Возрасте и как проявляется негативизм. Негативизм у взрослых. Что такое кризис трёхлетнего возраста

4 3 841 0

Понятие негативизма очень широкое. Чаще всего о нем говорят в рамках темы детей и подростков. Но этот симптом проявляется при всевозрастных проблемах: кризисах, депрессиях, психических расстройствах. Им часто страдают алкоголики и наркоманы. Что такое детский негативизм? Это когда даришь ребенку игрушку, улыбаешься, а он ее тут же ломает и сыплет градом проклятий. З. Фрейд еще определял негативизм как примитивную психологическую защиту. Поскольку симптом имеет взаимосвязь с возрастом, кажется, что невозможно с этим что-то поделать. Но детский негативизм преодолевается до того, как пошли первые его проявления.

Причины детского негативизма

Негативизм может сформироваться как черта характера из-за генетической предрасположенности и гормонального фона.

Автор трех научных работ по детской психологии Т.П. Клейникова считает главной причиной попустительство взрослых в вопросах воспитания. Тогда непонятно, почему даже в семьях верующих и военных встречается эта психологическая проблема. Ребенок протестует против двух вещей: жизненных обстоятельств и негативного отношения к нему разных людей.

Также подросток может испытывать чувство беспомощности и необходимость самоутверждения. Ему может казаться, что его недостаточно любят. Таким поведением пытается привлечь к себе больше внимания.

Признаки симптома

Подростковый негативизм может проявляться по-разному. У детей он более четкий. Для точного определения нужно, чтобы ребенок раскрылся и позволил «заглянуть внутрь себя». Но чаще приходится ориентироваться на внешний фактор:

  • Частые высказывания о несовершенстве мира.
  • Негативисту хочется очернить все вокруг и сравнять внешнее с внутренним мраком.
  • Чрезмерная чувствительность. Склонность к переживаниям, жалобам вместо поиска решения проблемы.
  • Неприятие позитивных людей. Счастливые люди становятся бельмом в глазу.
  • Негативист считает, что все должны быть несчастны.
  • Неблагодарность. Благодарность порождается от избытка любви. Скрытое осознание своей низменности и неприятие себя не помогут полюбить кого-то или что-то.
  • Концентрация на плохом. Все события видятся в темных тонах.

В каком возрасте ребенок перестает слушаться

Психологи говорят о первом проявлении в возрасте трех лет. Детский психолог и телеведущая Наталья Барложецкая считает, что первые признаки возможны и в два года. Первый возрастной кризис получил название «я сам». Ребенок отказывается от помощи, капризничает, а часто еще и мстит. Так проявляется стремление доказать свою взрослость.

Следующее обострение происходит в возрасте семи лет. Особых отличительных черт не имеет. Проявления речевого негативизма – отказа от общения – редкость. Подростковый негативизм начинается с 15 лет. Гормоны бурлят, мир съехал с катушек, жизнь – дрянь, все вокруг – подлецы – частая жизненная позиция подросткового негативиста.

В это время с подростком случаются две вещи: снижается уровень интеллектуальной и трудовой деятельности, часто меняется настроение.

Гуру советской психологии Л. С. Выготский отмечал, что девочки-подростки больше склонны к пассивному негативизму.

Максимум, что они сделают – нагрубят. Мальчики от природы более агрессивны. Следствие – постоянные драки. Специалисты отмечают смещение возрастных кризисов. Из-за этого негативизм может проявляться в 20-22 года. Также он возможен и в зрелом возрасте после личного провала. Но главными считаются трехгодовалый и подростковый периоды.

Когда негативизм опасен

Когда поведение переходит адекватные границы. Например, подросток не научился себя вести в обществе. Установка о вседозволенности закрепилась в сознании. Сначала его отвергнут сверстники. Во взрослом мире с ним не будут считаться. Это приведет к замкнутости и уходу в себя. Возможны нарушения закона, чтобы дать выход своей подсознательной агрессии.

Как помочь негативисту

Наталья Барложецкая дает такие советы родителям:

  • Четкие границы поведения. Нужно расставить все «можно» и все «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.
  • Последовательность. Требования должны быть обязательными для всех: детей и взрослых. Несправедливость обостряет негативизм ребенка.
  • Режим дня. Его важность состоит в воспитании чувства порядка и безопасности. Когда знаешь, что будет дальше, чувствуешь себя комфортнее.
  • Поощрение. За обилием обязанностей нельзя забывать о правах ребенка. Поощрять позитивное отношение и подавать личный пример – ключ к успеху.
  • Фишка. Маленьким трюком может стать ведение дневника. Психолог Луиза Сандарараджан из Рочестерского психиатрического центра экспериментально доказала, что ведение дневника успокаивает и лечит. А создатель метода экспрессивного письма Джеймс Паннебейкер утверждает, что такое времяпровождение даже укрепляет иммунитет, улучшает сон и нормализует кровяное давление.

