерть жены оказалась сильным ударом для отца Райха. Он заболел воспалением легких, которое перешло в туберкулез; через три года его не стало. Брат Райха также умер от туберкулеза в возрасте 26 лет. Семейные трагедии, последовавшие одна за другой, оставили в душе Райха неизгладимый след.

После смерти отца Райх взял на себя руководство хозяйством, но учебу не оставил. В 1916 году война докатилась и до его родной земли, в результате все, чем он владел, было уничтожено. Райх вступил в ряды австрийской армии и, получив офицерский чин, воевал на фронтах Италии. В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Не прошло и года, как он стал практикующим членом Венского психоаналитического общества. В 1922 году, в возрасте 25 лет, он получил ученую степень по медицине.

Еще студентом Райх принимал участие в политической деятельности и впоследствии пытался примирить теории Маркса и Фрейда. В университете он познакомился с Анни Пинк, также изучавшей медицину, которая стала его пациенткой, а потом и первой женой; позже она и сама занялась психоанализом (Reich, 1990).

В 1922 году в Вене Фрейд основал психоаналитическую клинику, и Райх стал его первым ассистентом, а потом заместителем директора. В 1924 году Райх руководил Семинаром психоаналитической терапии - первым институтом, в котором обучались будущие психоаналитики. К нему приходило множество молодых аналитиков, как в качестве пациентов, так и для обучения. К 1927 году у него повысился интерес к проблемам, связанным с социальными переменами, в результате чего он сократил свою лечебную практику, поскольку оказался вовлеченным в общественно-политическую деятельность. Фрейд оказал ему в этом поддержку (Mann & Hoffman, 1980).
«Где и как пациент может проявлять свою естественную сексуальность, когда из недр подсознания она вырвалась на свободу? Фрейд не только и словом не обмолвился об этом, но даже, как оказалось впоследствии, на дух не выносил самой постановки подобного вопроса. Отказавшись от разрешения этой коренной проблемы и постулируя биологически обусловленную тягу человека к страданию и смерти, Фрейд, в конце концов, собственными руками воздвиг перед собой непреодолимые препятствия» (Reich, 1973, р. 152).

В разное время Рейх сам проходил сеансы личного психоанализа у различных аналитиков, но по тем или иным причинам разрывал с ними отношения. В 1927 году он обратился с просьбой к Фрейду провести с ним курс психоанализа, но тот отказался сделать для него исключение из своего твердого правила никогда не проводить анализ с членами Психоаналитического кружка. К тому времени конфликт Райха с Фрейдом обострился. Его причиной отчасти стал отказ Фрейда подвергнуть Райха анализу, а отчасти конфликт коренился в различных теоретических подходах к учению. Фрейд не разделял бескомпромиссной убежденности Райха в том, что причина всех неврозов - это сексуальная неудовлетворенность. К этому времени у Райха обострился туберкулез, и несколько месяцев он провел на лечении в одном из санаториев Швейцарии.

Вернувшись после болезни в Вену, Райх принял на себя прежние обязанности. Кроме того, он занялся крайне активной политической деятельностью и в 1928 году вступил в коммунистическую партию. На следующий год Райх принимал участие в устройстве первой клиники сексуальной гигиены для рабочих, которая предоставляла открытую информацию о контроле за рождаемостью, о воспитании детей и о сексуальном воспитании.

В 1930 году Райх переехал в Берлин, главным образом потому, что хотел пройти курс психоанализа у Шандора Радо, одного из ведущих психоаналитиков того времени. К психоаналитику, живущему не в Вене, он обратился по той причине, что среди венских ученых росло недовольство его политической деятельностью. В Берлине Райх еще больше увлекся идеями коммунистического движения и связанным с этими идеями движением за гигиену. Выступая с лекциями и оказывая помощь в создании гигиенических центров, он проехал по всей Германии.

«Жизненный процесс есть процесс сексуальный - оба понятия идентичны, и это экспериментально доказанный факт... Во всем, что живет, пульсирует вегетативная сексуальная энергия» (Reich, 1961, р. 55).

Результатом его политической деятельности и радикальной программы сексуального воспитания стало то, что Райх вскоре оказался непопулярен как в среде психоаналитиков, так и у коммунистов. В 1933 году его исключили из Германской коммунистической партии. А вслед за этим, в 1934 году, он был исключен и из Международной ассоциации психоаналитиков.

В 1933 году, с приходом Гитлера к власти, Райх эмигрировал в Данию. Покинув Берлин, он одновременно разошелся с женой; причиной тому послужили различия характеров, а также политических и профессиональных взглядов. Годом ранее Райх познакомился с Эльзой Линденберг, балериной и членом ячейки коммунистической партии, куда он входил. Она приехала к Райху в Данию, и там они поженились. Противоречивые теории Райха привели к тому, что из Дании, а впоследствии и из Швеции он был изгнан.

Итак, в течение всего шести месяцев Райх был исключен из таких крупных организаций, как коммунистическая партия и ассоциация психоаналитиков, а также изгнан из трех стран. Не удивительно, что последующие его работы носят полемический и, можно сказать, защитный характер. В случае с Райхом некоторая степень паранойи была небеспочвенна и имела вполне рациональное объяснение в его жизненной ситуации.