Коррекция детского негативизма

Для детей лучше использовать метод игры. Наиболее часто в центрах психологической помощи детям используют три метода: сказкотерапию, арт-терапию и песочную терапию.

В подростковом возрасте советуют использовать когнитивно-поведенческую терапию. Это набор тренингов, который помогает устранить причину агрессии, страха и других негативных эмоций.

Правила для родителей

Чтобы легко пережить возрастной негативизм, родители должны правильно воспитывать ребенка:

  • Безусловная любовь. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за заслуги, а просто так.
  • Поступки. Осуждать нужно не самого ребенка, а его поступки. При этом – всегда доступно объяснять, почему так делать нельзя.
  • Пример. Дети лучше воспринимают «живую» информацию. Личный пример будет самым эффективным способом здорового поведения.
  • Добро побеждает зло. Это правило ребенок должен усвоить в детстве. Когда он злиться, нужно обнять его, успокоить, перевернуть ситуацию.
  • Нет давлению. Подавлять ребенка ни в коем случае нельзя. Подавленная агрессия уходит глубже и только крепнет со временем.

Негативизм – активное или пассивное поведение, которое проявляется в действиях, специально противоположных тем, что требуются или ожидаются.

Ранее такое понятие как негативизм употреблялось исключительно для характеристики патологических форм поведения, которые возникали при некоторых психиатрических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. (Не исключено развитие такого поведения и в случаях появлений новообразований.) И здесь негативизм может проявляться не только как сопротивление воздействию других людей, но и в форме подавления внутренних желаний, стремлений. Люди могут переставать вставать с постели, двигаться, разговаривать. Иногда негативизм проявляется даже в удержании физиологических потребностей: пациент отказывается есть, пить, справлять естественные нужды.

Как следствие, оставленный без внимания, такой человек реально угрожает своей жизни. Поэтому, если кто-то из ваших близких или знакомых проявляет признаки именно такой формы поведения, немедленно обращайтесь за помощью к специалисту.

Однако, сейчас понятие негативизм приобрело более широкое значение. Оно применяется в педагогике и психологии. Понятие негативизма отображает любое сопротивление чужому влиянию, которое не имеет явных мотивов. Чаще всего, его рассматривают как симптом кризиса детей и подростков. И основной потребностью таких проявлений является потребность личности в самоутверждении, защите своего «Я», отделении себя от нужд и интересов других членов сообщества.

Как уже упоминалось ранее, различают активный и пассивный негативизм. В случае активной или командной формы негативизма совершаются действия противоположные требуемым. Основными формами проявления являются агрессия, сильные эмоциональные всплески, активные действия, противоположные тем, что запрашиваются. Например, подросток может агрессивно и открыто выражать несогласие с мнением взрослых. Был описан пример, когда девочка, сопротивляясь навязыванию дресс кода «приличной школьницы» изрезала и «укоротила» все длинные юбки в доме.

Часто негативизм проявляется в стремлении детей курить, употреблять спиртные напитки, прогуливать уроки. В принципе, основой всех этих проявлений является стремление ребёнка прекратить такое влияние взрослых, когда «всё решается за них». Как правило, такое поведение более характерно для подросткового негативизма.

Пассивный негативизм более связан с упрямством. Он характеризуется именно «бездействием», отсутствием реакции на требования и просьбы. Например, вы можете триста раз заставлять делать ребёнка уроки. Он даже будет сидеть пять часов за столом. И при этом ничего не выполнять, играть из-под полы в телефоне, медленно выводить слова… Хотя суть этого поведения в том же: протест против принуждения. Однако, не стремясь пока «полностью сместить» авторитет взрослых. Эта форма характерна для более младших детей. Получается такая «молчаливая» форма неделания.


Одним словом, попросив убрать разбросанные вещи, в первом случае мы можем получить пререкания и демонстративное разбрасывание остальных предметов в комнате, а во втором, скорее, простое валяние на кровати и ситуацию «как о стену горохом».

Патологическое сопротивление у детей

Если же рассмотреть поведение совсем маленьких деток, то такой протест чаще всего проявляется в форме речевого негативизма. И проявляется это как раз на этапе формирования упомянутой речи. Многие родители, глядя на соседских детей, требуют и от своих, чтобы они «рано заговорили» или «говорили правильно». Но, все детки разные: кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить, а кто-то уже во взрослой жизни первый зарабатывает миллион. Так что важнее в этой жизни? Но, задумывается ли об этом мама, папа и все бабушки — дедушки вместе взятые, если рядом Маша так бойко уже рассказывает про мячик? Они начинают приставать к ребёнку: «Скажи мячик!», «Скажи машинка», «Скажи…». А если малыш молчит, его начинают ругать или вовсе наказывают: «Нет, не дам еду, пока не скажешь каша!» Что происходит при этом с крохой?

Естественно, он пугается. И ситуация только усугубляется. Ребёнок начинает «упорно молчать» в противовес требованиям. Часто такое поведение развивается при очень требовательных родителях или в случае речевых дефектов: заикании, например, или при плохой дикции. И возникает вместе со страхом перед речевыми запинками или неправильным произношением.

Стоит вспомнить в качестве примера случай, когда семья искренне хвасталась смешными словечками, которые придумывал их малыш, к ужасу соседки. Она никогда не позволяла своей дочери называть вещи неправильно, и водила её на занятия к логопеду. В итоге к пяти годам в садике первый ребёнок чётко, внятно и под такое же всеобщее умиление семьи рассказывал массу стихов на всех утренниках. А вторая девочка проявляла все признаки речевого негативизма, в протест на повышенный контроль правильности речи. Хотя, безусловно, этот пример не направлен на полное игнорирование логопедических проблем ребёнка, в случае если они действительно присутствуют.

Стоит также отметить, что не всегда речевой негативизм проявляется в такой наглядной форме. Часто ребенок просто пытается лишний раз промолчать, сделав что-то сам: достав игрушку, выпив водички. Это чаще встречается у деток с заиканием. Тогда такое поведение, наоборот, вызывает у родителей гордость: какой самостоятельный ребёнок. Но, к сожалению, это проявление несформированности навыков речевой коммуникации и речевого негативизма.

Что же стоит делать в этом случае? Прежде всего – мотивировать ребёнка к речи. Именно мотивировать, а не заставлять. И для совета лучше обратиться к специалистам. Психологи, специализирующиеся на подобных поведенческих нюансах, помогут подобрать план действий именно для вашего конкретного случая.

Если же задать вопрос о возрасте, в котором можно наиболее активно столкнуться с подобным поведением и явлением негативизма, то это, конечно, период подростничества и со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. В этом случае упомянутый негативизм будет выступать как симптом кризиса трёх лет и входить в семь основных симптомов упомянутого кризиса.

Стоит отметить, что этот ранний негативизм имеет некоторую особенность. Здесь ребёнок протестует не против притеснения своего мнения вообще, как это часто бывает у более старших деток. Он «бойкотирует» определённых людей: непонравившуюся воспитательницу, слишком жёсткого отца. А с другими же он вполне дружелюбен, послушен и общителен. Главный мотив – сделать как раз наоборот сказанному. Зачастую это провоцирует конфликты и непонимание между взрослыми: дома, при родителях, ребёнок послушен, а в садике на него жалуются, как на маленького чертёнка, который всё разбрасывает, балуется и всех обижает.

Причина появления негативизма кроется в осознании маленьким человечком своего Я. И проявление подобной формы поведения будет появляться там, где проявляется большее ограничение самостоятельности, личной инициативы; где сильны непонятные запреты и применяется неадекватное наказание.

Итак, что же можно сказать в заключении? Негативизм – это всегда протест. Однако, истинные мотивы порой скрыты. В принципе, ребёнок протестует против того, что с его мнением не считаются. Однако, это может быть связано с чем угодно и совсем не относится к малышу в нашем понимании. Например, ребёнок «бастует», что не учли его мнение при: разводе родителей, рождении второго ребёнка, выборе воспитателя в садике, вынужденном переезде, присутствии больных или пожилых родственников, статусе семьи вообще, равно как и понятии «красивая» поделка или картинка, хорошо-плохо… Звучит смешно? Но, это факт. Ребёнок хочет ощущать себя целостным, значимым, отдельным субъектом.

Коррекция состояния

Чем же можно помочь, если вы столкнулись с подобной ситуацией, то есть явлением негативизма? Не забывайте, что правила касаются не только детей, но и вас. Лучший пример – ваш пример. Почему, скажем, ребёнок не должен курить, если вы сами подвержены этой привычке зная, что она вам вредит.