В своей последующей карьере Райх отвергал идеи социализма и коммунизма, так как чувствовал, что они в конечном счете приносят в жертву идеологии гуманистические идеалы. В результате он стал считать себя индивидуалистом и с большой подозрительностью относился к политике и политическим деятелям.
В 1934 году Райх и его жена Эльза переехали в столицу Норвегии Осло, где он в течение пяти с лишним лет читал лекции и вел исследовательскую работу в области психологии и биологии. Спустя три года относительного покоя Райх стал мишенью разнузданной газетной кампании: пресса обрушилась на него за то, что он неустанно подчеркивал идею о сексуальной основе всякого невроза; нападкам также подверглись его лабораторные опыты с биоэнергией. Он оказывался во все большей и большей изоляции, отношения с Эльзой ухудшались, и в конце концов она ушла от него.

В 1939 году Райх получил предложение занять пост адъюнкт-профессора лечебной психологии в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Он упаковал свою лабораторию и переехал в Соединенные Штаты. В Нью-Йорке Райх познакомился с Ильзе Оллендорф, беженкой из Германии, которая стала его ассистенткой, а потом и женой.

Райх стал основателем Института оргона, целью исследований в котором было изучение энергии оргона, или жизненной энергии. В результате лабораторных экспериментов он пришел к выводу, что основу всех живых организмов составляет жизненная энергия и что эта биологическая по природе энергия лежит в основе фрейдовской концепции либидо. Райх принялся проводить опыты с аккумуляторами энергии оргона: специальными ящиками и другими приспособлениями, которые, как он утверждал, накапливают и концентрируют энергию оргона. Он обнаружил, что некоторые заболевания, возникшие в результате расстройства так называемого «автоматического аппарата», можно с различной степенью успеха излечить, восстанавливая у пациента нормальное течение энергии оргона. Лечение осуществлялось воздействием аккумулированной энергии оргона высокой концентрации и было призвано избавить пациента от таких болезней, как рак, ангина, астма, гипертония и эпилепсия.

«Вам нужен благонравный гений, скромный и приличный, такой, у кого ни сучка ни задоринки; короче, во всем умеренный и аккуратный; вам не надо бунтарей, не желающих есть с вашей руки» (Reich in: Mann & Hoffman, 1980, p. 19).

В 1954 году Управление фармакологии и пищевой промышленности приняло постановление, направленное против распространения и дальнейшего использования аккумуляторов. Согласно этому постановлению, утверждение Райха о том, что аккумуляторы энергии оргона способны с успехом применяться для лечения, признано несостоятельным. Государство также наложило запрет на продажу большинства книг, написанных Райхом, и издаваемых им журналов. Однако Райх нарушил постановление и продолжал свои исследования, считая, что суд не обладает достаточной компетенцией, чтобы выносить приговоры относительно научных фактов. В конце концов его обвинили в неуважении к суду и приговорили к двум годам тюрьмы. Все его книги и другие публикации, многие из которых не имели никакого отношения к производству и продаже аккумуляторов, были сожжены. Райх умер в федеральной тюрьме от болезни сердца.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Нет ни малейшего сомнения, что прошедший и бурный 20 век, помимо всего прочего, с полным на то основанием можно назвать и веком психологии, именно на протяжении этого столетия психология родилась, прошла становление в качестве научной дисциплины, пусть и не всеми признанной, а к концу века прочно закрепилась в массовом сознании многих стран, еще и как средство помощи многим и многим людям.

И это означало еще более важную вещь, помимо психологии, как науки о сознании, появилось множество разных методов психологической помощи для людей, которые в этом испытывали нужду, то есть появилась психотерапия.

Это такие люди как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Фриц Перлз, Роберто Ассаджиоли и многие другие.

Но даже среди этой плеяды выдающихся ученых Вильгельм Райх выделяется и, вероятно, стоит несколько особняком. Возможно причина этого в том, что именно Райх впервые в полной мере использовал витающую на кончике пера идею о непосредственной связи человеческого тела, его потребностей, импульсов и, собственно, текущего физического состояния с тем, что являлось осознаваемым, но неуловимым, очевидно существующим и в то же время неизмеримым и вечно избегающим объективной эмпирической меры всех вещей — человеческим сознанием. Тем, что до того момента когда к нему прикоснулся гений Фрейда, оставалось прерогативой лишь мистики и философии.

Вильгельм Райх не ограничился, открытием непосредственной связи состояния тела (панцирь характера) и психического мира личности. Он создал из этой связи целую систему терапии, которая впоследствии и была названа телесно — ориентированной.

Но начнем с биографии этого удивительного человека.

Биография Вильгельма Райха (1897 — 1957).

Вильгельм Райх родился в Австро — Венгрии, теперь это территория западной Украины в семье управляющего небольшим поместьем, где и прошло все его детство. Отец Райха, хоть и был еврейского происхождения, считал себя немцем, в доме царили немецкий язык и немецкий же порядок. Мать Райха отец обожал, она была красавицей, однако именно с этим связана огромная трагедия самого Райха и его семьи.

Однажды, узнав об измене матери с учителем, Райх легкомысленно поведал о случившемся отцу, а мать, не выдержав открывшегося позора вскоре покончиласобой. В тот момент Райху было четырнадцать, а три года спустя умер и его отец. Умер он от тубуркулеза, но вот заболел он им видимо потому, что случившееся оставило на нем свой мрачный след.

Можно только гадать, какой ужасный след все эти события оставили в душе совсем еще юного мальчика.

Есть многочисленные свидетельства того, что он не раз потом за свою жизнь пытался пройти психоанализ по следам той давней трагедии, но видимо травма была так глубока, что успех так и не был никогда достигнут.