Поэтому не забывайте вырабатывать общие и понятные правила. Например, обязательно сообщаем во сколько возвращаемся домой, потому что мы все о друг друге переживаем. Не забывайте, что у ребёнка должны быть не только обязанности, но и права.

У ребёнка должно быть право выбора. Пусть оно будет минимальным: скушать суп или щи, скупаться в душе или принять ванную. Но, оно должно быть, как таковое. Сюда же стоит отнести момент выбора хобби и различных кружков. Помните, что перед вами отдельная личность, которая не обязательно жаждет воплотить в жизнь ваши неудавшиеся мечты.

Однако, не всегда ситуации настолько прозрачны и решаемы. Ведь не всегда легко можно изменить реальную действительность. И тогда лучше всего обратиться за советом к специалисту.

Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Под понятием «негативизм» подразумевается специфическая форма поведения человека, когда он без явных на то причин демонстрирует сопротивление в ответ на любые внешние факторы воздействия. В психологии такой термин используется в качестве обозначения противоречивости субъекта, действующего противоположно ожиданиям окружающих даже вразрез с личной выгодой.

В широком понимании слова негативизмом называют отрицательное восприятие человеком его окружения в целом. Что же это такое, и в каких случаях применяют данное обозначение, более подробно мы расскажем далее.

Специфическое поведение и основные причины его проявления

Негативизм как форма поведенческой деятельности человека может быть чертой характера или ситуативным качеством. Он может проявляться в виде демонстративно выражаемого недовольства, в склонности к негативному мышлению и высказываниям, в видении в окружающих лишь их недостатков, в недоброжелательном настрое.

Если предположить, что человек – это программируемое существо, то становится понятно, что является фактором, провоцирующим негативизм. С момента рождения и на протяжении всего детства индивидуум получает извне множество различных установок. Таким образом формируется его сознание и вырабатываются определенные реакции.

Стоит заметить, что во всем таком «наборе установок» всегда присутствуют негативные предпосылки, которые вырабатываются у ребенка, когда ему говорят то, с чем он не согласен. Именно это несогласие закладывается в далекий «ящик» подсознания и может проявиться с течением времени в виде таких комплексов либо специфических черт характера, как:

  • Робость.
  • Неуверенность в себе.
  • Чувство вины или одиночества.
  • Неспособность быть самостоятельным.
  • Излишняя подозрительность.
  • Скрытность и многие другие.

Примерами фраз, предрасполагающих к развитию негативизма, которые может слышать ребенок в детстве, могут быть: «не крутись», «не лезь», «не кричи», «не делай этого», «никому не верь» и т.д. Казалось бы, безобидные слова, которыми оперируют родители, дабы обезопасить и уберечь от ошибок свое чадо, усваиваются им на бессознательном уровне и в дальнейшем попросту начинают отравлять ему жизнь.

Самое опасное то, что возникнув однажды, негативная установка не исчезает. Она начинает проявляться практически во всем через эмоции, чувства или поведение.

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

В психологии в связи понятием негативизма рассматриваются две основные формы поведенческой деятельности субъекта:

1. Активный негативизм – форма поведения индивида, при которой он резко и довольно рьяно выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Подвидами такой формы негативизма являются физиологические (протест человека выражается в отказе от еды, нежелании что-либо делать или говорить) и парадоксальные (намеренное желание сделать что-либо наоборот) проявления.

2. Пассивный негативизм – форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании индивидом просьб или требований. У ребенка в бытовых условиях такая форма проявляется в виде отказа сделать то, о чем попросили, даже если отрицание идет вразрез с его собственными желаниями. Например, когда ребенку предлагают поесть, но он упорно отказывается.

Наблюдаемый у детей негативизм заслуживает особого внимания. Связано это с тем, что ребенок часто пользуется такой формой сопротивления, противопоставляя его воображаемому либо действительно существующему негативному отношению к нему со стороны взрослых. В подобных ситуациях отрицательные установки приобретают постоянный характер и проявляются в виде капризов, агрессии, замкнутости, грубости и пр.

К причинам проявляющегося у детей негативизма относят в первую очередь неудовлетворенность определенных их потребностей и желаний. Выражая свою потребность в одобрении или общении и не получая отклика, ребенок погружается в свои переживания. В результате начинает развиваться психологическая раздраженность, на фоне которой как раз и проявляется негативизм.

По мере того как ребенок будет взрослеть, он будет осознавать природу своих переживаний, а это, в свою очередь, позволит проявляться негативным эмоциям намного чаще. Длительная блокировка и игнорирование потребностей ребенка со стороны взрослых и родителей может привести к тому, что отрицание станет постоянной чертой его характера.

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса. Однако в любом из случаев основной причиной выражаемого негативизма являются дефекты воспитания и отношение к жизни, которое было сформировано в определенных условиях.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Хотя негативизм – явление довольно распространенное для современного человека, оно легко поддается коррекции. При своевременном обращении к специалисту за помощью человек сможет избавиться от отрицания и перестанет видеть в окружающем один негатив. Автор: Елена Суворова

Вопрос № 4

Общее понятие о возрастных кризисах и их характеристика

Возрастные кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переходный этап от одного возрастного периода к другому.

Л.С. Выготский разработал концепцию, согласно которой психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных или как их еще называют литических периодов и критических периодов.

По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка.

Принято выделять следующие возрастные кризисы:

    кризис одного года,

    кризис трех лет,

    кризис семи лет,

    подростковый кризис,

    юношеский кризис.

Кризис трех лет

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять участие во взрослой жизни и утверждение самостоятельности – я сам!

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) негативизм – ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

2) упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал.

3) обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Обесцениваются старые правила поведения, обесцениваются старые привязанности к вещам и т.п.

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) протест-бунт , который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.

Кризис 7 лет

На границе дошкольного и младшего школьного возраста ребенок проходит через очередной возрастной кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Причины кризиса 7 лет. Причина кризиса состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен.

Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Внешними проявлениями кризиса являются:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать, хитрость

4) демонстративная взрослость

Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований).

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности.

Ребенок теряет детскую наивность. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. Потеря непосредственности связана с тем, что ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр.

Поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредствованным и произвольным. У него уже появляется способность управлять своим поведением. Ребенок может адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Это исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка.

Происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере . Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок четырех лет, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти.

То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, не влияло на становление его личности.

Впервые возникает обобщение переживаний .

Успехи и неудач, которые переживает ребенок в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей . То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.

Подростковый кризис

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.

Психологические особенности подросткового возраста:

Перепады настроения;

Желание быть признанным и оцененным другими сочетаюшееся с показной независимостью и бравадой;

Эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием;

Грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;

Обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью.

Кризис подросткового возраста является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов.

Симптомы кризиса

    Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

    Второй симптом кризиса – негативизм .

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

Кризис независимости. Ребенок становится строптивым, упрямым, своевольным. Отмечаются также негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития.

Как правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, но одна из них доминирует.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

Также различают три вида негативного проявления:

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм - это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст - кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (отлет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Негативизм, как симптом возрастного кризиса и как психиатрический диагноз

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Активная и пассивная форма сопротивления

Принято выделять две основные формы негативизма: активную и пассивную. Пассивный негативизм выражается в абсолютном игнорировании требований и просьб.

При активной форме человек проявляет агрессию и резко сопротивляется любым попыткам воздействия на него. Как один из подвидов активного негативизма можно выделить парадоксальный, когда человек делает все намеренно наоборот, даже если это расходится с его реальными желаниями.

Отдельно стоят чисто физиологические проявления этого состояния, когда человек отказывается от еды, практически не двигается, не говорит.

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая - упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая - строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека, а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Комплекс причин и факторов

Как психиатрический диагноз негативизм чаще всего наблюдается при развитии кататонического синдрома (шизофрении, возбуждения и ступора), аутизма, деменции (в том числе старческой) и некоторых видах депрессии.

Когда негативизм подразумевается в более широком контексте, то среди причин его возникновения принято в первую очередь называть фрустрацию, вызванную длительной и очень сильной неудовлетворенностью жизненными обстоятельствами и окружающей человека обстановкой. В свою очередь, эта фрустрация создает сильный психологический дискомфорт, для компенсации которого человек прибегает к негативистскому поведению.

Еще одной возможной причиной возникновения сопротивления могут являться сложности с общением у человека. В таком случае подобное состояние возникает как гиперкомпенсаторная реакция на собственные коммуникативные проблемы.

В форме яростного упрямства негативизм возникает как ответ на попытки внешнего воздействия, которые расходятся с личными нуждами и желаниями человека. Такая реакция обусловлена потребностью человека в собственном мнении, самовыражении, контроле над своей собственной жизнью.

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.

Взгляд со стороны

Если говорить о психиатрическом термине, то в этом случае негативизм сам выступает симптомом к определенному числу заболеваний. При этом в зависимости от формы (активной или пассивной) он может проявляться как в демонстративном неподчинении, так и в пассивном сопротивлении любым просьбам врача, что и является в данном случае его важнейшим признаком.