После смерти родителей Райх продолжает отцовское дело и берет на себя бремя управления поместьем, однако мировая война вносит свои коррективы и Вильгельму приходится покинуть дом ради службы в армии. В 1918 году, закончив войну в звании лейтенанта, Райх поступает в Венский университет на факультет медицины, где год спустя попадает на лекцию по психоанализу и это определяет его дальнейшую жизнь. Вскоре он присоединяется к венскому психоаналитическому сообществу и начинает заниматься психологией. Упорный юноша очень скоро становится известным психоаналитиком, а в 1922 году начинает ассистировать самому Зигмунду Фрейду и становится одним из его учеников и помощников.

Вильгельм Райх в период его учебы в Венском университете.

Однако, довольно скоро между ними появляются разногласия. Неизвестно что стало тому причиной, говорят, что Фрейд как то отказал Райху в психоанализе и тот, обладая строптивым характером сам пошел на конфликт, но все это лишь версия и, возможно, причиной разрыва стали собственные взгляды Райха на психологию, отличающиеся от взглядов учителя. Известно, что именно по такой причине произошел разрыв Фрейда и с Карлом Юнгом, ведь известно, что мастер не терпел инакомыслия. Так или иначе Райх, разделяя основные идеи психоанализа, также как и некоторые ученики Фрейда видел в нем некую незавершенность. Что будет, если подавляемое либидо будет свободно? Что произойдет с таким человеком и как сложатся его отношения с обществом, если само по себе общество вовсе не готово к таким «освобожденным» индивидам? У Фрейда не было ответов на такие вопросы, да он их и не ставил, едва ли считая такое возможным. И уж конечно подобный оптимизм он считал ересью.

Что касается Райха, то его настрой был весьма оптимистичен. Если у человека есть невротические состояния и возникают они по большей части от подавленных сексуальных желаний, то, устранив причину, можно постепенно прийти и к решению проблемы такого невроза. Райх был убежден, что большинство невротических состояний было обусловлено даже не столько подавленными желаниями, сколько хроническим отсутствием естественного для человека сексуального удовлетворения. В этом то он и увидел возможный выход и на этом же построил свою теорию.

Введя понятие энергетического баланса он предположил, что его регуляторная функция возложена на оргазм. Во время пикового сексуального переживания высвобождалась застойная энергия, которая до этого копилась в виде телесного напряжения (зажима). В случае если оргазм был действительно качественным (что в случае невротического пациента случалось весьма редко), то энергетический баланс приходил в норму и при регулярном и хорошем сексе это означало психологическое здоровье.

Однако, при проблемах с оргазмом энергия высвобождалась не полностью и проблемы в теле сохранялись в виде излишнего напряжения. Стоит ли говорить, что в большинстве случаев так и было.

Однако, была и еще одна трудность. Само понимание и осознание психологической проблемы в таком контексте упиралось в общественные устои, которые в те времена были весьма консервативными в подобных вопросах.

Многие клиенты Райха испытывали существенные трудности только лишь по этой причине.

И Райх пытается решить эту проблему с воистину неимоверным размахом.

Он развивает мощную политическую активность в Германии ратуя за такие нормальные для нашего времени вещи как сексуальное образование, упрощение процедуры разводов, решение проблемы абортов (их разрешение), широкое распространение противозачаточных средств. Помимо прочего Райх высказывает и такие, крамольные даже и в наше время вещи, как психоанализ для людей совершивших преступления на почве секса, а также сексуальную свободу для детей и подростков, имея ввиду проявления естественной детской сексуальности, которая появляется у всех детей в возрасте от 3 до 6 лет и, как правило жестко пресекается родителями, а также проявления полового инстинкта у подростков (мастурбация).

Несмотря на радикальные для своего времени мысли, Райх находит немало последователей для своих идей и активно ведет их пропаганду, чему немало благоприятствует его членство в компартии Германии.

В момент пика популярности его организация насчитывает до 50 тысяч сторонников.

Примерно в это же время, а это начало 30 годов, Райх, одним из первых на эту тему, пишет известную книгу «Психология масс и фашизм», где выявляет психологические истоки фашисткой идеи, делая особый акцент на роли церкви и тоталитарных проявлений в семье.

Естественно эта книга не находит одобрения среди нацистов, активно прибирающих власть в Германии. К несчастью, также и среди коммунистов и даже среди психоаналитиков зреет неприятие идей Райха, которые, вне всякого сомнения, намного опережают свое время. Почти одновременно его изгоняют из коммунистической партии и из психоаналитической ассоциации.

В отчаянии Райх уезжает в Данию, потом в Норвегию. Однако трудности и неприятие его работ поджидают его кажется везде, и в 1939 он эмигрирует в США, где впервые находит понимание и признание, как психоаналитика, а его идеи вновь вызывают интерес.

В 1947 году он открывает институт Orgonon, в названии фигурирует введенное им новое понятие так называемой оргонной универсальной энергии, которая, по мнению ученого, является единственным видом универсальной психической энергии индивида. Надо сказать, что как раз в то время идея универсальной психической энергии, частью которой являлось и либидо, буквально носилась в воздухе и была в той или иной форме подхвачена многими известными учеными.

Однако Райх в своих изысканиях вовсе не собирался оставаться в рамках теории или идеи, на тот момент он уже много лет вел большую работы по физическому обнаружению оргонной энергии и даже организовал производство прибора, являющегося по его же утверждению ее источником. Помимо прочего этот прибор стал использоваться в качестве терапевтического средства при оказании психологической помощи, как альтернатива психоанализу.

Один из первых экспериментальных генераторов оргонной энергии.

Конечно такие исследования и открытия не могли остаться без внимания полного скепсиса научного мира, и в конце сороковых годов была организована длительная компания по дискредитации, как института Оргонон, так и всей деятельности Райха. В 1954 году Министерство питания и лекарств (FDA) подало на Райха в суд с требованием запретить производство аккумуляторов Оргонной энергии на основании того, что такой энергии не существует, идеи Райха антинаучны, а сам аппарат, если и не наносит вред, то уж точно не приносит пользы.

Кроме того звучало требование запретить все книги Райха, а также и его деятельность.

В итоге суд полностью удовлетворил иск FDA к Райху и его институту.

К несчастью Вильгельм, проигнорировав решение суда, втайне продолжил исследования своего аппарата, что послужило поводом для его ареста. В итоге он был осужден на 2 года тюрьмы. На тот момент состояние его здоровья было серьезно подорвано многолетними преследованиями и постоянными переживаниями за судьбу своего детища, и несколько месяцев спустя он умирает в тюрьме от сердечного приступа.

Так заканчивается жизнь одного из самых быть может дерзких и одиозных психологов 20 века.

Наследие Вильгельма Райха. Вегетотерапия (телесно ориентированная терапия).

После смерти ученого на его работы и исследования был наложен запрет, снятый лишь в 2007 году. Сегодня его учение имеет довольно большое число последователей среди ученых самых разных направлений.

Как и у любого настоящего ученого — психолога целью Райха было не столько доказательство правоты своей теории и открытие оргонной энергии, сколько создание реально работающей системы — терапии негативных психологических состояний.

И если большинство других психологов строили эту терапию на психологических техниках, подразумевающих в основном процесс общения, пусть и построенный на совершенно различных принципах, то Вильгельм Райх изначально обращался к нечто реально существующему и осязаемому — телу клиента.

Именно на идее неразрывной и естественной связи тело — психика, плюс связывающая их оргонная универсальная энергия и была построена теория Райха и его метод терапии.

Вильгельм Райх в окружении последователей.

Источник психологических проблем по Райху.

Мы уже упоминали в статье, что исток проблем Райх видел в блокировании нормальной и свободной циркуляции универсальной оргонной психической энергии.

Эта блокировка возникала еще на стадии раннего развития, вследствие нахождения ребенка в изначально неблагоприятной внешней среде. Вне всякого сомнения такая среда возникает в жизни большинства людей и такое положение дел является скорее правилом, чем исключением. Психологам хорошо известно, что естественные проявления детской активности часто решительно пресекаются родителями, которым нужно, чтобы поведение ребенка больше соответствовало их собственным представлениям, а вовсе не было следствием выражения его естественных потребностей.

И дело касается вовсе не только упомянутого ранее блокирования ранних сексуальных проявлений. К примеру, все дети склонны проявлять гиперактивность, которая изрядно донимает даже весьма либеральных родителей, но и они они в какой то момент склонны принимать меры по ограничению естественных проявлений своего отпрыска. Что же говорить про семьи авторитарные, где жизнь маленького активного человека легко может превратиться в настоящий ад.

Почти любые родители накладывают решительное табу и на такие естественные проявления ребенка, как гнев, агрессия, громкие крики, часто даже чрезмерно бурные и громкие проявления радости также подлежат запрету. Стандартное родительское послание, которое в явном или неявном виде активно транслируется отпрыску известно всем — будь спокойным, приветливым, не гневайся, не злись, не кричи, не дерись и т.д. Таким образом блокируется значительная часть естественных порывов, которая по той или иной причине не устраивает родителей.

Однако любое живое существо предрасположено к выживанию и дети прекрасно адаптируются к условиям своего роста. Для этого у ребенка вырабатываются адекватные ситуации модели поведения, призванные получить свое в неблагоприятных условиях. Однако беда заключается в том, что такие модели поведения всегда основаны на включении особых механизмов психологических защит работа которых основана, во-первых на устранении травмирующей информации или ее искажении, а значит в подсознании копилось напряжение, приводящее к неврозам, а во-вторых, согласно Райху подавление естественных порывов параллельно приводило к застою жизненной энергии, что в свою очередь находило отпечаток в виде зажимов и проблемных зон в человеческом теле.

Надо сказать, что причина то была одна — вытесненные в подсознание подавленные стремления и порывы и были той самой застойной энергией, которая лишь находила свое выражение на телесном уровне в виде того, что Райх назвал «телесным панцирем», или защитой.

Каждый человек растет в совершенно уникальных условиях и за эти долгие годы роста у каждого складываются свои собственные защитные (адаптивные) модели поведения, которые естественным образом находят отражение в теле. Эти проявления совершенно индивидуальны и составляют характер человека или уникальную для каждого внутреннюю психическую реальность, которая полностью определяет модели поведения индивида в социуме. Эта внутренняя реальность за годы своего формирования находит естественное отражение в теле человека, а поскольку формируется она не в идеальных условиях, то в нашем теле появляются проблемные места (зажимы), а в целом формируется то, что Райх называл «телесным панцирем» или «броней характера», подразумевая скрывающиеся за всем этим механизмы психологических защит.