Что касается негативизма с педагогической или общепсихологической точки зрения, то основными внешними проявлениями в данном случае будут речевые и поведенческие признаки:

  • трудности с общением, взаимодействием с другими, даже самыми близкими, людьми;
  • конфликтность;
  • отказ идти на компромиссы;
  • скептицизм и недоверие, граничащее с паранойей.

Как это ощущается изнутри

Ощущения самого человека достаточно сложно поддаются описанию, в первую очередь потому, что такие люди редко осознают свое состояние как ненормальное.

Внутреннее состояние будет характеризоваться крайней степенью запутанности в собственных желаниях и нуждах, конфликтах с самим собой, иногда аутоагрессией.

Пассивная форма в таком случае может ощущаться как заторможенность сознания, крайняя степень равнодушия по отношению ко всем окружающим вещам и людям.

Что делать, если это коснулось ваших родных?

Если вам кажется, что у кого-то из ваших близких есть признаки негативизма в поведении, то, в первую очередь, стоит обратиться к психологу или психотерапевту для разрешения внутренних проблем, которые вызвали такое состояние, так как само по себе такое патологическое упрямство лишь следствие, поэтому для того, чтоб его преодолеть, необходимо работать с первопричиной.

Среди методов психотерапии дошкольникам и младшим школьникам больше всего подходит игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия и т. д.

Для подростков-негативистов и взрослых лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия. Также важно не забывать о собственном отношении к вашим близким. Психотерапия будет максимально успешной только в том случае, если вы будете работать над этой проблемой в команде.

Для того чтобы скорректировать негативистское поведение и по возможности избежать каких-либо конфликтов, необходимо проявить изобретательность. Особенно это касается детей.

Нужно исключить любое психологическое давление на ребенка, ни в коем случае не должно быть угроз или физических наказаний – это только усугубит ситуацию. Вам придется применять так называемую «мягкую силу» - договариваться, подстраиваться, идти на компромиссы.

Желательно вообще избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы ребенок начал следовать позитивным моделям общения и взаимодействия с окружающими. Не забывайте хвалить его каждый раз, когда он делает что-то хорошее, идет на уступки, помогает вам, спокойно общается с другими людьми. В преодолении негативизма механизм положительного подкрепления играет важнейшую роль.

Не допустить - лучший, но порой сложный выход

Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием.

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки.

Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают.

Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.

Самое важное, что необходимо запомнить обо всем вышесказанном: негативизм не причина, а следствие. Избавиться от него можно только избавившись от проблемы, которая его вызвала.

Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием.

Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Что такое негативизм

Под понятием «негативизм» подразумевается специфическая форма поведения человека, когда он без явных на то причин демонстрирует сопротивление в ответ на любые внешние факторы воздействия. В психологии такой термин используется в качестве обозначения противоречивости субъекта, действующего противоположно ожиданиям окружающих даже вразрез с личной выгодой.

В широком понимании слова негативизмом называют отрицательное восприятие человеком его окружения в целом. Что же это такое, и в каких случаях применяют данное обозначение, более подробно мы расскажем далее.

Специфическое поведение и основные причины его проявления

Негативизм как форма поведенческой деятельности человека может быть чертой характера или ситуативным качеством. Он может проявляться в виде демонстративно выражаемого недовольства, в склонности к негативному мышлению и высказываниям, в видении в окружающих лишь их недостатков, в недоброжелательном настрое.

Если предположить, что человек – это программируемое существо, то становится понятно, что является фактором, провоцирующим негативизм. С момента рождения и на протяжении всего детства индивидуум получает извне множество различных установок. Таким образом формируется его сознание и вырабатываются определенные реакции.

Стоит заметить, что во всем таком «наборе установок» всегда присутствуют негативные предпосылки, которые вырабатываются у ребенка, когда ему говорят то, с чем он не согласен. Именно это несогласие закладывается в далекий «ящик» подсознания и может проявиться с течением времени в виде таких комплексов либо специфических черт характера, как:

  • Робость.
  • Неуверенность в себе.
  • Чувство вины или одиночества.
  • Неспособность быть самостоятельным.
  • Излишняя подозрительность.
  • Скрытность и многие другие.

Примерами фраз, предрасполагающих к развитию негативизма, которые может слышать ребенок в детстве, могут быть: «не крутись», «не лезь», «не кричи», «не делай этого», «никому не верь» и т.д. Казалось бы, безобидные слова, которыми оперируют родители, дабы обезопасить и уберечь от ошибок свое чадо, усваиваются им на бессознательном уровне и в дальнейшем попросту начинают отравлять ему жизнь.