«Броня характера» каждого человека проявляет себя по своему, это видно через уникальные аспекты поведения человека — манера разговора, мимика, позы, жестикуляция, автоматических телесных реакциях и т.д. Однако, это же означает, что через эти внешние физические и поведенческие проявления всегда можно определить локализацию возможных проблем, а затем, воздействуя на эти проблемные области тела особым образом попытаться решить и психологические проблемы человека, которые и привели к конкретному зажиму.

Обычно, для того чтобы решить психологическую проблему пациента психологи используют особые техники общения, позволяющие вспомнить обстоятельства возникновения защитных моделей поведения или же осознать причины такого поведения. Через подобное осознание и достигается терапевтический эффект, однако подлинный прорыв может произойти лишь в случае катарсиса, то есть когда осознание приходит в условиях эмоционального аффекта, здесь Райх, вероятно сказал бы о мощном высвобождении застоявшейся оргонной энергии. Подобная терапия в любой психологической парадигме занимает немало времени и требует от психолога и клиента немалого упорства.

Вильгельм Райх же подходил к проблеме совершенно с другой стороны, со стороны тела. Используя специальные физические упражнения, дыхательные упражнения, массаж, работу со звуками для высвобождения эмоций Райх во многих случаях успешно добивался снятия телесных зажимов, а вместе с ними, и это было потрясающе, уходили и психологические проблемы. Свой подход он назвал вегетотерапией и разумеется она радикально отличалась от психоанализа, хотя была возможно более эффективной и быстрой.

Метод Райха подразумевал последовательное выполнение программы действий в основе которой лежала теория оргонной энергии. В общем и целом эта программа подразумевала работу с самыми различными частями тела и состояла из определения наиболее проблемных участков (диагностка) и последующего воздействия на них посредством особых упражнений. Согласно Райху зажимы в определенных областях тела более или менее соответствовали совершенно определенным психологическим проблемам.

Так например, зажимы в области глаз возникали от блокирования чувств агрессии и страха. Симптомы проблемы следующие — неподвижные мышцы лица, лба, «отсутствующее выражения глаз» (диагностика). Решение — различные специальные упражнения предусматривающие движения глазного яблока.

За проявления гнева, печали отвечала область рта. Решение проблемы — симуляция плача, крика.

За грусть и бурную радость отвечала область грудной клетки. Решением были различные дыхательные упражнения, а также особые движения руками.

Также свои функции были у области диафрагмы, таза, живота, ног.

Вегетотерапия использовалась Вильгельмом Райхом в психотерапии много лет и он добивался весьма впечатляющих результатов. В настоящее время вегетотерапия превратилась в направление, которое более известно как телесно — ориентированная терапия, которая имеет массу последователей. Тренинги и семинары по системе Райха активно проводятся по всему миру и этот метод считается одним из весьма эффективных.

Справедливости ради надо упомянуть тот факт, что результативность терапии самого Райха частенько довольно сильно превосходила результаты большинства его учеников. Конечно это лишний раз может свидетельствовать о том, что психология все же в значительной степени искусство и ее результат зависит от личности психолога быть может куда сильнее, чем хотелось бы многим.

Что же такое оргонная энергия?

Сам Райх утверждал, что оргон это универсальная жизненная энергия, которая при этом отлична от электромагнитной, но которая, тем не менее, реально существует и подлежит обнаружению специальными приборами, а значит ее возможно исследовать. Также ученый утверждал, что ему в ходе многолетних исследований удалось не только реально обнаружить и измерить оргон, но и создать прибор — генератор этой энергии. Именно эти приборы изготавливались в институте Райха и использовались в терапии психологических проблем его пациентов, многие из которых разумеется утверждали, что успешно решили свои проблемы. Тем не менее, на счет оргонной энергии, возможности ее обнаружения и использования есть и другие, куда более скептические мнения.

И конечно многие ученые считают Райха шарлатаном, по крайней мере в той части, которая касается его приборов — генераторов.

Но неверно огульно обвинять Райха в антинаучной деятельности. Его идея связи психологических проблем и проблемных телесных проявлений является абсолютно здравой и научно обоснованной, а техника разработанная им же на ее основе помогла и продолжает успешно помогать людям прекрасно работая в качестве альтернативы или дополнения к традиционным методам психотерапии.

Что же касается оргонной энергии, то здесь многие психологи, использующие метод Райха пришли к компромиссу, используя древние восточные термины, сравнивая оргонную энергию с Ки (в японской традиции), Ци (китай) или прана (Индия).

Таким элегантным способом на сегодняшний день последователи Райха соединили Восток и Запад, а также решили проблему попыток физического обнаружения оргона, ведь надо признаться, что идея поймать энергию ЦИ приходит на ум совсем немногим.

Комплексная цель:

знать

в чем суть телесно-ориентированного психоанализа;

уметь

Проводить различие между концепцией З. Фрейда и райхианским психоанализом;

владеть

Навыками телесно-ориентированного психоанализа.

В усердных поисках все кажется: вот-вот

Приемлет тайна лик знакомый, -

Но сердца бедного кончается полет

Одной бессильною истомой.

(Афанасий Фет)

Вильгельм Райх (1897–1957) – австрийский психолог и психиатр, родоначальник фрейдомарксизма, основатель так называемого телесно-ориентированного психоанализа. Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 г. в Галиции, тогда – немецко-украинской части Австрии. Он был сыном еврейского крестьянина среднего достатка. Отец его был мелким фермером и, несмотря на свое еврейское происхождение, убежденным немецким националистом. В семье говорили только на немецком языке, и маленькому Вильгельму запрещалось общаться с детьми украинского или еврейского происхождения. Когда

Райху было 17 лет, его мать покончила с собой, а через три года умер и отец. После смерти отца Райх должен был, продолжая учиться, заняться фермой. В 1916 г. война разрушила эту семейную собственность. Вильгельм оставил дом, поступил на службу в австрийскую армию; там, став офицером, сражался в Италии. В 1918 г. Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Через год он стал членом Венского психоаналитического общества и начал психоаналитическую практику. Медицинскую степень он получил в 1922 г.

Будучи студентом, Райх увлекся политикой и стал одним из тех психоаналитиков, которые стремились соединить учения З. Фрейда и К. Маркса. В университете он познакомился со своей первой женой Анни Пинк, которая также была студенткой-медиком, а позже – психоаналитиком. В 1922 г. Фрейд основал в Вене психоаналитическую клинику. Райх был первым клиническим ассистентом Фрейда; позже он стал вицедиректором клиники. В 1924 г. Райх – директор Семинара по психоаналитической терапии, первого учебного института психоанализа. Многие начинающие аналитики проходили у него личный анализ и обучение.

В 1927 г. возник серьезный конфликт между Райхом и Фрейдом. Частично он был связан с отказом Фрейда анализировать Райха, частично – с растущими теоретическими расхождениями, возникавшими как на почве марксистских увлечений Райха, так и по причине его настаивания на том, что каждый невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения.

Райх серьезно относился к теориям и Фрейда, и Маркса; он пытался примирить эти две системы, написав несколько книг по этому поводу. Он утверждал, что психоанализ – это "материалистическая наука", поскольку она имеет дело с реальными человеческими потребностями и реальным человеческим опытом; он также полагал, что психоанализ основан на фундаментально-диалектической системе психического конфликта и его разрешения. Райх настаивал, что психоанализ – революционная наука, которая дополняет марксистскую критику буржуазной экономики критикой буржуазной морали, основанной на сексуальном подавлении.

В "Массовой психологии фашизма" Райх дает важный анализ корней идеологии в индивидуальном характере, полагая, что эта тема недостаточно развита Марксом. Двадцатью годами ранее в публикации исследования по авторитарной личности он описывает отношение авторитаризма с характерными моментами в воспитании детей в семье.

Политические интересы Райха вызывали в психоаналитических кругах даже большее противодействие, чем его теоретические инновации. В напряженном политическом климате Австрии и Германии 1930-х гг. его членство в коммунистической партии и политическая деятельность вызывали сильное неодобрение сотрудников-психоаналитиков. Сначала Райха попросили прекратить политическую деятельность. Когда он отказался это сделать, его в конце концов изгнали из психоаналитической ассоциации. Позже Райх пришел к отрицанию коммунизма и социализма, полагая их идеологизациями, не учитывающими соображений человечности. Он стал называть себя "индивидуалистом" и начал относиться с подозрением к политике и политикам.

В то время у Райха развился туберкулез легких, так что ему пришлось провести несколько месяцев в швейцарском санатории. Вернувшись в Вену, Райх принял прежние обязанности. Он также стал еще более активным в политике и вступил в коммунистическую партию. В 1929 г. Райх участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих, предоставлявших свободно информацию о контроле рождаемости, воспитании детей и сексуальном образовании.

Заинтересованность в человеческой сексуальности составляла одну из основных тем, которая занимала Райха всю жизнь. Политическая деятельность состояла в основном в участии в организации поддерживаемых коммунистами сексуально-гигиенических клиник для рабочих Австрии и Германии. Райх был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Райх также говорил о роли общества в создании запретов, касающихся инстинктивной – в особенности сексуальной – жизни индивидуума. По словам одного исследователя, Райх "наверное, более последовательно, чем кто-либо другой, проработал критические и революционные импликации психоаналитической терапии".

Идеи Райха, как и его клиники, намного опережали время. В 1930-х гг. (когда Маргарет Зангер только что попала в тюрьму за пропаганду планирования деторождения среди семейных пар) программа райховских клиник содержала моменты, удивительно современные и даже вызывающие противодействие и в наше время:

  • – свободное предоставление контрацептивов всем желающим;
  • – интенсивное образование в области контроля рождения;
  • – полный отказ от запретов на аборт;
  • – отказ от значимости законности брака;
  • – свободу развода;
  • – борьбу с венерическими заболеваниями и сексуальными проблемами посредством полного сексуального образования;
  • – обучение врачей, учителей всему необходимому относительно сексуальной гигиены;
  • – лечение, а не наказание в качестве меры борьбы с сексуальными преступлениями.

Радикальные взгляды Райха относительно сексуальности часто вели к непониманию и извращенным представлениям о его работе, вызывали яростные и необоснованные нападения на его терапевтическую работу и исследования.

В 1930 г. Райх переехал в Берлин, во-первых, чтобы начать анализ у Ш. Радо, ведущего психоаналитика, а во-вторых, потому, что его политическая деятельность не нравилась многим венским психоаналитикам. В Берлине Райх более глубоко включился в коммунистически ориентированное движение психического здоровья. Он путешествовал по всей Германии, читая лекции и организуя гигиенические центры.