Самое опасное то, что возникнув однажды, негативная установка не исчезает. Она начинает проявляться практически во всем через эмоции, чувства или поведение.

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

В психологии в связи понятием негативизма рассматриваются две основные формы поведенческой деятельности субъекта:

1. Активный негативизм – форма поведения индивида, при которой он резко и довольно рьяно выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Подвидами такой формы негативизма являются физиологические (протест человека выражается в отказе от еды, нежелании что-либо делать или говорить) и парадоксальные (намеренное желание сделать что-либо наоборот) проявления.

2. Пассивный негативизм – форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании индивидом просьб или требований. У ребенка в бытовых условиях такая форма проявляется в виде отказа сделать то, о чем попросили, даже если отрицание идет вразрез с его собственными желаниями. Например, когда ребенку предлагают поесть, но он упорно отказывается.

Наблюдаемый у детей негативизм заслуживает особого внимания. Связано это с тем, что ребенок часто пользуется такой формой сопротивления, противопоставляя его воображаемому либо действительно существующему негативному отношению к нему со стороны взрослых. В подобных ситуациях отрицательные установки приобретают постоянный характер и проявляются в виде капризов, агрессии, замкнутости, грубости и пр.

К причинам проявляющегося у детей негативизма относят в первую очередь неудовлетворенность определенных их потребностей и желаний. Выражая свою потребность в одобрении или общении и не получая отклика, ребенок погружается в свои переживания. В результате начинает развиваться психологическая раздраженность, на фоне которой как раз и проявляется негативизм.

По мере того как ребенок будет взрослеть, он будет осознавать природу своих переживаний, а это, в свою очередь, позволит проявляться негативным эмоциям намного чаще. Длительная блокировка и игнорирование потребностей ребенка со стороны взрослых и родителей может привести к тому, что отрицание станет постоянной чертой его характера.

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса. Однако в любом из случаев основной причиной выражаемого негативизма являются дефекты воспитания и отношение к жизни, которое было сформировано в определенных условиях.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Хотя негативизм – явление довольно распространенное для современного человека, оно легко поддается коррекции. При своевременном обращении к специалисту за помощью человек сможет избавиться от отрицания и перестанет видеть в окружающем один негатив.

И самый главный совет

  • Понятие негативизма: симптомы и особенности проявления у детей и взрослых

    Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

    В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

    С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

    С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

    Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

    Причины негативизма

    Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

    • беспомощность;
    • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
    • самоутверждение;
    • выражение мести и неприязни;
    • недостаток внимания.

    Признаки

    Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

    • мысли о несовершенстве мира;
    • склонность к переживаниям;
    • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
    • неблагодарность;
    • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
    • мотивация посредством негативной информации;
    • акцентирование внимания на негативном.

    Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

    • боязнь напороться на неприятности;
    • чувство вины;
    • страх утратить имеющееся;
    • недовольство своими результатами;
    • отсутствие личной жизни;
    • желание доказать что-то окружающим.

    При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

    Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

    Виды негативизма

    Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

    Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

    Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

    Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

    Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

    Глубинный негативизм - внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

    Негативизм и возраст

    Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

    Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм - речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

    Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрастелет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

    В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрастелет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

    Понятие негативизма: симптомы, способы преодоления

    Негативизм является достаточно частым состоянием каждого человека. В данном случае больной отторгает, не принимает мир, постоянно имеет негативный настрой жизни. Негативизм может быть чертой характера или ситуативной реакцией. Психиатры часто связывают негативизм с кататонией, шизофренией. Некоторые считают, что человек меняет свое отношение к жизни, когда переживает возрастной кризис. Он может наблюдаться в подростковом возрасте, а также у деток 3 лет. Как портит жизнь негативизм? Чем он вызван? Насколько опасно такое состояние?

    Описание

    Зигмунд Фрейд считал, что негативизм – это своеобразная психологическая защита. Некоторые связывают понятие негативизма и нонконформизма, когда человек полностью противостоит миру, не принимает его таким, каким он есть, отказывается признать установленные порядки, традиции, ценности, законы. Противоположным и не очень приятным состоянием является конформизм, когда человек подстраивается под всех остальных.

    Психологи два типа поведения связывают с детским возрастом. А вот зрелый человек уже становится независимым. Взрослым считается человек тогда, когда начинает использовать свою свободу в весьма полезных целях – любит и заботиться о ком-то, совершает достойные поступки.