Однако политические взгляды Райха были неприемлемы для его окружения, которое в большинстве своем состояло из психоаналитиков, а товарищи по партии не одобряли его настаивания на радикальных программах сексуального образования. В 1933 г. Райх был исключен из Германской коммунистической партии (причем бывшие товарищи по партии даже обещали расстрелять его в случае прихода к власти), а в 1934 г. – из Интернациональной психоаналитической ассоциации.

Политические успехи Гитлера заставили Райха эмигрировать в 1933 г. в Данию. Он расстался со своей первой женой, оставшейся в Берлине, из-за личных, профессиональных и политических разногласий. Годом раньше, в Берлине, Райх встретил Эльзу Линденберг, балерину и члена его партийной ячейки. Позже она присоединилась к Райху в Дании и стала его второй женой. За свои спорные теории Райх был изгнан из Дании и Швеции. С Эльзой он переехал в Осло в 1934 г., где читал лекции и продолжал психологические и биологические исследования в течение пяти лет.

Таким образом, за свои взгляды и пропаганду идей сексуальной революции Райх был исключен из двух его главных социально-политических и профессиональных ассоциаций – коммунистической партии и Психоаналитического союза, а также изгнан из трех стран: Германии, Дании и Швеции.

После трех лет сравнительно мирной и спокойной жизни в Норвегии Райх стал мишенью газетной травли, направленной на его утверждения о сексуальной основе неврозов и на его лабораторные эксперименты с биоэнергетикой. Он попадал во все большую изоляцию; ухудшились его отношения с Эльзой, которая в конце концов ушла от него.

В 1939 г. Райху был предложен пост адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Он собрал свою лабораторию и переехал в Соединенные Штаты. В Нью-Йорке он встретил Ильзу Оллендорф, немецкую эмигрантку, которая стала его лабораторным ассистентом, а позже – третьей женой.

В своих лабораторных исследованиях он пришел к выводу о существовании фундаментальной жизненной энергии, присущей всем живым организмам. Он назвал ее оргоном и утверждал, что эта энергия лежит в основе фрейдовской концепции либидо. Райх считал, что причиной многих заболеваний, таких как рак, стенокардия, эпилепсия и является нарушение свободного тока оргонной энергии в организме. Райх основал институт оргона как базу своих исследований по органической энергии, или энергии жизни.

В 1950 г. Райх занялся экспериментированием с аккумуляторами оргонной энергии и другими средствами, которые, как он предполагал, накапливают и концентрируют эту энергию. Райх обнаружил, что различные болезни, вызванные нарушениями "автоматического аппарата", могут с разной степенью успеха лечиться посредством восстановления нормального протекания оргонной энергии в индивидууме. Это может быть сделано посредством высокой концентрации оргонной энергии в аккумуляторах.

В 1954 г. был осужден на том основании, что претензии Райха на успешное лечение различных болезней оргонной энергией неосновательны, Лекарственно-пищевое управление добилось запрещения распространения оргонных аккумуляторов и их употребления. Была также запрещена продажа большинства книг Райха и его журналов. Ученый пытался протестовать, но, несмотря на то, что результаты его опытов никогда не были научно опровергнуты, все публикации, касающиеся применения и производства оргонных аккумуляторов, были сожжены (и что самое гнусное, была разгромлена уникальная лаборатория и уничтожены все приборы) – дикость, не имеющая себе равных в современном мире.

Райх нарушил запреты, продолжая свои исследования: он настаивал на том, что суд не может быть компетентным в суждении о научных фактах. В конце концов он был обвинен в неуважении к суду и заключен в тюрьму на два года.

Только тщательная и непредубежденная проверка его утверждений позволит сделать выводы о том, заблуждался ли Райх последние двадцать пять лет своей жизни или натолкнулся на важное открытие. Но в настоящий момент ни один ученый не желает предпринимать попытки такой проверки; утверждения Райха просто игнорируются. Возможно, что американское правительство использовало его способности и присвоило его достижения, а затем надежно изолировало ученого, чтобы он не смог распространить где-либо свои открытия.

Федеральная организация по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами возбудила против Вильгельма Райха дело о передаче в аренду непроверенного медицинского аппарата - "оргонного аккумулятора". Пораженные члены комиссии обнаружили, что этот аппарат представляет собой деревянный ящик, обитый железом изнутри и разделенный на шесть отделений, вроде телефонных будок, куда сажали пациентов для насыщения их оргоном. Никаких признаков оргона обнаружить, однако, не удалось.

На суде Райх держался вызывающе, утверждая, что суд не может компетентно судить о полученных им результатах. Он был приговорен к двум годам лишения свободы за обман и шарлатанство, а также за неуважение к суду. Суд решил также уничтожить все его приборы и книги медицинского содержания. Райх умер 3 ноября 1957 г. в тюрьме Пенсильвании от сердечного приступа, проведя в заключении 8 месяцев, не дожив два дня до судебного разбирательства, где должен был решаться вопрос о его досрочном освобождении. Есть подозрения, что его смерть была насильственной.

Вильгельм Райх - австрийский и американский психолог, который стал известен всему миру благодаря своему настойчивому характеру и целеустремленности. Родился Райх 3 ноября 1897 года в США в еврейской семье. Его отец был управляющим поместья. Вильгельм рано потерял обоих родителей и младшего брата. В 1918 году Вильгельм поступил в медицинскую школу, в 1919 начал собственную деятельность.