    Негативизм – это своеобразное восприятие жизни, она кажется серой, страшной, все события трагические, мрачные. С этим состоянием нужно своевременно бороться, иначе оно негативно отразиться на образе жизни.

    Причины негативизма

    У каждого человека эта черта характера формируется из-за разных внешних и внутренних факторов. Чаще всего – это сбои в гормональном фоне, наследственность. Также могут повлиять такие моменты:

    • Физическая беспомощность.
    • Нет умений, сил, чтобы преодолеть трудности.
    • Самоутверждение.

    Симптомы

    Узнать о тяжелом состоянии человека не сложно, его сразу же видно:

    • Появление мыслей о том, что мир несовершенен.
    • Склонен к постоянным переживаниям.
    • Не любит людей с позитивным мышлением.
    • Вместо того, чтобы решить проблему, больной проживает ее.
    • Только негативная информация мотивирует больного.
    • Человек делает акцент только на негативе.

    Психологам удалось установить факторы, из-за которых появилось негативное мышление:

    • Появление чувства вины.
    • Страх неудачи, неприятностей.
    • Страх потерять все, что есть.
    • Нет личной жизни.

    Когда общаешься с человеком, имеющим негативное мышление, нужно быть предельно осторожным, ни в коем случае не говорить прямо о его патологии. Все может закончиться непредсказуемой реакцией. Каждый человек должен сам понять, в каком он состоянии.

    Виды негативного восприятия

    Люди специально делают все назло. Больше всего негативизм беспокоит деток 3 лет. Чаще всего наблюдается речевой негативизм. Малыши отказываются выполнять любую просьбу. У взрослого патология возникает во время шизофрении. Когда больного просят повернуться, он специально отворачивается в другую сторону. Здесь важно отличить негативное отношение к жизни от упрямства.

    Больной полностью игнорирует просьбы и требования. Эта форма сопровождает кататоническую шизофрению. В данном случае, когда человек хочет повернуться, у него возникает сопротивление, повышается мышечный тонус.

    Дополнительно выделяют глубинный, коммуникативный, поведенческий негативизм. В случае поведенческого негативизма человек делает все наперекор. Поверхностный, коммуникативный выражается в виде непринятия окружающего мира, а также конкретного дела. При глубинном негативизме человек внешне позитивен, улыбается, радуется жизни, а внутри у него «буря негативных эмоций», которые рано или поздно могут вырваться наружу.

    Особенности детского негативизма

    Впервые ребенок сталкивается с негативным мышлением в 3 года. В этот период он осознает, что независимым от мамы – все может сам. Именно в этом возрасте дети сильно капризничают, не принимают родительскую помощь. Если своевременно не принять меры, негативизм будет наблюдаться и у дошкольников.

    У некоторых школьников негативизм сопровождается мутизмом, при котором дети отказываются общаться. Что делать? Обращать внимание, как развивается ребенок, исключить серьезные проблемы с соматическим, психическим развитием. В трехлетний кризис речевой негативизм – это частое проявление. Иногда такое состояние характерно и для деток 7 лет.

    Внимание! Детское негативное мышление может быть первым признаком психической патологии, личностной травмы. Если негативизм затягивается в дошкольном возрасте, необходимо срочно обращаться к специалисту. Именно в этом время могут возникать разные конфликтные ситуации дома, в школе.

    Подростковый вид негативизма протекает более ярко в 16 лет. Когда ребенок взрослеет, симптоматика исчезает. Если подросток сильно взбунтовался, нужно проконсультироваться с психологом.

    Современные психотерапевты говорят о смещении возраста у подростков. Встречаются случаи, когда молодые люди в возрасте 22 года начинают пессимистично относиться к жизни. Иногда негативизм дает впервые о себе знать в пожилом возрасте или в случае постоянных неудач. Некоторые обретают негативное мышление при параличе, деменции.

    Как избавиться от проблемы?

    Чтобы научиться позитивно мыслить нужно устранить причину того, что мучает изнутри. Если не получается самостоятельно, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом. Он проведет чистку ваших мыслей, поможет научиться воспринимать ситуацию вовсе по-другому.

    Запомните, негатив портит жизнь, он уничтожает все хорошее в человеке. Не стоит себя загонять в угол, решите свою проблему. Не можете справиться самостоятельно? Не стесняйтесь обратиться за помощью. Превратитесь в оптимиста, вот тогда жизнь наладиться, вам станет намного легче. Наконец-то вы начнете замечать яркие краски, а не серые будни. Научитесь быть счастливым!