Психолог является одним из самых преданных учеников Зигмунда Фрейда, продолживший развитие его дела. Вильгельм Райх - основоположник теории психоанализа. В 1922 году ему присуждена медицинская степень.

Этот ученый разработал и внедрил в жизнь основные идеи своего учителя. Современным читателям он также будет интересен.

Книги Вильгельма Райха

На сегодняшний день известно несколько трудов этого ученого, которые могут оказаться чрезвычайно полезными человеку интеллектуальному, думающему, стремящемуся изменить собственный взгляд на мир. Надо сказать, что сделать свою жизнь более гармоничной и целостной под силу любому из нас. Нужно только вооружиться некоторыми знаниями и действовать в правильном направлении, не позволяя себе зацикливаться на неудачах. Необходимость внутренней работы над собой подчеркивает Вильгельм Райх. Книги его наполнены невероятным оптимизмом и непревзойденной силой.

«Анализ личности»

Это настоящее исследование для тех, кто хочет разобраться в себе, достичь гармонии с окружающим миром. Автор проводит мысль о том, что человек часто не замечает своих истинных возможностей, а продолжает прятаться за многочисленными страхами. Кутаясь в собственные комплексы, невозможно прийти к подлинному успеху и полноценно развиваться. Каждый из нас имеет индивидуальный характер, стремления, которые должны как-то воплощаться в действительность. Реальность часто не принимает наши действия, всячески обесценивает их.

Мудрый человек не сдается, ищет внутри себя новые пути и возможности для создания индивидуальной картины мира. Успех в действительности приближается к тем, кто умеет его принять. Каждый из нас должен уметь проанализировать собственную личность на предмет поиска новых возможностей. Зрелый человек не отказывается от влиятельных перспектив и полезных испытаний. Он понимает, что они необходимы для его собственного развития.

«Характероанализ»

Удивительная книга, которая должна быть на полке у каждого человека, стремящегося найти свое собственное место в жизни. Она поможет разобраться в возможностях выбора, непростых дорогах, которые ежедневно открываются перед нами. Автор словно призывает читателей заглянуть вглубь себя, обратиться к своей духовной составляющей для того, чтобы отыскать скрытые возможности. О глубокой силе воздействия на сознание повествует Вильгельм Райх. Книги этого автора наполнены невероятным оптимизмом и верой в безграничные перспективы каждого отдельного человека.

Мы все ежедневно творим свою собственную реальность и живем в соответствии с тем, как сами выстроили себе понимание индивидуального предназначения. Каждый делает выбор самостоятельно.

Техники Вильгельма Райха

Ученый разработал собственную уникальную методику работы с личностью, способствующую ее всестороннему развитию. Об этом и говорит Вильгельм Райх. Техники его воздействия на человека достаточно просты и в то же время эффективны. Их можно применять так часто, как в этом обнаруживается необходимость.

«Распускание панцирей»

Эта техника представляет собой метод психологического погружения посредством индивидуального путешествия в тайны подсознания. Наверное, каждому человеку будет интересно понять, отчего происходят те или иные события в его жизни, почему все складывается строго определенным образом. Техника «Распускания панцирей» направлена на высвобождение творческой энергии, которая может длительное время копиться и жить внутри человека. В результате происходит обретение своей индивидуальной сущности, появляется уверенность в себе и своих силах. Перед человеком начинают открываться новые удивительные возможности.

Данный метод рассказывает о том, что у каждого из нас имеются внутренние резервы, которые мы сами не всегда используем по назначению. Большинство людей живут скучной и однообразной жизнью. Они не раскрывают внутренний потенциал, опасаясь встречи с неведомыми трудностями. О необходимости внутреннего роста говорит Вильгельм Райх. Психология человека такова, что он нуждается в постоянном самосовершенствовании. Если этого по каким-то причинам не происходит, запускается обратный механизм, и начинается процесс деградации. Все происходит совершенно неосознанно для самой личности.

Лечение фольгой

Вильгельм Райх доказал целебные свойства данного алюминиевого материала. Уникальность фольги заключается в ее доступности и эффективном влиянии на пораженные ткани человека. Она действительно исцеляет!

С помощью алюминиевой фольги можно воздействовать на любой орган на энергетическом уровне. Лечение происходит естественным образом под влиянием того, что перестраивается работа всех жизненно важных органов и систем. Алюминиевая фольга лечит болезни суставов и решает проблему расширенных вен. Кроме того, ее можно просто прикладывать к любому месту на теле для купирования болевого синдрома. Для пальцев рук и ног этот метод лечения оказался особенно эффективным.

Многие люди отмечают, что после использовании фольги улучшается общее физическое состояние, нормализуется артериальное давление, заметно меняется настроение в лучшую сторону. Пациенты, попробовавшие новый метод лечения, с радостью и нескрываемым воодушевлением рекомендуют его другим людям.

Невероятно увлеченным исследователем был Вильгельм Райх. Лечение фольгой на сегодняшний момент не так сильно распространено, как другие методы воздействия. Есть люди, оставшиеся довольными после применения, но немногие знают об этом чудесной способе. Однако доказана высокая эффективность данного метода, который обнаружил Вильгельм Райх. Техники его отличаются простотой и полезностью в использовании. Применять их одно удовольствие. Можно помочь самому себе самостоятельно.

Таким образом, Вильгельм Райх является основоположником теории психоанализа и применении его в действии. С помощью эффективных методик он вышел на глубинные причины скрытых конфликтов внутри самой личности и способы их разрешения.